Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дошкольник и народная культура
Фольклор
Автор: Смирнова Татьяна Николаевна   
28.12.2021 13:21

Дошкольник и народная культураДошкольник и народная культура

Большинство из нас городские жители. Каждому и нас мало приходится пребывать на природе, побывать на своей малой родине. Находясь в квартирах, на работе, остается надеяться на отпуск, выходные дни, чтобы ощутить радость пребывания. Вот эта потеря природных связей уносит не только физическое, но и душевное здоровье. Также разрушает нравственные устои. И нам стоит поучиться у наших предков, чтобы реабилитировать наше состояние.

В коллективе нашего детского сада, мы решили обратиться к основам народной культуры, чтобы сохранить традиции национальной духовности. Разработали и стали проводить комплексные занятия, развлечения, праздники. Участие детей в календарных и православных праздниках открывает целый мир музыкального детского фольклора, игрового и театрального творчества.

Дети с большим удовольствием участвуют в старинных обрядах, познают самобытность, историю нашего народа.

 

Мы живем в Чувашии. И в нашей республике существуют множество традиционных праздников календарно-сезонного характера. Включение их в образовательный процесс позволяет формировать у детей интерес, устойчивую потребность участвовать в фольклорном коллективно-творческом действе.

Сурхури — Новогодний праздник. Во время его празднования проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в Новом году. Как отмечался этот праздник.

Детвора собиралась группами и обходила деревню, каждый дом. Дети распевали песни о наступлении нового года, поздравляли, приглашали других детей присоединиться.

Сурхури! Сурхури! // Новый год, Новый год!
Ситре кетке сурхури! // Долгожданный Новый год!
Килерен киле сурепер, // Дом за домом обойдем,
Салат-хамма пухапар, // Хмель и солод наберем,

Кукаль-симес, пухапар! // Пирожочков наберем,
Сурхури ески тавапар! // Пир горою провернем!

Хозяева домов встречали детей у распахнутых ворот и угощали сладостями, пирожками и непременно – жаренным горохом. А дети пели заклинания с пожеланиями хозяевам благополучия, доброго урожая, обильного приплода скота.

В своей работе, я использовала припевки про «Сурхури», а также разыгрование сценки «Дети и хозяева». Это им очень понравилось, т.к. проводили это действо на прогулке, переходя от одной площадки (где гуляли дети) до другой с пожеланиями здоровья, счастья в Новом году.

Саварни – веселый праздник проводов зимы, встречи весны. Катание с горок с приговариванием своих просьб: кто сколько успеет высказать пока санки катятся, столько и сбудется. Конечно не обходится пиршество с блинами (икерче) и колобками (иава). Это обрядовое печенье на масленицу непременно делалось с масляной лункой сверху. В детском саду детей с чувашской кухней мы стали знакомить давно, почти каждое развлечение. Это такие блюда, как «пуремечь» — ватрушка с начинкой из пюре картофельного, «хуплу»

- это картофель с мясом, также другие блюда.

Акатуй – весенний праздник чувашского народа, который посвящается земледелию.

Начинался с сева, кончался после сева яровых. В день акатуя в деревнях утраивали праздник. Вешали в деревне флаг акатуя, приглашали старцев, они оценивали соревнования борцов в борьбе на поясах, в качестве пояса использовались полотенца. Непобежденный борец получал титул богатыря (паттар).

Его награждали бараном. Также были конные скачки. Выигрывшим дарили вышитые полотенца.

Мы тоже устраивали соревнования, проводили праздник акатуя. Знакомили дете1 с историей этого праздника, рассказывали как это все происходило раньше. Праздник проходил всегда весело, использовали много народных игр, например все они были шутливого характера, «бег в мешках», «бег на трех ногах», «бой с мешками на бревне», перетягивания друг с другом и командой каната и пр.

Уяв – весеннее-летний период, когда все уже посажено, это время игрищ и хороводов.

Утаси – сенокосная пора. В первый день сенокоса выходили все нарядные, как на праздник. Это было действительно, веселое время. А в перерывах между работой молодежь устраивала хороводы и игры. К завершению сенокоса поспевали хлеба и наступала жатва.

В православный праздник Манкун (Пасха) дети играют у нас в такие шутливые игры с деревянными разукрашенными яйцами как: «Прокати яйцо, кто дальше», «покрути яйцо, у кого будет дольше крутиться» тот и выигрывает, «собери яйца по цвету». Ч пасхальную неделю дети слушают церковную музыку, колокольный звон. Во время слушания они как бы с замиранием ее воспринимают. Их это успокаивает, дети просят послушать еще и еще. Во время «Посиделок на Крещение» я при слушании такой музыки зажигаю свечу. И тогда, дети говорят, что это «волшебная музыка», хотим слушать еще, им очень нравится.

С большим удовольствием дети участвуют в старинных обрядах. Например, в Святки переодевались до неузнаваемости в костюмы, берут шумовые инструменты и идут «колядовать» по всем группам, распевая «Колада-моляда, золотая борода, позолоченный усок, да на лбу волосок, подай, матушка, подай, тетушка, да на тарелочке, да на блюдечке». И детей угощают леденцами, мелким печеньем, конфетами.

Дети любят и забавляются встречая масленицу, пекут «жаворонков», зазывая весну закличками. А на Троицу хороводят вокруг березки на полянке.

Во время жатвы (вырма) в старину хлеба убирали в ручную – жали серпами. Жали взрослые и дети с 9-10 лет. С самыми маленькими детьми играли, нянчили их дети постарше. Красивое было зрелище в жнитво: девушки и женщины были в расшитых красным цветом белых рубахах, в полном праздничном серебряном убранстве.

Звон серебряных монет сливался с трелями жаворонков.

В своем саду мы устраивали выставку красивых национальных вышивок. Посмотрев, дети сами составляли аппликации, рисовали свои рисунки вышивок. Ведь в чувашской национальной вышивке свои есть тонкости предназначения цветов и рисунков.

Ниме – коллективная помощь устраивалась когда надо помочь дом строить, а также при различных трудоемких работах. Хозяева объезжали деревню с приглашением:

На ниме! На ниме!

Родные мои, на ниме!

Селяне и соседи, на ниме!

Вечером у хозяина стройки собирались участники помощи и он всех угощал, кормил. Звучали застольные песни, благодарность природе, селянам, родным и соседям. Перед уходом гости усаживали хозяев во главу стола, подносили им по ковшу домашнего пива и затягивали благодарственную песню, низко кланялись хозяевам и расходились по домам с традиционным «тавсси!»«Спасибо за угощение!».

В своей работе я использовала хороводные, танцевальные игры и танцы, также составляла сценарий развлечения «Ниме». Дети с большим удовольствием из больших модулей строили дом, играли и устраивали застолье, за помощь благодарили хозяев.

Вот таким образом, стараемся в познавательной форме донести до детей отражающую самобытность чувашского народа, его культурное своеобразие и наследие.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год