Сценарий семинара — практикума Тема: «Влияние народного декоративно — прикладного искусства на воспитание и развитие детского творчества» |
Фольклор | |||
Автор: Савченко Инна Викторовна | |||
26.12.2021 13:18 | |||
Сценарий семинара — практикума Тема: «Влияние народного декоративно — прикладного искусства на воспитание и развитие детского творчества» Старший воспитатель: Высшей категории Савченко Инна Викторовна МБДОУ детский сад №98 комбинированного вида г. Владикавказ, 2021 г. Цель семинара:
«Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового искусства; но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные, народные и национальные явления». В.Г. Белинский
I. Детское изобразительное творчество во многом сходно с тем, что мы видим в народном искусстве. Смелое сочетание цветов, так любимое детьми, простота формы – все это мы находим в народной игрушке, в орнаменте резьбы, в вышивке, чеканке. И все это близко и доступно детям. Действительно, как говорит И.Е. Репин, в первоначальных попытках ребенка вырезать, нарисовать, построить можно и нужно видеть начало искусства. Изделия народного творчества: деревянные и глиняные игрушки, расписная посуда, нежное кружево – наполнены красотой, радостью, добром и увлекают детей в мир прекрасной сказки. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи изделий, включают в себя цветы, листья, ягоды, траву (их ребенок видит, гуляя в лесу и парке, по участку детского сада), а также простые в выполнении полоски, круги, кольца, точки (геометрические элементы). Знакомство детей с народными промыслами помогает им войти в мир прекрасного, учит видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, повышает эмоционально-эстетическую культуру. Многие изделия народного творчества являются произведениями искусства. Они создавались руками талантливых мастеров; причем каждый делал все сам от начала и до конца. Люди всегда стремились к красоте, украшая свой дом и все, что их окружало в труде и быту. Главным учителем на пути постижения прекрасного была природа. Она же предоставляла и простейшие материалы – глину, дерево, камень, кость, лен, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия тем или иным мастерством овладевают целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы. На севере России – резьба по кости, плетение кружев и изделия из оленьего меха, центральная Россия известна производством художественных предметов из дерева и металла. Урал знаменит кружевным шитьем, ювелирными изделиями из самоцветов. Предметы народного творчества создавались для украшения жилища, в память о торжественном событии, для хозяйственных нужд, на продажу, по специальному заказу. Современная дошкольная педагогика особое внимание обращает на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, своего этноса в мировом историческом процессе. Для педагога, таким образом, важно умение реализовать потенциал национальных традиций, обычаев; воспитать в себе интерес к родной культуре. Окружение детей предметами национального характера помогает с самого раннего возраста понять, что они часть своего народа. Деятельное ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным декоративно-прикладным искусством помогает не только созерцать произведения и творения мастеров, но и самим активно участвовать в процессе творчества. Такой деятельностный, творческий подход позволит сделать знания детей более прочными, а их эмоционально-оценочное отношение к произведениям народного творчества осознанным. Знакомя детей с предметами народного быта, рисуя хохломские, городецкие и осетинские узоры, читая народные сказки, педагоги каждый раз по кирпичику закладывают фундамент гармоничного отношения к себе и окружающему миру, помогают решить одну из важных задач – научить детей жить вместе в добре и согласии. Реализовать содержание обучения можно и нужно: от внешнего, наглядного, к духовному, внутреннему и проходить через все виды деятельности: игровую, познавательную, музыкальную, художественную. Погружение дошкольника в сокровищницу национальной культуры способствует воспитанию у них социальных норм, позитивных привычек, установок, ориентаций на свой народ, которые направлены на формирование культуры личности, характера человека, наделенного национальными чертами. III. Из истории промыслов. ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ. Жестовский промысел возник в 1830г. в Подмосковной деревне. Поначалу изготовлялись бумажные подносы из папье-маше, но уже в описании Всероссийской выставки в 1889году упоминалось, что крестьяне Филипп Никитин и Осип Вишняков представили вещи, выполненные из жести… А знаменитый мастер А.П. Гогин, подносы которого – уникальные образцы тонкой «фарфоровой» росписи. ГОРОДЕЦКИЕ УЗОРЫ. В Горьковской (ныне Ниже-городской) области широко известен центр художественной росписи г.Городец – ворота в заволжский край. Основан Городец был в 1152году Юрием Долгоруким и служил крепостью для защиты восточных границ Ростово-Суздальского княжества. Промысел возник в середине XIX века в Городецких деревнях Курцево и Хлебаиха. Здесь издревле славились мастера плести деревянные кружева. Ими украшали дома, предметы быта, ткацкие станки. Расписывались также лубяные короба, игрушки, шкатулки, посуда. Излюбленным для городецкой росписи является изображение сценок из городской жизни (гуляние, чаепитие, застолье, военные действия). Еще любили рисовать фигуру коня и сказочных птиц, а также растительный орнамент, который располагался вокруг. К элементам городецкой росписи относятся: розан, розетка, бутон, яблочко, ягодка, купавка и веточки с зубчатыми листочками. Для фона чаще берут желтый цвет, а для остальной росписи – красный, розовый, синий, голубой, зеленый. Мастера составляли разные оттенки голубого, розового, зеленого цвета при помощи белил. Чтобы роспись задышала, ее оживляют белыми штрихами и точками-оживкой. В наше время Городецкие мастера, сохраняя традиционные формы росписи, создают новые типы композиции мотивов, которыми украшают детские столики, стульчики, табуретки-сундучки и т.д. РУССКАЯ МАТРЕШКА. Трудно себе представить ярмарку без матрешки. Она появилась много позже игрушки глиняной. Матрешке почти сто лет. Привезли ее из Японии. Вернее, привезли не ее, а японскую куколку Кокэси и фигурку добродушного старика, мудреца Фукурумы, у которого голова вытянулась вверх потому, что он все время думал. Фукуруму можно было раскрыть, в нем находилось еще несколько фигурок. Игрушка была необычной. Она понравилась и взрослым, и детям. Первая русская матрешка состояла из восьми фигурок. Фигурка каждой выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней еще фигурка. Матрешки бывают разные: двухместные, десятиместные. Самая большая матрешка – 48-местная. Матрешек делают в Селинове, Сергиевом Посаде, Полховском Майдане, поэтому они так и называются. Делают их из липы или березы сначала самую маленькую, а затем все больше и больше. Первую матрешку расписал художник С.Малютин. Ее специально сделали для выставки в Петербурге. Фигурки матрешек, вырезанных из дерева, попадают в руки к женщинам-мастерицам. Они обмазывают их крахмальным клейстером, сушат. Становятся фигурки белее снега. Затем перышками и кисточками мастерицы начинают их раскрашивать. Когда матрешки из России появились на Всемирной выставке в Париже, они сразу завоевали всеобщее признание и любовь, стали символом страны. ДЫМКА. Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково неподалеку от города Хлыново. Так раньше называлась Вятка. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки с озорным названием – Свистунья. Старики рассказывают такую легенду. Однажды к крепостным стенам слободы подошли враги. Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость. Все жители, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого шатались деревья и разрушались терема. Враги решили, что их окружает великое Войско и в страхе бежали. С тех пор ни один праздник не обходится без ярких игрушек-свистулек. Элементы росписи Дымки – древние символы языческой веры. Круг – символ солнца и каравая хлеба. Точки – звезды, волнистые линии – вода, прямые линии – дорога. Расписываются игрушки красным, синим, оранжевым, желтым, зеленым цветом. Черный берется как дополнительный. ГЖЕЛЬ. Гжель, Гжель – что за название, что за слово такое? Древнее название Гжель произошло от слова «жечь». Деревня славилась огневым промыслом. Из чудесной глины мастера-гончары делали игрушки и посуду, делают и сейчас. Сделают изделие, обожгут его в печи и начинают расписывать. Рисуют мастера голубым цветом красивые цветы, садовые и полевые (астры, розы, незабудки). Еще рисуют злаки, травку, птиц. Рисуют мастера синей, голубой, реже фиолетовой. А, если вся посуда голубая, то рисунок наносят золотом. Когда роспись покрывают глазурью, она называется подглазурной, а если рисуют сверху глазури, называют надглазурной. ПАВЛОВОПОСАДСКАЯ Недалеко от города Москвы стоит славный город ШАЛЬ – народное чудо Павловский Посад. В давние времена жили в этом городе мастера умелые. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, всех людей порадовать да край свой прославить. И самый энергичный и хваткий зажиточный крестьянин Иван Лабзин основал в городе большую ткацкую фабрику. А один из его сыновей решил ткать да разукрашивать разными красками платки шерстяные. И назвали те платки – шалями. Изначально искусные мастера расписывали платки вручную. Украшали их каймой узорчатой да цветами, листьями, букетами красоты невиданной. Стоит приглядеться, и увидишь в узорах цветы знакомые, что в лесу растут, на лугу или в саду. Позже у мастеров появились помощники – машины. С тех пор стала фабрика выпускать великое множество шерстяных шалей для красавиц русских. А когда повезли павлопосадские шали на выставки в другие страны, то полюбились они людям по всей земле. Все хвалили русских мастеров да уважали. Павлопосадский платок до сих пор является лучшим подарком для женщины! ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА. Расскажу — ка я вам легенду. Когда-то, давным- давно, от царской немилости сбежал в леса мастеровой человек. Срубил избу, смастерил лавки, стол, полки. Из дерева вырезал посуду. Прилетали к нему птицы, и он всегда их кормил. Однажды прилетела к нему жар-птица, он и ее накормил. В благодарность за доброту жар-птица взмахнула крылом, коснулась им посуды – и стала посуда золотой. Никто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по-своему. Кроме птиц любят хохломские мастера рисовать различные сказочные сюжеты, животных, фантастические цветы, ягоды: землянику, малину, крыжовник, смородину, рябину. Без уменья и старанья такую посуду не сделать. А времени сколько надо! Посуду эту вытачивают на токарном станке из липы или березы, а сверху покрывают тонким слоем глины. Когда заготовка высохнет, ее покрывают толстым слоем олифы и красят серебристым алюминиевым порошком, а затем расписывают. После сушки в печи серебро дает золотистый оттенок. И поэтому хохлому называют «золотой», «пламенной». Расписывают изделия «травкой» и «кудриной». При росписи используют красный, зеленый, желтый, черный цвет. IV. Художественные принципы ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством. Исследователь специфики декоративно-прикладного искусства Л.Д. Рондели отмечал: «У народного и детского творчества одна природа: их роднят такие свойства, как непроизвольность, непосредственность, простота, живость и богатство воображения, чувство радости, праздничности, наивность…» Л.Д. Рондели выделил художественные принципы, которые позволяют педагогу выстроить универсальную схему ознакомления дошкольников с различными видами народного творчества. VI. Элементарное моделирование с помощью ложек. Воспитателям задается загадка: «Сама не ест, а всех кормит!» (ложка) Деревянные ложки давно стали не только предметом быта, но и полноценным ударным музыкальным инструментом, на котором дошкольник может играть самые замысловатые ритмы, создавать импровизации, музицировать соло и в ансамбле, доставляя радость себе и окружающим. Стоит подчеркнуть, что область применения ложек не ограничивается только музыкальным воспитанием. С помощью ложек дети, как самостоятельно, так и при опосредованном участии взрослого, могут заниматься элементарным моделированием, выкладывая по образцу или по памяти различные геометрические фигуры, цифры и даже фигуры-образы неживых предметов и живых существ. Подобные упражнения значимы для развития у дошкольников пространственно-образного мышления, концентрации внимания, творческого восприятия и памяти, а также развития мелкой моторики пальцев рук. Таким образом, ложки выступают в роли предметов-заменителей, наделенных неспецифическими свойствами. Процесс выкладывания, перестраивания ложек интересен детям, так как это прежде всего игра, что дополнительно мотивирует детей заниматься, развиваясь дальше. Задание воспитателям: Каждой группе воспитателей (они делятся на две, три команды) предлагается с помощью ложек смоделировать по памяти различные фигуры-образы. Кто больше смоделирует образцов. (каждый по одному и по очереди в команде, стараясь не повторяться) VII. Практикум: «Народные умельцы – среди нас». Задание: Расписать плоскостные изображения предметов, используя элементы разных видов декоративно – прикладного искусства. (на столах располагается все необходимое оборудование для этого задания). Закрепление материала на практике. VIII. Рефлексия: Велика Россия наша, И талантлив наш народ, О Руси родной, умельцах На весь мир молва идет. Золотая хохлома, Ей не налюбуются, И в Париже, и в Нью-Йорке Хохлома красуется. В Гжели делают посуду – Сколько радости для глаз! Подрастают мастерицы, Может быть и среди нас. Я куплю себе свистульку, Буду трели выводить, Мастеров из славной Дымки Никогда нам не забыть! Любовались гости чудом, Громко восхищались – Городецкой красотой Сраженные остались. Наша Русская матрешка Не стареет сотню лет, В красоте, в таланте русском Весь находится секрет. Славится и наш Кавказ Умельцами народными, Посуда и камень Мебель и шерсть Все могут руки народные! Мы славим горные края, Где луч в снегах играет светлый Природа, люди – все напоказ Талантам края в Осетии нету! Ты играй моя гармошка, Ты нам домбра подпевай, Мастеров Руси великой Во весь голос прославляй!!!
|