Приобщение воспитанников к культуре северного народа-саами в ДОУ |
Фольклор | |||
Автор: Пешкова Нелли Викторовна | |||
23.04.2021 16:49 | |||
Приобщение воспитанников к культуре северного народа-саами в ДОУ Пешкова Нелли Викторовна, Старший-воспитатель, МБДОУ «Детский сад №3», п. Ревда, Ловозерский район, Мурманская область. Приобщение нового поколения к истокам народной культуры учит ребенка любить, уважать, воспитывает в нем доброту, благородство, любовь к Родине, человека. Она близка и доступна детям, вызывает у них живой отклик и побуждает к творчеству. Творчество, быт и традиции саамского народа особенно актуальны для наших детей-северян, ведь Кольская Земля, Ловозерский район, п. Ревда — наша малая Родина, где с давних времен живет народ саами. С целью ознакомления детей с культурой северного народа саами, в нашем детском саду создан мини-музей «Наш край». Здесь представлены: макет тундры, предметы саамского прикладного творчества, литература по ознакомлению детей с культурой и историей Кольского Заполярья, самобытные саамские музыкальные инструменты, куклы в национальных костюмах. Экспонаты музея используются в качестве методического материала во всех видах образовательной деятельности: развитии речи, игре, рисовании, лепке, ручном труде, экологической деятельности, музыке, пении, хореографии. Формы работы в музее самые разнообразные:
На базе музея проводятся фотовыставки, вернисажи детских рисунков, тематические вечера; действует клуб встреч с интересными людьми: саамскими поэтами, писателями, композиторами. Ведется просветительная работа с родителями.
Группы, холлы, переходы детского сада оформлены в саамском стиле. В группах созданы уголки саамского быта и культуры. Имеется литература о краеведении, сборники саамских сказок и стихов саамских поэтов, аудиозаписи и нотные сборники с музыкальными произведениями народов Севера, современных северных композиторов, северных композиторов-классиков. Саамская сказка, которая является проводником и хранителем народной педагогической мудрости, занимает одно из центральных мест при ознакомлении детей с родным краем. За многовековую историю своего существования, саами накопили богатый опыт воспитания детей, запечатленный в сказках и легендах. Через них осуществлялось трудовое, умственное, физическое, нравственное и эстетическое воспитание детей. Дидактизм является одной из важнейших особенностей саамских сказок. Образность этих сказок облегчает их восприятие детьми. Эти особенности саамских сказок позволяют использовать их при решении педагогических задач. Педагоги детского сада знакомят детей с саамскими сказками, собранными: В. Черналусским, Г. Кертом, Н. Харузиным; авторскими сказками Н. Большаковой, Н. Богданова. Несмотря на некоторую отчужденность имен героев и названий сказок, детей привлекает их новизна и особый колорит. Прослеживается, что при слушании сказок ребенок мысленно «входит» внутрь события, пытается принять сторону того или иного героя, переживает его радости и печали. Разыгрывая саамские сказки в театре кукол, играх-драматизациях, спектаклях, наши дети очень полюбили персонажей саамского эпоса. С интересом они изображают Пеййвь – Солнце, которое прививает детям такие качества, как добро и справедливость; Мяндаш – Оленя, который учит детей беречь и любить северную землю; вместе с Талл – Медведем ребята проходят школу поведения в обществе. С большим удовольствием дети играют в находчивых Чахкли, рядом с богатырем Ляйне защищают саамский народ от «чуди» иноземной, «оживляют» Сейды – волшебные камни, ягоды, превращаются в различных зверюшек, помогают сказочным героям преодолеть Зло во имя Добра. Также в детском саду на основе разыгрывания саамских сказок педагоги создали цикл интегрированной образовательной деятельности, в который включены познавательные, продуктивные, музыкальные, речевые и физкультурные виды деятельности. Педагогический коллектив нашего детского сада убежден, что ознакомление дошкольников с региональным наследием будет способствовать решением приоритетных задач формирования личности ребенка-дошкольника: развитию познавательной, творческо-деятельностной сфер, самосознания, способности сознательно и уважительно относиться к родному краю, к его культурно-историческому прошлому, что способствует не на словах, а на деле воспитанию патриотических качеств личности ребенка.
|