Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у Федоры».
Фольклор
Автор: Глушкова Ольга Ивановна Мазитова Гулия Сахабутдиновна   
22.02.2021 13:52

Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у Федоры».Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у Федоры».

Глушкова О.И., Мазитова Г.С., МАДОУ «Детский сад № 263 комбинированного вида» Вахитовского района г.Казани.

Цель — формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.

Задачи:

  • обучающие — познакомить детей с устройством русской избы; познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; расширять словарный запас: изба, лавка, самовар, ухват, чугун;
  • развивающие — развивать наглядно-образное мышление, внимание, память; развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр, закрепить умение работать с тканью, складывать ее в определенном порядке, получая куклу;
  • воспитательные — воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору, воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, воспитывать трудолюбие.

Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, стол, старинная посуда, самовар, половик, ухват и т. д.); дидактическая игра «Что было, что стало»; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.

 

Скачать конспект

Словарная работа: обогащать и активизировать словарь детей словами: горница, изба, рушник, чугунок, ухват, сундук, половик и др.

Ход занятия.

Дети входят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме.

Федора: Здравствуйте, ребятушки, меня зовут Федора.

Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

Федора: Правильно. Россия. А в старину нашу страну ласково называли Русь, Русь-матушка. Давайте детушки вспомним как на Руси люди здоровались и также поздороваемся с гостями нашими.

(Дети опускают правую руку на сердце и поклон).

Федора: Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные. А что означает это слово – «здравствуйте»?

Дети: ответы детей.

Федора: Здравствуйте от слова «здравие»«здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.

Федора: Детишки, а что на мне одето, как вы думаете?

Дети: сарафан.

Федора: Ребята, это русский национальный костюм. Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами, поверх нее надевали сарафан. Девушки могли ходить с открытой головой. Они, как правило, заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом. В праздничные дни одевали кокошник и душегрейку. Мужской костюм состоял из рубахи, кушака (пояса), штаны (порты) и сапоги.

Федора: Ребята, а сейчас я приглашаю вас ко мне в гости, в старинную избу. Входите, гости дорогие! Вот мой дом! Милости просим! Всем покажу как я живу.

Дети идут с Федорой в русскую избу, заходят, садятся на лавочки.

Федора: А вы знаете, что такое изба?

Дети: ответы детей.

Федора: Правильно, это дом, построенный из бревен, из дерева. Значит дом какой?

Дети: деревянный.

Федора: Да, деревянный. В деревянных домах всегда было тепло и уютно. Посмотрите на убранство дома.

Федора: Ну а теперь скажите, гости дорогие, куда я вас пригласила?

Дети: в горницу.

Федора: Правильно! В горницу! А что означает это слово?

Дети: комната.

Федора: Правильно. Посмотрите, ребята, а что это лежит на полу? Это половик. В старину женщины сами вязали крючком, или ткали на специальных станках такие половики. Посмотрите, какой он красивый! Как вы думаете, а для чего использовали половики? Правильно, их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами.

Сейчас я загадочки вам загадаю. А вы отгадайте и расскажите, для чего нужны эти предметы.

В избе – изба, на избе – труба.

Видит пламя народ, а тушить не идёт.

Дети: печка.

Федора: Печь в избе — самое главное? Без неё в избе жить невозможно.

В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете? А для чего нужна печь в доме?

Предполагаемые ответы детей: В печи готовили еду, пекли хлеб. На печке сушили грибы, ягоды и разные травы. А еще печь нужна для обогрева жилища.

Федора: Правильно, дети! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. А сделана печь из кирпичей, значит она какая?

Дети: кирпичная.

Федора: с печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках встречается печка?

Ответы детей: Гуси-лебеди, Волк и семеро козлят, Колобок.

Федора: А теперь послушайте ещё загадку.

Ножек 4, а шляпа одна

Нужен, коль станет обедать семья.

Дети: стол.

Федора: в русской избе все сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая. Давайте посмотрим на стол в моей избе. Подойдите к столу. Давайте рассмотрим посуду. Какая она красивая. (Подходим и рассматриваем).

Федора: деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.

Федора: любили люди почаевничать, т.е. чай попить.

А вот послушайте загадку, и подумайте, в чем кипятили чай?

Выпускает жаркий пар,

древний чайник …

Предполагаемые ответы детей: Самовар.

Воспитатель: правильно, дети! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, прикусывая кусочками сахара. Давайте попробуем и мы с вами.

(Дети пьют чай из игрушечных блюдечек).

Воспитатель: а попив чая, люди любили повеселиться.

Подвижная игра «Заря-заряница».

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила.

Косы золотые, в ленты обвитые.

С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.

Воспитатель: а еще в каждом доме был сундук. Давайте заглянем в наш сундук и посмотрим, что там лежит.

Воспитатель: долгими зимними вечерами бабушки, мамы, старшие сестры учили детей изготавливать кукол. Кукла пришла к нам из глубокой языческой древности, когда она являлась магическим предметом. В стародавние времена кукол приносили в жертву Богам, прося у них взамен богатого урожая, хорошей погоды и счастливой любви. В каждом доме кукол было очень много, до 100 штук. И не удивительно, дети начинали вертеть кукол с 3 лет. Считалось, чем больше кукол, тем больше счастья в семье. А по тому, как дети относились с куклам, судили о будущем благополучии семьи. Если дети бережно обращались с куклами, то будет в доме достаток и счастье. Если небрежно и бросали где не попадя то, жди беды. Игрушки мастерились из разных материалов – вырезали из дерева, лепили из глины, плели из соломы, вязали из ниток. Но, пожалуй, самыми любимыми у всех поколений были куклы, сделанные из лоскутов ткани. Давайте мы с вами перенесемся в давние времена, сядем за стол и изготовим куклу своими руками.

Воспитатель: традиционная тряпичная кукла без лица. Лицо у всех кукла оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать. Эти куклы считались обереговыми. Обереговые куклы служили для того, чтобы защитить дом и его жителей от сглаза, от болезней, от ссор, чтобы принести в дом счастье и достаток. Этих кукол очень берегли, отводили им в доме специальные места. Для их изготовления нельзя было применять колющие и режущие предметы.

Дети изготавливают по схеме обереговую узелковую куклу.

Федора: Понравилось ли вам, ребятки, у меня в гостях?

А куда я вас приглашала? А как называется комната, в которой вы были? А

без чего в избе жизни нет? А что больше всего понравилось?

(Дети в избе находят предметы быта старины и называют их.)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год