«Народное творчество, как элемент патриотического воспитания дошкольников» |
Фольклор | |||
Автор: Чебанова Марина Генадьевна Хайрулина Наталья Васильевна Бережко Елена Викторовна | |||
22.02.2021 11:27 | |||
«Народное творчество, как элемент патриотического воспитания дошкольников» «Изучайте фольклор, учитесь на нем! Без знания прошлого нет будущего». М. Горький. Подготовили МБДОУ МО г. Краснодар «детский сад №228»
«Все начинается с детства…». Эта крылатая фраза как нельзя лучше отображает всю суть патриотического воспитания в детском саду. Что такое чувство патриотизма? Понятие «чувство патриотизма» так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено в нескольких словах. Это и любовь к своей семье, родным местам, родному городу, и гордость за свой народ, и ощущение единения с окружающей нас действительностью, и приобщение к народным традициям.
В последние годы активно растет национальное самосознание, усиливается внимание различных наций, народов, народностей к сохранению и развитию своих культур, языков, к возрождению традиций. Народные культура и традиции – тема особенно трепетная для восприятия дошкольниками. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит — и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике, не только потому что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки. Основные задачи педагогов дошкольного образования на сегодняшний день:
Добиться этого поможет систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры в образовательном процессе. Однако, работая с дошкольниками, необходимо, прежде всего, опираться на доступность материала для детского восприятия. Фольклор – наилучшее решение вопроса. Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания дошкольников. Использование в системе работы ДОУ фольклора значительно обогащает педагогический процесс, позволяет найти новые пути организации деятельности детей, способствует установлению хороших взаимоотношений между воспитанниками и педагогом, развитию у детей таких качеств народного творчества, как вариативность, импровизационность, коллективная одухотворенность и др. Слово фольклор имеет английские корни, это производное из двух слов "фольк" — народ, "лор"- учение. Таким образом, дословно фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды и т. д. Люди, создавшие их когда-то, передавали их другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность. Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии — детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений. Доказано, что именно в дошкольном возрасте также идет интенсивное развитие эмоционально — психологической сферы. А для патриотического воспитания особенно важно, чтобы яркие примеры надолго оставались в памяти ребенка. Такими яркими примерами и наполнено фольклорное наследие русского народа. Какие виды фольклора используются для дошкольников? Вариантов не счесть: частушки, потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки и чистоговорки, дразнилки, прибаутки, шутки, перевертыши, докучные сказочки, народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки. Образный поэтический язык потешек и прибауток как нельзя лучше выражает нежность и заботу, особые интонации помогают ободрить или успокоить малыша, что особенно ценно во время адаптационного периода в дошкольном учреждении. Как правило, приговорки, народные песни и потешки – это первые произведения, с которыми знакомится ребенок. Именно они формируют его мировоззрение, обогащают ощущения, развивают речь и память. Их напевность и выразительность порождают желание запомнить и повторить их. Через них устанавливают контакт между ребенком и взрослым. Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни. Фольклор знакомит детей с самыми главными и простыми понятиями о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Помимо всего этого фольклор еще и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Как видим, не так уж и сложно, а даже увлекательно для нас, взрослых, можно воспитать в ребенке настоящего патриота! Любите своих воспитанников! Любите свой народ! Уважайте культуру своей страны и приобщайте к этому подрастающее поколение!
|