Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Творческий проект «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры».
Фольклор
Автор: Мравян Оксана Юрьевна   
02.04.2017 17:22

Творческий проект «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры».Творческий проект «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры».

Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 Московского района Санкт-Петербурга»

Сроки реализации 27. 03. 2017г. – 31. 03. 2017г.

Подготовила:

  • Мравян Оксана Юрьевна
  • Ракитина Ирина Викторовна

2017год

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

 

Актуальность.

Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов – декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Продукция русских народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность.

Филимоновская игрушка, хохломская роспись, гжель и другие промыслы нравятся детям. Они с удовольствием берутся за роспись, лепку, плетение, вышивку. Творческая работа в традиционных народных техниках учит быть терпеливыми – чтобы создать самостоятельное изделие, нужен кропотливый труд. Знакомство с народными ремеслами дает представление о разных материалах, способах их обработки, художественных приемах украшения предметов быта, интерьера, одежды, игрушек.

Народные промыслы позволяют ребенку выразить собственное отношение к игрушке, тарелочке, матрешке или другому предмету, которое создается своими руками. Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения, навыков работы с инструментами – народные промыслы дают широкий простор для развития и воспитания.

Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Цель

  • Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;
  • создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.

Задачи

  • Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
  • Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
  • Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
  • Воспитывать уважение к культурам других народов.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
  • Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).
  • Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
  • Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
  • Пополнение образовательной — культурной среды в группе дидактическим материалом "Декоративно-прикладное искусство русского народа", "Национальные русские костюмы ", "Национальный орнамент", "Русские народные сказки ", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры"; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту;
  • Подбор методической, научно — популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
  • Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

Планируемые результаты

  • Расширение представлений детей об окружающем мире.
  • Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
  • Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников.
  • Знание правил народных игр, умение в них играть.
  • Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

1. Социально-коммуникативное и речевое развитие.

Ситуативные разговоры, свободное общение:

  • «Традиции русского народа»;
  • «О русских народных промыслах»;
  • «Русская матрёшка»;
  • «Устное народное творчество в России»;
  • «Русские народные музыкальные инструменты».

Коммуникативное развитие (развитие речи):

  • Составление рассказов по пословицам и поговоркам.
  • Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.
  • Пересказ русских народных сказок.
  • Викторина по русским народным сказкам.

Разучивание:

  1. Закличек: «Приходи, весна!», «Жаворонки».
  2. Песенок-потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру...», «Ласточка-ласточка».

Сюжетно-ролевые игры:

  • «К нам гости пришли»;
  • «Ярмарка».

Дидактические игры:

«Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Составь картинку», «»Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи»,

Русские народные подвижные игры и игры-забавы:

«Гуси-лебеди», «Сова», «Баба- Яга», «Волк и ягнята», «Карусель», «Пирог», «Колпачок», «Плетень», «У медведя во бору», «Гори-гори ясно».

2. Познавательное развитие.

Беседы:

  • Народные обряды и обычаи встречи весны;
  • «Исконные символы России»;
  • «Чудо-чудное, диво-дивное»;
  • «Как раньше в гости ходили».

Рассматривание и чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева); иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.

Презентации:

  • «Быт и предметы утвари»;
  • «Русская народная кукла».

3. Художественно-эстетическое развитие.

Чтение:

  1. Русский фольклор: «Николенька-гусачок...», «Как у бабушки козёл...», «Ранним-рано поутру...», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка...», «Дождик, дождик, веселей...», «По дубочку постучишь».
  2. Русские народные сказки: «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».

Предметы художественных промыслов:

  • Предметы городецкой росписи;
  • Филимоновские дымковские игрушки;
  • Загорские и Семёновские матрёшки.

Репродукции картин художников:

А.М. Кучумов «Весна»; И.Левитан «Весна. Большая вода»; Б.М. Кустодиев «Масленица»; А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; А.М. Васнецов «Родина».

Книги энциклопедического характера:

  1. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.
  2. «Русские художественные промыслы».
  3. Альбом «Народная игрушка».
  4. Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка», «Деревянная игрушка».

Иллюстрации:

  • О праздниках на Руси;
  • Устройство русской печи;
  • Иллюстрации старинных предметов;
  • Иллюстрации художника Ю.Васнецова к сказкам.

Музыка.

Попевки:

«Андрей-Воробей» обр. Е.Тиличеевой; «Сорока» обр. Т.Попатенко; русские народные песни, прибаутки; «Частушки», «Лиса», рус. нар. прибаутка, обр. Т.Попатенко.

Слушание:

П.И. Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р.н. песня.

Пляски и игры:

  • «Заинька», обр. С.Кондратьева;
  • «Кострома» и «Казачок», обр. М.Иорданского;
  • Р.н. прибаутки «Ворон», «Лиса»;
  • Игры с деревянными ложками.

Пение:

  • Заклички, приговорки, прибаутки.
  • Р.н. песни: «Ах, улица», обр. Е.Туманян; «По зелёной роще», «Катюша», «Солнышко, покажись».

Изобразительная деятельность.

Декоративное рисование:

«Знакомство с русским народным костюмом»,

«Русская матрёшка»

Лепка: «Пряники печатные».

Самостоятельное художественное творчество:

  1. Изготовление масок животных к русским народным сказкам.
  2. Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.
  3. Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».
  4. Пение русских народных песенок и попевок.
  5. Придумывание пословиц и поговорок.
  6. Инсценированное чтение потешек.
  7. Рассказывание сказок по ролям.

Центр театрализованных игр:

Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек.

3. Взаимодействие с семьёй:

  1. Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, телепередачи «Играй, гармонь».
  2. Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции».
  3. Приобщение детей к семейным традициям.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛЕ

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Понедельник

ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА

Познавательно исследовательская деятельность. НОД «Знакомство дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»

Музыка. НОД «Знакомство детей с русским народным музыкальным творчеством»

Беседа «Народные традиции встречи весны»

Прогулка. Экскурсия в краеведческий музей «Как жили люди на Руси?»

Русская народная игра «Колпачёк»

Рассматривание энциклопедии для малышей «Чудо-всюду».

Чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева). Рассматривание иллюстраций.

Вторник

ПРЕДМЕТЫ ИЗ

БАБУШКИНОГО СУНДУКА

ФЭМП. НОД «Народное творчество в развитии элементарных математических представлений»

Художественная деятельность. Рисование. НОД «Знакомство с русским народным костюмом»

Физическая культура. НОД «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры».

Беседа «Исконные символы России»

Д/и «Реставраторы», «Что лишнее»

«Предметы старины в загадках русского народа» — отгадывание загадок.

Путешествие в прошлое предметов (утюг).

Презентация «Русская народная кукла»

среда

ЗОЛОТЫЕ РУКИ МАСТЕРОВ

Познавательное развитие. ФЦКМ. НОД «Талант наших мастеров».

Музыка. НОД «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов».

Художественная деятельность. Рисование. НОД «Русская матрёшка»

Подгрупповое логопедическое занятие «Путешествие в историю народной игрушки»

Беседа о русских народных игрушках «Чудо-чудное, диво – дивное»

Просмотр мультфильма «Каменный цветок» (по произведению П.Бажова). Свободное рисование по мотивам сказки.

С/р игра «Ярмарка» — учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

Д/и «Народные промыслы»

четверг

РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ

Развитие речи. НОД «Народные праздники на Руси»

Художественная деятельность. Лепка. НОД «Пряничные посиделки»

Познавательная беседа «Как раньше в гости ходили». Знакомство с пословицами: «Господин доволен – хозяин рад», «Много гостей – много новостей».

Прогулка «Белая берёза»

Конкурс «Коса — девичья краса»

Подвижные игры: "Бабка — Ёжка", "У дедушки Трифона".

пятница

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Развитие речи. НОД «Жанры народного фольклора»

Физическая культура. Интегрированная НОД «Колобок».

Литературная викторина «Наши любимые сказки»

Изготовление шапочек зверей для театрализованной деятельности. Инсценировка потешек: «Тень-тень — потетень…» (под фонограмму)

Выставка рисунков в групповой раздевалке «Моя любимая пословица, поговорка, загадка…»

Игры-ситуации: «Поём колыбельные песни».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год