Значение обрядовых праздников в воспитании дошкольников. |
Фольклор | |||
Автор: Ставринова Ольга | |||
11.03.2019 16:00 | |||
Значение обрядовых праздников в воспитании дошкольников. «Воспитание, лишённое народных корней, — бессильно» Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни требуется не только помочь ребенку добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, но и воспитать в нем человечность, отзывчивость, чуткость к окружающим — задача, которую общество должно решать с самого раннего возраста. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения родной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и современные методики дошкольного образования. Удивительное и загадочное явление русской народной культуры – это обрядовые праздники. Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором.
Хотелось бы, чтобы и у современных детей тоже остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости. Календарно-обрядовые праздники в детском саду положительно влияют на детей, они стали своеобразной формой духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка. Основные приметы праздника: идея, привлекшая всех детей, чёткий сюжет, композиция, традиции, ритуалы и обычаи, костюмированность, яркая наглядность зрелища, творческое, игровое действие, неожиданность и сюрпризность. На праздники дети наряжаются в народные костюмы, предварительно знакомясь с историей русского костюма, а костюм создаёт особое праздничное настроение. На праздник девочки с удовольствием надевают сарафаны и кокошники, расписные платки, а мальчики – косоворотки. Очень важно участие родителей, которые вместе с детьми поют песни, водят хороводы, играют в народные игры. Атмосфера русского праздника «Широкая Масленица» — прощание с зимой, феерия народного танца и музыки, традиционные игры со зрителями, подбор музыкального сопровождения, игра на народных инструментах, праздничное оформление музыкального зала, сюрпризные моменты, а также выразительные, яркие образы Зимы и Весны – делает праздничное действие ярким, эмоциональным, интересным и понятным детям. Дети младшего возраста с вниманием наблюдали за действиями старших детей, а потом и сами включались в общий праздник. Дошкольники получают не только незабываемые эмоции, но и могут прикоснуться к истокам культуры своего народа, его традициям. Знакомство дошкольников с традициями русского народа через обрядовые праздники вызывает интерес к прошлому своих предков, расширяет знания и представления о культурном наследии, способствует воспитанию у детей национальных черт характера. Безусловно, такая работа расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит с народной культурой, хранит ключ к пониманию фольклорных сказок, народных преданий, традиций. Обратиться к истокам жизни, быта, духовного мира русского человека, его мыслям, чувствам, переживаниям – это задача на многие года. Основные традиции масленицы Масленица всегда праздновалась очень широко и весело. Первые три дня называли «узкой» масленицей, а с четверга Масленица уже звалась «широкой», все работы прекращались и начинались гуляния. Каждый день недели назывался по-особому и имел свои особенности. Понедельник «Встреча» — начало праздника, начало приготовления блинов. Причем первый блин обычно отдавался в церковь за помин умерших, либо же животным. Вторник «Заигрыши» — молодежь активно знакомилась и общалась между собой, катались с ледяных и снежных гор, играли в игры, приглашали друг друга в гости на блины. Среда «Лакомка» — в среду следовало наедаться блинов, дабы хватило на целый год. Четверг – «Разгул» — с этого дня разгуляй нарастал, уже открывались балаганы, народ катался на санях, участвовал в играх и кулачных боях. Пятница – «Тещины вечерки». Название говорит само за себя. В этот день ходили в гости к теще угощаться блинами на теплые семейные посиделки. Существовала интересная традиция в этот вечер Масленицы. Зять проходил мимо дома тещи и смотрел на окна. Как только, он завидит, сидящую на окне тряпичную куклу — символ Масленицы, тогда смело заходит в гости и угощается блинами. Так женщина показывала, что все у нее готово и она ждет гостей. Суббота – «Золовкины посиделки». Свекровь приходила в гости на блины к молодым. Воскресенье – «Прощеное воскресенье». Самый веселый и насыщенный день на масленичной неделе. Во-первых, просили друг у друга прощения за все обиды, да и сами прощали. Во-вторых, гуляли на улицах города до упада. И самое интересное – в конце дня сжигалось на огне чучело Масленицы. Считалось, что так задабривают зиму, как бы уговаривая ее уступить место теплой весне. Дети просто обожают Масленицу, ведь целых семь дней происходит что-то невероятное. Это и гуляния, и выпекание блинов, и походы в гости, и множество других развлечений. Масленичные игры для детей Сковорода. На полу (на земле, на снегу) начертите круг. Это сковорода. Все игроки (и взрослые, и дети) берутся за руки и прыгают на одной ноге, пытаясь толкнуть друг друга в круг. Кто попал в круг, тот «спекся» на сковороде. Задача игроков – в него не попасть. Скоморошки. Наденьте на ребенка (детей) шапочку скомороха. Можно пришить бубенчики к обычной яркой шапочке. Попросите скоморошков показать, как медведи ходят, как гуси ходят, как петушки прыгают, как козлики бодаются, как солнышко по небу катится, и так далее. В конце игры после выполнения задания скоморошки пляшут под веселую музыку вместе со всеми. Горшки. Впереди сидит на корточках «горшок». Сзади него стоит «продавец». Он предлагает свой товар, выкрикивает: «Кому горшки? Кому горшки?». Покупатель (один игрок – взрослый) присматривается к горшкам, ведет диалог – задает вопросы: «А хорош ли горшок?» Выбирает понравившийся горшок и торгуется о цене (можно продавать горшок и за 10 хлопков, и за 5 прыжков и т.п.). Если цена не устраивает, то покупатель идет дальше выбирать горшок. Если цена устраивает, то покупатель и продавец бьют по рукам и сразу же бегут по кругу в ту сторону, куда они стояли лицом. Кто прибежит первым на свое место – тот хозяин горшка. Если опоздал – становишься покупателем. Так игра продолжается. Затем продавцы и горшки меняются ролями. Дударь. Выбирается один дударь. Определите до игры место, куда нужно будет убежать от дударя. Все играющие берутся за руки, идут по кругу и говорят ритмично или поют: «Дударь, дударь дударище, старый, старый, старичище. Его под колоду. Его под сырую. Его под гнилую. Дударь, дударь, что болит?» Дударь отвечает, называя одну часть тела. Например: «Локоть болит». Значит, каждому игроку нужно взяться за локоть правого соседа. Получится замкнутый круг. Идем по кругу дальше и снова говорим или поем слова. И снова спрашиваем: «Дударь, дударь, что болит?» Дударь отвечает: «Колено болит» (или называет другую часть тела). Игроки берутся за колени друг друга и, не отпуская руки (держа их на коленях соседей) идут по кругу и поют дальше. Игра может продолжаться долго с называнием разных частей тела: ухо болит, пятка болит, спинка болит, плечо болит, щека болит). Но в конце концов дударь говорит: «Ничего не болит! Я Вас ловлю!» и догоняет игроков. Игроки должны успеть убежать от дударя в условленное место. Кто не успел – тот становится дударем. Очень веселая игра, создающая праздничное настроение. Как во нашем во дому. Игра для самых маленьких. Беремся за руки, ходим и говорим ритмично: «Как во нашем во дому Печка истоплёная, Блины испечёные, Каравай состряпанный. Эдакий уууузенький! (сходимся в узкий круг) Эдакий ниииизенький! (садимся на корточки) Эдакий широооокий! (делаем широкий круг, не отпуская рук) Эдакий высоооокий! (высоко поднимаем руки вверх, встаем на цыпочки)». Катание на лошадях. С детьми постарше можно поиграть в катание на лошадях по-другому. Возьмите красивую тесьму или ленту, привяжите на нее колокольчики. Получится упряжка. Ребенок встает в «упряжку», остальные участники берутся руками за концы тесьмы или ленты и говорят: «Стук-стук, тра-та-та, Отворяйте ворота! Отворяйте ворота! Выезжаем со двора! Но!» На это слово лошадка начинает двигаться, звенит бубенцами, пока ей не скажут «тпру». Метла. Все садятся на стулья. Выбирается один водящий. Каждому игроку назначается свое слово. Его может назвать водящий или игроки могут назначить слово друг другу. Например, первый игрок – слово «метла», второй – слово «ботинок», третий – слово «пуговица», четвертый – «ведро». Водящий подходит к игроку и начинает задавать вопросы. Отвечать на них нужно очень быстро и употребляя «своё» слово. Нельзя смеяться и даже улыбаться (это самое сложное в игре). Например. Водящий подходит к первому игроку и говорит: «Кто ошибется, тот попадется! Кто засмеется, тому плохо придется!» После этого он спрашивает: — Кто ты? — Метла. — А что ты сегодня ел? — Метлу. — А это у тебя что? (показывает на колено) — Метла. _ А это что? (показывает на две ноги). — Мётлы. И так пока у водящего не закончатся вопросы и он не перейдет к следующему игроку. Если отвечающий на вопросы игрок ошибется или не выдержит и засмеется, то он платит фант. Фанты разыгрываются после игры. Эта игра не просто веселая, но еще и очень полезная для развития речи детей. Пусть масленичные игры с детьми принесут в Вашу семью смех и радость!
|