Статья на тему: Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» |
Фольклор | |||
Автор: Кулясова Юлия Алексеевна | |||
01.03.2019 19:45 | |||
Статья на тему: Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей детский сад №8 «Ласточка». Выполнила: Воспитатель I младшей группы первой квалификационной категории Кулясова Юлия Алексеевна г. Гороховец 2019 г. Условия возникновения и становления опыта «Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». А.С. Макаренко Работая с детьми раннего возраста, заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, принимать пищу, объективно оценивать особенности своего организма. С первых дней поступления ребенка в детский сад начала работать с родителями. Выяснилось, что 70% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Проблема трудового воспитания стоит достаточно остро. Отечественные педагоги и психологи Р.С. Буре и Г.Н. Година считали, овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Актуальность и перспективность опыта Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни дошкольника. Они постоянно нуждаются в непосредственной помощи взрослого. Поэтому развитие самообслуживания играет определённую роль в жизни ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку. С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А начинается это с привития навыков самообслуживания, что очень актуально в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Ведущая педагогическая идея Для малышей процессы с навыками самообслуживания, такие как одевание, прием пищи, умывание и другие будут лучше и быстрее усваиваются в сопровождении словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества. Совместными усилиями ДОУ и семьи решила с детьми младшего дошкольного возраста начать работу по трудовому воспитанию с использованием устного народного творчества. Теоретическая база опыта В основе теоретического обоснования идеи взяты:
Новизна опыта Новизна опыта состоит в создании системы методов и приемов, направленных на работу по формированию умений и навыков самообслуживания у детей с включением адаптации опыта работы коллег МБДОУ с фольклором в условиях своей группы. Технология опыта Цель педагогического опыта: совершенствовать у детей элементарных навыков самообслуживания через малые фольклорные формы. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
На начальном этапе моей работы прошла курсы повышения квалификации на базе ВИРО по программе повышения квалификации воспитателей ДОО без опыта работы и имеющие педагогическое образование (не дошкольное) «Формирование профессиональной компетентности воспитателя ДОО по реализации ФГОС ДО» и выполнила итоговую работу на тему «Дневник педагогической практики “Организация и проведение режимных процессов с детьми в ДОО”». В практике своей работы достаточно активно использую метод проектирования, инструментом которого является интеграция, что позволяет формировать целостную картину мира дошкольника. Для успешной реализации опыта в перспективный план вошел проект: «Не мешайте нам трудиться – это в жизни пригодится» (см. Приложение 6). Организация развивающей предметно-пространственной среды является необходимым условием в развитии трудовых навыков по самообслуживанию у дошкольников. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование личностных качеств ребёнка – развивают любознательность, трудолюбие, речь, воспитывают чувство прекрасного.
Большое внимание уделяю сотрудничеству с родителями.
Из практики моей работы по формированию навыков самообслуживания с использованием фольклора, я пришла к выводу, что возможности фольклора в воспитании дошкольников очень широки и многогранны. Он создает настрой у ребёнка к выполнению трудовых действий, к их ненавязчивому повторению добиваясь совершенствования действия. Фольклор вызывает яркий эмоциональный отклик, развивает и совершенствует речь, мышление, воспитывает чувство доброты и уважения. Занятия с использованием русского фольклора рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Результативность В начале работы проводилась диагностика трудовой деятельности детей дошкольного возраста по методике автора Бабенко С.В., выявлены следующие результаты: высокий уровень – 0; средний уровень – 26 % (7 чел.); низкий уровень – 74% (20 чел.). По результатам диагностики была составлена индивидуальная образовательная траектория трудового развития детей 2-3 лет по таблице (см. Приложение №5). В феврале при повторном обследовании детей были получены следующие результаты: высокий уровень – 15 % (5чел.); средний уровень – 71 % (19 чел.); низкий уровень – 14 (3 чел.) % Сравнительный анализ результатов позволил отметить положительную тенденцию в формировании трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста:
- родители проявляют интерес к жизни детей в детском саду и дома, активно участвуют в жизни детского сада. В данном возрасте под руководством взрослых ребенок приобретает трудовой опыт, приобретает навыки самообслуживания, трудолюбие. Проведенная работа дала свои результаты. При целенаправленном взаимодействии воспитателя и родителей, с использованием различных форм работы, дети способны овладеть трудовыми навыками. В перспективе в II младшей группе я планирую расширить трудовые навыки детей. Закрепить и углубить знания детей о труде, дать представления о профессиях, создать условия для интеграции с музыкальным руководителем, внедрить новые формы работы с родителями воспитанников. Адресная направленность Данный опыт может использоваться в практике дошкольных образовательных учреждений по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста, решающими проблему формирования и развития трудовых навыков детей с использованием художественного слова. Используемая литература
|