Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мини музей «Куколка тряпичная – очень симпатичная» как средство формирования духовно-нравственной культуры дошкольников
Фольклор
Автор: Карпенко Евгения Владимировна Потапова Наталья Александровна   
13.03.2019 15:18

Мини музей «Куколка тряпичная – очень симпатичная» как средство формирования духовно-нравственной культуры дошкольниковМини музей «Куколка тряпичная – очень симпатичная» как средство формирования духовно-нравственной культуры дошкольников

  • Карпенко Евгения Владимировна
  • Потапова Наталья Александровна

БДОУ г. Омска Детский сад №236

Нам не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи — неотъемлемая часть развивающей среды многих ДОУ. Наш детский сад в течение нескольких лет разрабатывает и внедряет различные образовательные проекты, в том числе инновационный проект «Мини-музеи в детском саду». Эта работа была начата на основе рекомендаций, разработанных Н. А. Рыжовой и ее коллегами и единомышленниками. [1]

Но что такое мини-музей?

Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям; «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора; он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно; мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям; мини-музей может быть как результатом или частью какого-либо проекта, как зачином проекта, так и самостоятельным проектом.

 

Важно, что в создании нашего мини-музея принимали участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносили и приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. Воспитателям необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка — это что-то свое, родное, так как многие дети принимают участие в его создании. Собирание коллекций — занятие увлекательное, и поэтому в мини-музеях немало экспонатов, принесенных воспитателем по собственной инициативе.

Сегодня русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и всё больше и больше современных людей начинают интересоваться не только их изготовлением, но и культурой и традициями русского народа.

И мы решили, а почему бы и нам не попытаться возродить наши исконно-русские традиции и постараться приобщить детей, хоть немного к нашей традиционной русской культуре.

А с чего мы начали?

Первая тряпичная кукла появилась на день Матери, которую мы создали совместно с детьми и их родителями. Называется она «Мамушка». Дети заинтересовались, далее были изготовлены Зайчик на пальчик, пеленашки, Рождественский ангел, Коляда, Утешница. Фантазия разыгралась и совместно с детьми, взяв за основу способ изготовления народных кукол наших бабушек были изготовлены: Хозяюшка, Барыня осень, Невеста.

В результате набралось довольно таки много тряпичных кукол и невольно мы пришли с детьми к тому, что нам интересно будет создать в нашей группе маленький кукольный музей, но место в группе мало для расположения музея, и опять мы взяли традицию наших бабушек хранить кукол в сундуке. Обратились к родителям, найти сундук не получилось, и мама нашей воспитанницы предложила старинный чемодан. Родителям очень нравится, они оценили нашу работу, охотно помогают с материалом. Это способствует более тесной связи с родителями.

Целью нашего мини-музея приобщение детей к традиционной культуре России.

Кукла – первая среди игрушек. Её история известна с глубокой древности. Изначально кукла существовала тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в неё вложена фантазия и душа.

Всем известен народный обычай – дарить детям куклы. В древние времена чаще их делали в семье сами, а иногда привозили новые «потехи» с ярмарки. В народе считали, что игрушка – подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие.

Ребёнок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно, это побуждало к труду, творчеству – к одному из главных достоинств самодельной игрушки. С пяти – шести лет дети начинали сами делать кукол: их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, из крапивы даже пряли нитки на кукольное приданое. Делали игрушки и взрослые, относились к этому серьёзно и с душой. Материалы для изготовления брали разные: мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, даже обычное полено могли нарядить куклой. Интересные куклы мастерили из соломы, сена.

Наш мини – музей кукол посещают дети других групп нашего детского сада. Посещать мини – музей можно каждый день; менять и переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиций.

Ведь каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Список литературы

  1. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями: лекции 5-8 — Москва, Педагогический университет "Первое сентября", 2010 год.
  2. Берстенёва Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М.: Белый город, 2011
  3. Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009
  4. Комаров А. А. Традиционные народные куклы в образовательном процессе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 129-134. — URL https: //moluch. ru/conf/ped/archive/19/920/ (дата обращения: 13. 03. 2018).
  5. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год