Конспект НОД по аппликации в подготовительной к школе группе «Украсим одежду нанайским орнаментом» |
Фольклор | |||
Автор: Индюкова Наталья Викторовна | |||
09.01.2019 18:15 | |||
Конспект НОД по аппликации в подготовительной к школе группе «Украсим одежду нанайским орнаментом» Управление образования администрации г. Хабаровска Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад № 166» Выполнила: Индюкова Наталья Викторовна воспитатель подготовительной к школе группы № 9 «Светлячок». г. Хабаровск, 2018 г Цель: Расширение представлений детей о нанайцах, их национальной одежде посредством аппликации. Программные задачи:
Предварительная работа:
Оборудование: нанайская одежда для девочки, проигрыватель для фонограммы, заготовки одежды из бумаги, трафареты нанайских орнаментов, иллюстрации с разными орнаментами, магнитная доска, магниты, изо-средства: клеевые кисти, клей, салфетки. Ход занятия: Под нанайскую мелодию входит девочка – нанайка Нэнхи в национальном костюме. Воспитатель: К нам в гости пришла девочка Нэнхи. - Как вы думаете, кто она по национальности? (нанайка) - Как вы догадались? (ответы детей) Правильно, по одежде, узорам на ней. Эти узоры – сказки рожденье. В них все красиво на загляденье: Движенья и звуки в узоры сплетаются, И Приамурье изображается Воспитатель: А что вы знаете о нанайцах? (Нанайцы- малые народности Приамурья. Они живут по берегам реки Амур. Основное занятие нанайцев мужчин – охота и рыболовство. Женщины в нананйских стойбищах занимались рукоделием, старались сделать свой дом уютнее.) Воспитатель: Да, они все были мастерицами, шили рукавицы, одежду, ковры, украшали предметы быта причудливыми узорами. - А из чего они это делали? (ответы детей) Правильно, из рыбьей кожи, чешуи, из шкур зверей. Нэнхи: Я очень рада, что вы много знаете про мой народ. И хочу совершить с вами небольшое путешествие в нанайскую сказку. Давным-давно жил рыбак, ловил рыбу, кормил свою семью. Радовался всему живому, пел свои дивные песни, слушал пение птиц. Но однажды день изменился – солнце спряталось, птицы перестали петь. Люди в страхе попрятались в свои жилища. На небе появились тяжелые тучи. Всю эту тревогу принесла с собой злая ведьма Парнезко, все боялись ее гнева. Люди отдавали ей рыбу, оленей, добычу в жертву, чтобы она полюбила их. Но ей было этого мало. И тогда она украла краски – превратила одежду людей из нарядной в простую, из цветной в серую. И совсем стало грустно людям, прошла радость… Воспитатель: А как мы можем помочь нанайцам? (ответы детей) Давайте вернем им радость и превратим одежду снова в яркую и красивую. Нэнхи: Ребята, а вы знаете, какая национальная одежда у нанайцев? (халаты, рукавицы, тапочки, торбоса, шапочки) Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько разных орнаментов, которыми можно украсить одежду. - А все ли эти орнаменты подходят для украшения нанайской одежды? - Какие лишние и почему? (дети убирают с доски орнаменты, не относящиеся к нанайским и внимательно рассматривают оставшиеся). Нэнхи: Узоры у нанайцев все волнистые, извилистые – это для того, чтобы злой дух запутался в них и убежал. Каждый цвет узора что-то обозначал - Кто знает, что обозначает желтый цвет? (солнце) красный цвет? (огонь) синий цвет? (реку Амур, облако, небо) зеленый цвет? (природу, траву, листья) белый и черный цвета? (день и ночь) Воспитатель: Прежде, чем приступить к работе и украсить одежду узорами, давайте сделаем небольшую разминку. Физразминка: под нанайскую мелодию дети повторяют за Нэнхи: передают движение ветра, качания волн, движения огня и т.д.) Воспитатель: Предлагаю вам и нашей гостье Нэнхи самостоятельно выбрать силуэт одежды и трафареты нанайских орнаментов и пройти к столам. Воспитатель уточняет с детьми способы силуэтного, симметричного вырезывания орнаментов из бумаги. Самостоятельная работа детей: украшают элементами орнамента одежду. Готовые работы вывешиваются на магнитную доску. Воспитатель приглашает детей и Нэнхи подойти поближе и рассмотреть их. Воспитатель: Какие элементы использовали в орнаменте? (ответы детей) - Что они символизируют? (рыбки – обереги рыбаков, растения, насекомые – символы семейного благополучия, чешуя драконов – защита от злых духов) Нэнхи: Спасибо, ребята! Вы вернули людям радость, их одежда вновь засияла красками, стала нарядной. Мне пора идти, но я к вам еще приду и познакомлю с другими сказками нашего народа.
|