Статья на тему: «Народные подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста» |
Фольклор | |||
Автор: Родоченко Наталья Григорьевна | |||
24.12.2018 19:49 | |||
Статья на тему: «Народные подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель Родоченко Наталья Григорьевна МБДОУ№4 Краснодарский край, станица Крыловская. «Маленькие дети играют, как птица поёт». Эти слова ёмко и образно выделяют главное: игра – естественное состояние ребёнка, его основное занятие. Принадлежат они Н.К. Крупской, взгляды которой на сущность игры легли в основу дошкольной педагогики. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму свойства материала, пространственные и числовые отношения, изучает растения, животных».
«В игре развиваются силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается вдержка, умение взвешивать обстоятельства». «Важны игры в одиночку, важны групповые. В коллективных играх вырабатываются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других». «Что касается игр, то они имеют большое организующее значение. Ребёнку понятно, почему нужно соблюдать правила игры, что без соблюдения правил никакой игры не выйдет. С этой точки зрения надо бы подобрать игры, брать сначала с самыми простыми правилами, потом с более сложным. Тут важно то, что сами ребята следят за точным соблюдением правил играющим. …Игры, требующие соблюдения правил, очень дисциплинируют, надо только, чтобы они не были скучными, надо их разнообразить. Необходимо также по шире вводить в игры пение, танцы, маршировку. Всё это и занято для ребят и дисциплинирует их». «Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цель». «Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры, он в данном случае должен только отводить игры опасные, разжигающие вредные чувства и т.д. Но делать это надо умеючи, осторожно, так, чтобы ребята охотно соглашались…» Н.К. Крупская рекомендовала использовать в работе с дошкольниками народные игры. Правильно организованные и систематически проводимые, они формируют характер, волю, воспитывают патриотические и интернациональные чувства. Родители – первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается. Родители не только организуют игры, но и сами включаются в детские забавы. Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папам и мамам дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать его другом. Русские народные игры в семье Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми являются народные игры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Своеобразие игровых действий (прятанье – поиск, загадывание – отгадывание и др.) сохраняет этот настрой до конца игры, вызывает у детей гамму чувств и переживаний. В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры – забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом» фантов. Шуткам и юмору, присущи безобидность. Они определяют педагогическую ценность народных игр, так как доброжелательный смех партнеров-близких взрослых, товарищей действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнёров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между родителями и детьми. В чём преимущество использования народных игр в практике семейного воспитания? Прежде всего в простоте и доступности их организации. Они не требуют специального оборудования, специально отведённого для этого времени. С ребёнком можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде и т.п. Минимальное количество участников – от двух до четырёх человек. Предлагаю вашему вниманию несколько русских народных игр, которые могут быть с успехом использованы в семье. Узнай, кто Описание игры. Один из играющих подкрадывается к водящему (выбирается с помощью считалки) и закрывает ему глаза. Водящий должен по одежде (на ощупь) узнать, кто это и назвать по имени. Указания к проведению. Взрослые могут внести юмористические ситуации в процессе узнавания – менять детали одежды (бант на голове папы), нарочито не узнавать игроков. Золотые ворота Ай, люли, ай, люли, Наши руки мы сплели. Мы их подняли повыше, Получилась красота! Возле норки крота Встала горка, крута Проходите, кто хотите В золотые ворота! А. Прокофьев В игре принимает участие любое количество детей. Начинают игру 8ч человек, которые строятся в две шеренги (по 4 игрока в каждой) у противоположных стен, лицом друг к другу и берутся за руки. На строки 1-2 дети качают сцепленными руками вперёд – назад (по два качания на строку). На строки 3-4 поднимают руки и, не разъединяя их, идут четыре шага навстречу друг другу. На строки 5-6, продолжая ходьбу, образуют круг (одна шеренга поворачивается вправо, другая влево). На 7-10 игроки движутся по кругу, не опуская рук. Остальные участники, взявшись за руки, бегут под музыку или звуки бубна через круг цепочкой. С последним словом стихотворения «ворота» закрываются (дети опускают руки). Тот, кто оказался внутри круга, становится вместе с детьми, образующими «ворота». Игра повторяется с движений на строки 7-10 и продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу. Скачет зайчик Г. Демченко, перевод с украинского К. Лидиной Скачет зайчик быстроногий, Скачет зайчик по дороге, Раз, два, три, четыре, пять – Как его поймать, как его поймать? Вот свернул в лесочек зайка, Поднял ушки: догоняй-ка! Эй, не зевайте, Зайку догоняйте! Играющие образуют круг. По считалке выбирается зайка. Он становится в середине круга. С началом стихотворения дети идут по кругу, а зайка прыгает внутри круга в сторону, противоположную общему движению. На строку 4 все поворачиваются спиной к центру, а зайка в это время слегка дотрагивается до кого-либо из детей. На строку 5 играющие поворачиваются лицом в круг, а зайка выходит из круга. На строки 6-8 зайка скачет за кругом. С окончанием текста ребёнок, которого осалили, старается его догнать. Если ему это удаётся, то он становится новым зайкой. Игра повторяется.
|