Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Приобщение детей к истокам русской народной культуре, через декоративно — прикладное творчество
Фольклор
Автор: Данилова Ольга Николаевна   
01.01.2019 22:21

Приобщение детей к истокам русской народной культуре, через декоративно — прикладное творчествоПриобщение детей к истокам русской народной культуре, через декоративно — прикладное творчество

Автор:

Данилова Ольга Николаевна, воспитатель МАДОУ детский сад №39 «Ромашка» г.Видное Московской области

Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками — это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувство патриотизма, самосознание, осознание своей национальной принадлежности.

Огромное знание имеет ознакомление дошкольников с народным декоративным искусством нашей страны, как частью национальной культуры.

Но, собственно художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства, следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развития основ личности ребенка, а именно, присвоение детям через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа.

 

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством следует учитывать принцип интеграции, который реализуется в синтезе видов народного искусства: устного народного фольклора, музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства. А также во взаимосвязи с игровой и театрализованной деятельностью детей на народном содержании.

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами народного декоративно — прикладного искусства возможно при соблюдении ряда условий:

  • общение детей с подлинными образцами народного декоративно-прикладного искусства
  • создание атмосферы для эмоционального, образного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства
  • включение ребёнка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства
  • создание предметно — развивающей среды на основе народного декоративно-прикладного искусства, дающей возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности, творческие возможности
  • направленность процесса обучения на творческое отражение впечатлений от произведений народного декоративно-прикладного искусства
  • учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Цель моей работы в этом направлении: воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре.

Я перед собой ставлю следующие задачи:

  1. Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно-прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.
  2. Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.
  3. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.
  4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.

Одним из важнейших факторов развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с народным декоративно-прикладным искусством является использование специальных методов и приемов. В процессе использования данных методов у детей проявляются новые оригинальные способы изображения, активизируется поиск соответствующих выразительно-художественных средств для воплощения замысла. К ним можно отнести методы и приёмы, рекомендованные Р. М. Чумичёвой при знакомстве дошкольников с произведениями живописи.

Метод вызывания адекватных эмоций

Данный метод позволяет установить ассоциативную связь с уже имеющимся опытом, дающую возможность с помощью произведений декоративно-прикладного искусства восстановить увиденное и пережитое раньше.

Его назначение состоит в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию увиденных произведений. Например, при любовании веселыми, нарядными дымковскими барышнями необходимо спросить у детей: «Какое настроение у этих красавиц?» «Почему вы решили, что у них именно такое настроение?» «А у вас бывает подобное настроение? «Когда у вас было такое настроение?» «Чем это вызвано?» «Что вы чувствовали, в тот момент?» и т. д.

Тактильно-чувственный метод

Этот метод, по признанию многих исследователей, эффективен и оказывает особое влияние на эмоциональное состояние, у детей появляется желание внимательнее рассматривать изделия народных мастеров, высказывать о них свое мнение, создавать красивое своими руками.

Специфика данного метода заключается в том, что в процессе восприятия произведения декоративно — прикладного искусства дети прикасаются к материалу, из которого оно изготовлено (дерево, пенопласт, глина, шерсть), мнут его в руках (глина). Этот метод позволяет активизировать чувства детей при непосредственном соприкосновении с материалом, почувствовать его тепло.

Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов»

Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций при восприятии произведений народного декоративно-прикладного искусства. Например, при рассматривании городецкого панно «Чаепитие», детям целесообразно задать следующие вопросы: «Знакома ли вам ситуация, изображённая на этом панно?» «Как вы догадались, что у людей праздник?» «Когда люди поют весёлые народные песни?» После прослушивания народной песни детям предлагается исполнить песню, которую они поют в подобной ситуации.

Метод музыкального сопровождения

Особенность данного метода состоит в том, что при восприятии детьми произведений декоративно-прикладного искусства звучит музыка, характер которой созвучен данному произведению, то есть происходит одновременное воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, по мнению автора «делает его более глубоким, утонченным».

Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к русской народной культуре». Родители принимают участие в организации экскурсий по Москве краеведческий музей, в организации «Мини-музеев». Изготовляют своими руками деревянные игрушки, костюмы, кокошники.

В результате дети получили первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа. Имеют представление о русских традициях и праздниках. У детей улучшилось внимание, усидчивость, расширился активный словарь, повысился интерес к русским народным подвижным и хороводным играм, к русской народной культуре в целом.

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего.

Литература

  1. Богатеева З. А «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», М., Просвещение, 1986.
  2. Пантелеева Л. В «Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ», М., Просвещение, 1987.
  3. Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. «Декоративное искусство – детям», М., Просвещение, 1976.
  4. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», М., «Мозаика-Синтез», 2006.
  5. Чумичева Р. М. «Дошкольникам о живописи», М., Просвещение, 1992.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год