Приобщение детей к истокам русской народной культуре, через декоративно — прикладное творчество |
Фольклор | |||
Автор: Данилова Ольга Николаевна | |||
01.01.2019 22:21 | |||
Приобщение детей к истокам русской народной культуре, через декоративно — прикладное творчество Автор: Данилова Ольга Николаевна, воспитатель МАДОУ детский сад №39 «Ромашка» г.Видное Московской области Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками — это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувство патриотизма, самосознание, осознание своей национальной принадлежности. Огромное знание имеет ознакомление дошкольников с народным декоративным искусством нашей страны, как частью национальной культуры. Но, собственно художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства, следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развития основ личности ребенка, а именно, присвоение детям через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством следует учитывать принцип интеграции, который реализуется в синтезе видов народного искусства: устного народного фольклора, музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства. А также во взаимосвязи с игровой и театрализованной деятельностью детей на народном содержании. Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами народного декоративно — прикладного искусства возможно при соблюдении ряда условий:
Цель моей работы в этом направлении: воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре. Я перед собой ставлю следующие задачи:
Одним из важнейших факторов развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с народным декоративно-прикладным искусством является использование специальных методов и приемов. В процессе использования данных методов у детей проявляются новые оригинальные способы изображения, активизируется поиск соответствующих выразительно-художественных средств для воплощения замысла. К ним можно отнести методы и приёмы, рекомендованные Р. М. Чумичёвой при знакомстве дошкольников с произведениями живописи. Метод вызывания адекватных эмоций Данный метод позволяет установить ассоциативную связь с уже имеющимся опытом, дающую возможность с помощью произведений декоративно-прикладного искусства восстановить увиденное и пережитое раньше. Его назначение состоит в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию увиденных произведений. Например, при любовании веселыми, нарядными дымковскими барышнями необходимо спросить у детей: «Какое настроение у этих красавиц?» «Почему вы решили, что у них именно такое настроение?» «А у вас бывает подобное настроение? «Когда у вас было такое настроение?» «Чем это вызвано?» «Что вы чувствовали, в тот момент?» и т. д. Тактильно-чувственный метод Этот метод, по признанию многих исследователей, эффективен и оказывает особое влияние на эмоциональное состояние, у детей появляется желание внимательнее рассматривать изделия народных мастеров, высказывать о них свое мнение, создавать красивое своими руками. Специфика данного метода заключается в том, что в процессе восприятия произведения декоративно — прикладного искусства дети прикасаются к материалу, из которого оно изготовлено (дерево, пенопласт, глина, шерсть), мнут его в руках (глина). Этот метод позволяет активизировать чувства детей при непосредственном соприкосновении с материалом, почувствовать его тепло. Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов» Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций при восприятии произведений народного декоративно-прикладного искусства. Например, при рассматривании городецкого панно «Чаепитие», детям целесообразно задать следующие вопросы: «Знакома ли вам ситуация, изображённая на этом панно?» «Как вы догадались, что у людей праздник?» «Когда люди поют весёлые народные песни?» После прослушивания народной песни детям предлагается исполнить песню, которую они поют в подобной ситуации. Метод музыкального сопровождения Особенность данного метода состоит в том, что при восприятии детьми произведений декоративно-прикладного искусства звучит музыка, характер которой созвучен данному произведению, то есть происходит одновременное воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, по мнению автора «делает его более глубоким, утонченным». Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к русской народной культуре». Родители принимают участие в организации экскурсий по Москве краеведческий музей, в организации «Мини-музеев». Изготовляют своими руками деревянные игрушки, костюмы, кокошники. В результате дети получили первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа. Имеют представление о русских традициях и праздниках. У детей улучшилось внимание, усидчивость, расширился активный словарь, повысился интерес к русским народным подвижным и хороводным играм, к русской народной культуре в целом. Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего. Литература
|