Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Приобщение детей к народным праздникам через реализацию проектов с непосредственным участием семей воспитанников
Фольклор
Автор: Киселева Галина Николаевна   
13.01.2017 00:31

Приобщение детей к народным праздникам через реализацию проектов с непосредственным участием семей воспитанниковПриобщение детей к народным праздникам через реализацию проектов с непосредственным участием семей воспитанников

Киселева Галина Николаевна Воспитатель I кв. категории МБДОУ «Детский сад № 142» г. Дзержинск Нижегородская область

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становиться поиск форм совместной деятельности взрослых и детей. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Одной из форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность. Метод проекта можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Поэтому в конце февраля в средней группе мы провели творческий мини – проект «Масленица» с непосредственным участием родителей.

 

Актуальность темы проекта обусловлена введением в действие ФГОС ДО, который направлен на решение ряда задач, в том числе и на «формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках». А также тем, что имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, мы отходим от этих традиций, лишая детей возможности прикоснуться к духовно – нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального творчества. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры и различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, формируют социокультурную личность с высоким уровнем развития духовности и интеллекта. Соприкосновение с народным творчеством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре. В народных праздниках фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. Следовательно, необходимость приобщения дошкольников к национальной культуре, воспитание у них любви, уважения к своей малой Родине очевидна.

Цель проекта: формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках и совместной творческой деятельности ребенка со взрослыми; создание условий для

знакомства с обычаями проводов зимы – Масленицы.

Задачи:

  1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с различными жанрами устного народного творчества.
  2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
  3. Показать взаимосвязь явлений природы с древними русскими праздниками и обрядами.
  4. Способствовать развитию партнерских отношений детей и родителей
  5. Воспитывать уважение к обычаям и традициям русского народа.

На подготовительном этапе проекта, мы провели групповое родительское собрание, на котором познакомили родителей с инновационной технологией — проектом, раскрыли ее преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Отметили необходимость участия родителей в реализации проектов. С помощью анкетирования определили тему народного праздника, наиболее заинтересовавшую родителей наших воспитанников. Одним из них оказался проводы зимы – Масленица. Обсудили с родителями план совместных мероприятий, раскрыв перспективу их участия в реализации проекта. В процессе индивидуальных бесед мы распределили родителей на группы по интересам, выбрали:

  • декораторов (помощь в оформлении)
  • затейников (для организации игр)
  • сборщиков информации.

Практический этап проекта начался с появления на стенде для родителей яркого информационного листа, выполненного самими родителями.

Силами родителей в группе был организован информационный стенд «Ай — да, Масленица», на котором ежедневно выставлялась информация об истории праздника, легендах возникновения праздника, календарь празднования.

Также по инициативе родителей в группе была организована выставка картин известных художников о праздновании Масленицы.

Реализуя данный проект, я привлекала родителей к участию в проекте не только как источников информации, помощи и поддержки детям и мне, но и как непосредственных участников образовательного процесса. Наши совместные мероприятия с родителями мы приурочили к календарю празднования Масленицы.

По традициям празднования Масленицы в понедельник «Встреча». В этот день мы пригласили родителей в творческую мастерскую. Я напомнила взрослым и детям о предстоящем празднике, и предложили им изготовить один из элементов праздничного русского костюма – платок для наших девочек. Для организации партнерской формы работы, требующей организации рабочего пространства «родители вместе с детьми», изменили рабочее пространство за счет компоновки столов, приготовили штампы, краски, белые платки с бахромой. Особый интерес участников мастерской вызвало рассматривание павлопосадского платка: «Посмотрите на платок, на платке расцвел цветок…». Благодаря сотрудничеству родителей и детей работа в мастерской «кипела» и была эмоционально насыщена. Понимание красоты, творческая выдумка, нетрадиционная техника исполнения, удовольствие от совместно выполненной работы, приобщение к истокам русской культуры и традициям помогло детям и взрослым ощутить себя значимыми в группе, увидеть свой вклад в общее дело, порадоваться своим успехам. Платки получились яркими и привлекательными.

Вторник «Заигрыш». В этот день наши родители участвовали в целевой прогулке «Взятие снежного городка». Придя на площадку, дети были очень удивлены, что снежная крепость занята «стражей» — нашими папами и дедушками. Нам с ребятами ничего не осталось, как начать «атаковать» её. «Стража» оборонялась, и веселое перекидывание снежков пробудило спящего в сугробе Медведя. Читая вместе с детьми закличку: «Ну-ка, мишка, лапой топ, и другою лапой топ. Ну-ка, мишка, лапой хлоп, громко-громко хлоп-хлоп-хлоп!», мы пригласили Медведя на веселую пляску. После играли с ним в «Догонялки». После окончания «боя» по традициям народных гуляний наша прогулка продолжилась совместными с родителями катаниями с горы, на санках. Крепость пустовала недолго, дети сами заняли её, а родители старались отбить крепость. С прогулки все вернулись румяные и счастливые. Дети приглашали родителей придти ещё раз к ним на прогулку.

Среда «Лакомка». В этот день принято ходить в гости на блины. И мы с родителями решили порадовать ребят, и организовали полдник в форме игровой ситуации «Ой, блины, блиночки мои!». В гостях нас с детьми встретили наряженные в русские костюмы хозяюшки — Светлана Ивановна и Ксюша. Костюм для своей внучки Ксюши бабушка с мамой пошили сами, проявив своё мастерство, что очень порадовало нас. Хозяюшки поприветствовали нас и поинтересовались: «Зачем пожаловали, гости дорогие?» На что мы с ребятами ответили, исполнив русскую народную песню «Мы блинов давно не ели, мы блиночков захотели…». Гостеприимные хозяюшки предложили угостить нас блинами и горячим чаем из самовара. Хозяюшки были так приветливы, а блины так вкусны, что невозможно было отказаться от добавки. Да и сами хозяюшки с удовольствием поели блинов, «Масленица угощай! Всем блиночков подавай!». В этот вечер Светлана Ивановна надолго задержалась в группе, делилась с детьми «премудростями»: умением выпекать блины, о секретах народной кухни.

Четверг «Разгуляй». В этот день по народным традициям чучело Масленицы возят по улицам, поют хвалебные песни. Ну, а у нас в группе, в этот день прошел конкурс совместных с родителями поделок на тему «Кукла Масленица». Изготовление куклы – оберега для дома и семьи привлекло большое количество семей воспитанников. В результате чего в нашей группе появился уголок «Масленица». Все куклы были разнообразны и неповторимы. Родители проявили творческую инициативу при изготовлении кукол-самоделок. Все испытывали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов детей.

Презентация продукта – неотъемлемая часть проекта. В нашем проекте презентацией стало совместное с родителями развлечение «Широкая Масленица». В пятницу мы пригласили родителей показать успехи ребят и доказать актуальность данного метода в работе с детьми, а так же необходимость сотрудничества в этой работе семьи и детского сада. Развлечение проходило на улице. Под веселые заклички собрались родители. Наши девочки, повязав платок, изготовленный в творческой мастерской, преобразились в настоящих русских красавиц-барышень. Родителей и детей встретили Матрешка и непременный участник масленицы скоморох Петруша. Для создания торжественной обстановки и получения оценки умений участников проекта, мы пригласили зрителей – детей других групп и сотрудников детского сада. Вместе водили хороводы, участвовали в эстафетах «Перетягивание каната», «Кто быстрее на метле», играли в народные игры «Карусель», «Подари конфетку». А закончили веселье угощением блинами.

На протяжении всего проекта родители поддерживали интерес детей к теме проекта, интересовались ходом работы над проектом в группе. Благодаря участию родителей в проекте у детей сформировалось чувство гордости, повысилась самооценка. Участие родителей в проекте способствовало выявлению творческого потенциала всех участников проекта, укрепило партнерские отношения, научило работать в «команде».

Проект и мне, как педагогу дал возможность сконцентрировать материал по данной теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, сделать процесс познания не скучным.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.№1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». СПб: «Детство-Пресс», 2000 г.
  3. А.М. Вербенец, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова «Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной общеобразовательной программе «Детство». СПб: ООО «Детство-Пресс», 2013 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год