Рабочая программа кружка «Потешки — помощники» для детей ясельной группы № 1 (2- 3 лет) |
Фольклор | |||
Автор: Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна | |||
08.10.2017 07:40 | |||
Рабочая программа кружка «Потешки — помощники» для детей ясельной группы № 1 (2- 3 лет) Воспитатель: Шамсутдинова З.З. 2017 г. Пояснительная записка Потешки — замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В них заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые доступны для восприятия совсем маленьким ребенком. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса. В детских потешках заложен и тонкий педагогический смысл. Сопровождающиеся ласковыми поглаживаниями ручек, ножек, спинки и животика, потешки помогают новорожденным детям установить контакт с матерью и сделать приятными процессы ухода: смену пеленок, кормление, купание, укладывание на сон. Для детей второго и третьего года жизни потешки можно использовать в качестве утешения или развлечения. Потешки развивают чувство доверия к окружающему миру. Когда ребенок слышит от воспитателя детского сада позитивную речь, то учится правильно понимать, воспринимать то, что находится рядом с ним. Потешки благотворно действуют на органы слуха, вызывают улыбку, смех и чувство глубокого удовлетворения. Никакие современные технологии не заменят ребенку тепло звучащего голоса.
ЗНАЧИМОСТЬ КРУЖКА:
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор. Потешки — малый жанр устного народного творчества Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков. Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием. Я разработала кружок для детей ясельной группы «Потешки – помощники» Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста (2 – 3 лет) Деятельность кружка проводятся постоянно в течении дня в разных видах деятельности и режимных моментах. Срок реализации программы 8 месяцев Ожидаемые результаты работы:
Итогом в реализации программы кружка является речевая активность детей. ЦЕЛЬ КРУЖКА:
ЗАДАЧИ КРУЖКА: 1. Приучать слушать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а так же авторские произведения; 2. Формирование грамматического строя речи; 3. Развитие монологической и диалогической речи; 4. Развитие мелкой моторики 5. Развитие литературной речи; 6. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Образовательная область «Чтение художественной литературы»: Развивать речевое общение. Побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств. Образовательная область «ПОЗНАНИЕ»: Способствовать расширению запаса понимаемых слов в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. Образовательная область «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»:
ПОПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ: На подготовительном этапе работы мною было сделано следующее:
На основном этапе в ясельной группе будет организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты. Потешки буду использовать не только в режимных моментах и на занятиях, но и в организованной образовательной и совместно — партнерской деятельности. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, используемые при реализации кружка: 1. Обыгрывание сюжета потешки. В ходе ННОД с детьми буду использовать наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создавать развернутую картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы. Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д. 2. Словесные игры. 3. Подвижные и хороводные игры (У медведя во бору) 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций. 6. Логоритмика. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, для работы с родителями по этой теме запланировано:
Благодаря данному проекту, диагностика уровня речевого развития показала хорошие результаты у детей нашей группы. РЕЗУЛЬТАТ: Показывает, что целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:
Результатом кружка являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка. Дети во время игры осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность. Например, при умывании: Водичка, водичка, Чтоб смеялся роток, При кормлении: Умница Поленька, При подъёме: Потягушечки, потягушечки, При одевании на прогулку: Вот они, сапожки: Этот — с левой ножки, Подвижные и хороводные игры: «У медведя во бору» Для этой игры необходимо участие двух взрослых. «Медведь» (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты и «спит». Другой взрослый вместе с ребенком (или детьми) ходит по лесу, собирает «грибы», «ягоды», они перекликаются: «Ау! Ау!». Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к «медведю» со словами: У медведя во бору Веточка обломится – На последнем слове «медведь» рычит (нежно!, чтобы не испугать малышей) и бежит за играющими, ловя их. Медведь и дети. Один из взрослых назначается «медведем». Другой взрослый и дети сидят на корточках в одном конце комнаты. «Медведь» ходит по комнате, делает вид, будто ищет детей и приговаривает: Мишка по лесу гулял, Затем «медведь» садится в противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Взрослый и дети говорят: Стали деточки плясать, На последнем слове дети бегут в другой конец комнаты и присаживаются там на корточки. «Гуси, гуси» Дети стоят у одной стены комнаты. Водящий (взрослый) посередине. Ведущий говорит: «Гуси, гуси». Дети: «Га, га, га». Ведущий: «Есть хотите?» Дети: «Да, да, да». Ведущий: «Ну, летите — раз хотите, только крылья берегите». Дети бегут к противоположной стене (там их домик), а ведущий должен успеть осалить как можно больше детей. «Мыши водят хоровод» Дети — «мыши» — водят хоровод, в середине «спит» «кот» (один из детей) Мыши водят хоровод Как проснётся Васька кот На последних словах «кот» просыпается и ловит «мышей». Спрятаться дети могут, если сядут на стульчики (заберутся в норки). «Большие и маленькие ножки» Дети берут друг друга за руки и идут по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами. Большие ноги Бежали по дорожке Возьмитесь за руки и ходите по кругу: Мы по лесу идем, Лишь эхо отзывается, Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису позовем». «По ровненькой дорожке» Возьмитесь за руки и ходите по кругу: Шагают наши ножки. «Зайка шел» Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова: Зайка шел, шел, шел, Капустку нашел, На словах «сел» — останавливайтесь и присаживайтесь на корточки. «Раздувайся пузырь» Возьмитесь за руки – у вас получится большой пузырь. Поводите хоровод со словами: Надувайся пузырь, Раздувайся большой. Оставайся такой И не лопайся. Хлоп! (расцепите руки и хлопните в ладоши). Лопнул пузырь! Полетели! (побегайте по комнате). «Как на наши именины» Возьмитесь с детьми за руки и ходите по кругу, выполняя соответствующие движения: Как на наши именины Испекли мы каравай: Вот такой ширины, (расходятся подальше от центра) Вот такой ужины, (сходятся к центру) Вот такой вышины, (поднимают руки вверх) Вот такой нижины. (опускают руки вниз) Каравай, каравай, Кого хочешь, выбирай, Я люблю, конечно, всех, А детишек больше всех. Пальчиковая гимнастика: Жил — был зайчик – Длинные ушки. Отморозил зайчик Носик на опушке. Отморозил носик, Отморозил хвостик И поехал греться К ребятишкам в гости. Хлопают в ладоши. 3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Трут нос. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Гладят кобчик. Крутят руль. Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки – Желтые цыплятки. «Ко – ко — ко, ко – ко — ко, Не ходите далеко, Лапками гребите, Шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки. Щиплющие движения всеми пальцами каждой руки. Бегут всеми пальцами обеих рук. Хлопают в ладоши. Грозят пальцем ведущей руки. Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола. Дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой – средний и т. Чистая водичка Умоет Саше личико, Анечке – ладоши, А пальчики – Антоше. Моющие движения. Поглаживающие движения по щекам. Интенсивное потирание ладоней. Массаж поочередно каждого пальчика, «снимаем» перчатки. Жили — были зайчики На лесной опушке. Жили — были зайчики В беленькой избушке. Мыли свои ушки, Мыли свои лапочки, Наряжались зайчики, Надевали тапочки. 3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки. Хлопают в ладоши. Показывают уши. Показывают домик. Трут уши. Моющие движения ладонями рук. Движение ладоней сверху вниз по туловищу. Показывают. «Моя семья» Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. После того, как малыши запомнят движении, проведите игру с группой детей. Повторите игру, предложив малышам загнуть пальчики на другой руке. Также можно предложить детям разбиться на пары и по очереди загибать пальцы на руках друг у друга. «Замок» Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте за мной. На двери висит замок. Кто открыть его бы мог? Предложите малышам поиграть. Соедините пальцы рук в «Замок». Постучите по столу сомкнутыми в замок руками. Круговые движения сомкнутыми руками. Мы замочком постучали, Мы замочек повертели, Мы замочек покрутили... И открыли! Сначала покрутите сцепленными в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны. Расцепите пальцы. Логоритмика: 1. Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать, Я на цыпочках хожу, Я ее не разбужу. Ходьба по кругу на носках. 2. Сначала буду маленький, К коленочкам прижмусь, Потом я вырасту большой, До лампы дотянусь. Сесть на корточки опустив голову и обхватив руками коленочки, потом постепенно выпрямиться, встать на носки и потянуться, сколько возможно вверх, поднимая руки. 3. Медвежонок Жак простужен, Мед ему сегодня нужен. Мед дадим ему на ужин, Потому что мы с ним дружим. Идут по кругу. Взявшись за руки, в центре один ребенок, останавливаются протягивают к ребенку руки «ковшиком» Берут ребенка в круг, идут все вместе. 4. «Му – му — му! — мычит корова Забодаю Катю с Вовой. Вы не пьете молоко? Убегайте далеко». Идут по кругу, сделав «рога» из указ. пальцев. Поворачиваются лицом друг к другу, делают по два поворота вправо — влево. Ставят руки на пояс, делают сердитое лицо, разбегаются по группе. 5. Наша елочка — краса Поднялась на небеса. Стройная красавица Всем ребятам нравится. Идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются, тянуться руками вверх. Опять идут по кругу, взявшись за руки. 6. Это глазки. Вот. Вот. Это ушки. Вот. Вот. Это нос. Это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп. Хлоп. Это ножки. Топ. Топ. Ой, устали. Вытрем лоб. Имитация движений 7. В лесу под сосною грибочки росли Шапочкой красной кивают грибки – Понравиться очень хотят нам они. Дети выполняют маленькую пружинку, наклоны вправо — влево.
|