Статья «Влияние малых фольклорных жанров на эмоциональное благополучие детей в период адаптации к ДОУ» |
Фольклор | |||
Автор: Чвирук Н. В. | |||
18.04.2016 20:11 | |||
Статья «Влияние малых фольклорных жанров на эмоциональное благополучие детей в период адаптации к ДОУ» Автор: Чвирук Н.В., воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Ковдорского района детский сад комбинированного вида № 5 «Теремок», 2016 «Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит Г.С. Виноградов (ученый, этнограф, фольклорист) Поступление малыша в детский сад — это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям. В период адаптации меняется привычный образ жизни ребенка. Новый режим дня, новая пища, новые помещения, определенные ограничения, незнакомые взрослые, постоянный контакт с другими детьми, отсутствие родителей. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно и создают для него сильную стрессовую ситуацию, часто приводящую к нарушению психо- эмоционального состояния. Такое состояние ребенка характеризуется напряженностью, беспокойством различной степени или заторможенностью. Нарушается аппетит, сон. Меняется его активность по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Именно в этот период эмоциональное благополучие имеет очень большое значение для ребенка. Перед нами воспитателями встает вопрос: как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла более легко и безболезненно?
Процесс адаптации во многом зависит от того, как мы — воспитатели сумеем понять ребёнка, его потребности, интересы, наклонности и умения снять эмоциональное напряжение. Каждому ребенку очень важно дать почувствовать то, что он ценен, значим, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка необходимо создать в группе обстановку психологического комфорта, установить эмоциональные контакты – «ребенок — взрослый", "ребенок — ребенок", завоевать доверие и привязанность малыша. Дети будут чувствовать себя более уютно и комфортно, если воспитатель с первых дней наполнит их жизнь в дошкольном учреждении светом добра и ласки, создаст для них обогащенную духовную среду. Малые жанры фольклора в полной мере способствуют созданию такой среды. В своей многолетней практике работы с детьми раннего возраста всегда использую малые фольклорные жанры, как одно из средств, облегчающих период адаптации. Фольклор, используемый в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении, приобретает особую значимость. С его помощью легче установить с малышом эмоциональный контакт, вызвать у него положительные эмоции и симпатию к малознакомому человеку-воспитателю. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, укрепляет позитивное, жизнерадостное восприятие жизни. Потешки, песенки, приговорки, прибаутки, сказки, – потешают детей, веселят, забавляют, развивают, способствуют социализации и обучают навыкам поведения. Малые фольклорные жанры использую в течение всего дня, включая его в различные режимные моменты. Поскольку самым важным моментом для ребенка является его встреча с воспитателем, то встречаю его с улыбкой, ласково обращаюсь к нему, обеспечивая контакт «глаза в глаза», здороваюсь и приглашаю пройти в группу, используя в этот момент потешку «Заинька мой»: Доброе утро, заинька, мой. Такие добрые, ласковые слова стараюсь говорить всем детям, приходящим в детский сад. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, показывает уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Вовремя прозвучавшая из уст воспитателя потешка, прибаутка, как элемент педагогики, способна погасить отрицательные эмоции у ребенка, отвлечь и успокоить его. Например, потешка «Мальчик пальчик»: Мальчик – пальчик, где ты был? С этим братцем песни пел. Или: «Ладушки», «Сорока», «Коза», «Кто у нас хороший», «Чики – чики, кички». Прибаутки: «Из – за леса, из за гор», «Совушка»: Совушка — сова, Во все стороны глядит, Да, к — а – а — к полетит! Потешки, прибаутки проговариваю или пропеваю эмоционально выразительно, сопровождая игровыми действиями, стараясь вовлечь в этот процесс ребенка. Как правило, дети включаются в процесс такой игры – забавы, проявляют радостные эмоции, потому что он интересен им своей яркой, доступной, понятной формой. При этом воспитатель помогает ребенку почувствовать себя значимым, уверенным в себе. Ян Амос Коменский отмечал: «Как только ребенок начинает понимать слова, то вместе с тем начинает любить созвучие и ритм речи, связанной рифмой». Поэтому когда ребенок, упав или нечаянно ударившись, плачет, то начиная его успокаивать, приговариваю: «У киски боли, у собаки боли, у нашего Коленьки не боли…», это нравится малышу, он не только умолкает, но и может развеселиться. Фольклорные игры являются синтезом поэтического слова и движения. Движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движение. Игры с использованием малых жанров фольклора позволяют мне, в сложный адаптационный период, побудить детей к двигательной активности — обыгрыванию сюжета с помощью пальцев рук, ног, мимики. Пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком, они забавляют детей, вызывают у них радость. Если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх ребенок может чувствовать себя раскрепощенно. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Воспитатель получает возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент. При проведении пальчиковых и подвижных игр использую потешки: «Этот пальчик – дедушка», «Большие ноги шли по дороге», «Солнце», «Дождик» и другие. * «Этот пальчик – дедушка» Известно, что в период адаптации, ребенок нередко из – за сильных эмоциональных переживаний отказывается от приема пищи. Магия потешки способна не только отвлечь малыша, если он не хочет есть, но и накормить его кашей, которую он не очень любит. Рассказываю ласково, с улыбкой, а между делом подношу ложку ко рту. И вот уже ребенок хорошо кушает, не проявляя отрицательных эмоций. В процессе кормления использую потешки: «Травка – муравка», «Варись, варись кашка…», «Умница, Катенька». * «Умница, Катенька» Мягкую, душистую! При подготовке детей ко сну напевно проговариваю: * «Вот и люди спят»: Лисы спят на горочках, Спят – поспят, всему миру спать велят! В спальне тихонечко напеваю колыбельную «Засыпай»: Баю, баюшки, баю, Потешка, рассказанная бодрым, веселым, ласковым голосом после сна, делает процесс пробуждения детей приятным, помогает проснуться, вызывая положительные эмоции: * «Мы проснулись»: Здравствуй солнышко, Колоколнышко. Создать и поддержать у ребенка положительное эмоциональное отношение, интерес к бытовому процессу – умыванию, помогают прибаутки, потешки про умывание. Они не только помогут сделать умывание приятным, но и будут стимулировать мышление, память, вызывать радостные эмоции. В процессе умывания использую потешки: «Ай, лады – лады, лады», «Зайка начал умываться», «Водичка, водичка», «Кран откройся». * «Ай, лады – лады, лады» Умоет наше личико, Зайка начал умываться, Вымыл ухо, Сделать процесс причесывания более приятным помогают потешки: «Петушок – петушок», «Расти коса». Они успокаивают ребенка, отвлекают, превращают его в игровой момент с позитивными эмоциями. * «Петушок – петушок» Я кудряшки расчешу. Слова малых фольклорных жанров волшебно действуют на ребенка сами по себе, а если их произносить ласковым нежным голосом — эффект усиливается вдвойне. Результаты адаптации за три года Учебный год Списочный состав Степень адаптации легкая средняя тяжелая 2011/2012 18 9 9 0 2013/2014 18 10 8 0 2015/2016 17 12 5 0 Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о положительных результатах адаптации детей к детскому саду. Многолетний опыт работы, показал, что использование малых жанров фольклорных произведений, наряду с другими факторами, способствует психо — эмоциональному благополучию детей, помогает им почувствовать себя комфортно и защищено, что облегчает период адаптации, способствует их дальнейшему психическому развитию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому, так важно окружить детей теплом и наполнить их детство с первых дней настоящими сокровищами народной мудрости. Литература:
У киски боли,
|