Проект по русской народной сказке во второй младшей группе "Колобок" |
Фольклор | |||
Автор: Житихина Анна Викторовна | |||
05.04.2016 15:25 | |||
Проект по русской народной сказке во второй младшей группе "Колобок" Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 «Ласточка» Составила: Житихина А.В. 2016г. Тип проекта: Творческий, групповой, краткосрочный Цель проекта: Развивать стремление импровизировать на сюжет сказки «Колобок»
Задачи проекта:
Обеспечение развития детей в образовательных областях ФГОС ДО: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие" Целевые ориентиры: Освоение культурных способов действия, положительное отношение к миру и окружающим, развитие воображения и любознательности, развитие игры, понимание норм и правил и способность следовать им, принятие собственных решений. Ожидаемый результат: Расширен кругозор детей о театре. У детей сформировались творческие способности познавательная активность, любознательность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в подготовке театра. Участники проекта: дети II младшей группы № 5 «Радуга», воспитатель, музыкальный руководитель, родители. Сроки реализации проекта: 1 неделя. Подготовительный этап:
Основной этап: Театрализация русской народной сказки «Колобок» (театр на столе из дисков). Основной этап «Колобок» Ведущий: Жили-были в одной деревне дед да баба. Хорошо жили, дружно. И не ссорились никогда. Вот однажды и говорит дед бабе: Дед: Испеки-ка ты нам, бабка, колобок к чаю. Ведущий: А баба деду отвечает. Баба: Да что ты, старый! Муки-то нет! Дед: Да ты, бабка, по амбару помети, по сусекам поскреби – вот и наберется. Ведущий: Пошла бабка в амбар, по сусекам поскребла, по амбару помела – набрала муки на целый колобок. Вернулась бабка домой, да замесила тесто. Добавила в него сметаны, да масла кусочек положила. А потом скатала из теста колобок, да в печь поставила. Немного времени прошло – и готов колобок! Вышел он весь такой румяный, да пригожий. Бабка колобок из печи достала, деду показала, да и положила на окошко – остужаться. А колобок лежал, лежал на окошке, а потом спрыгнул на травку, да покатился от окошка на завалинку, от завалинки – к калитке, да и за порог. Пытались бабка с дедом его догнать – да куда там! Только они его и видели! Катится колобок по тропинке, солнышку радуется, песенку себе под нос мурлычет. Вдруг навстречу ему из-за куста заяц выскакивает. Заяц: Колобок, Колобок, я тебя съем! Ведущий: А Колобок зайцу в ответ. Колобок: Не ешь меня, заяц! Давай лучше я тебе песенку спою! Я Колобок, Колобок! По амбару метен, По сусекам скребен, На сметане мешан, В печку сажен, На окошке стужен. Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел. А от тебя, косой я и подавно уйду! Ведущий: И покатился Колобок дальше по дорожке. Катится Колобок дальше, а навстречу ему волк бежит. Волк: Колобок, Колобок, я тебя съем! Ведущий: А Колобок ему в ответ: Колобок: Не ешь меня, волк! Давай лучше я тебе песенку спою! Я Колобок, Колобок! По амбару метен, По сусекам скребен, На сметане мешан, В печку сажен, На окошке стужен. Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел, Я от зайца ушел. А от тебя, волк, и подавно уйду! Ведущий: И покатился дальше по дорожке, а волк ни с чем остался. Катится Колобок дальше, а навстречу ему медведь из леса вываливается. Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем! Ведущий: А Колобок медведю в ответ: Колобок: Не ешь меня, медведь! Хочешь я тебе песенку спою! Ведущий: И запел: Колобок: Я Колобок, Колобок! По амбару метен, По сусекам скребен, На сметане мешан, В печку сажен, На окошке стужен. Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел. А от тебя, медведь, я и подавно уйду! Ведущий: Пропел, да и покатился дальше по дорожке, а медведь ни с чем остался. Катился Колобок дальше, а навстречу ему лиса. Лиса: Колобок, Колобок, куда ты катишься? Ведущий: Колобку приятно стало, что лиса его похвалила. Он и говорит: Колобок: Качусь по дорожке, на мир смотрю, себя показываю. Лиса: Спой-ка ты мне, Колобок, песенку. Ведущий: Колобок и рад. Залез на пенек, устроился поудобнее и запел. Колобок: Я Колобок, Колобок! По амбару метен, По сусекам скребен, На сметане мешан, В печку сажен, На окошке стужен. Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел, Я от медведя ушел… И от тебя, лиса, немудрено уйти! Ведущий: А лиса сделала вид, что Колобка не услышала. Лиса: Стара я, Колобок, стала, ничего не слышу. Сядь ко мне на носик, да спой свою песенку погромче. Ведущий: Колобок и рад стараться – забрался лисе на нос, только собрался запеть песню, а лиса ам – и съела его. Ведущий: А кто из вас, дети, не слушается старших? Кто хвастает? Кто не правильно ведет себя, когда надо быть осторожным? Заключительный этап
персонажей из дисков для сказки "Колобок".
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 «Ласточка» 670034, ул. Добролюбова, 33. Телефон 44-94-26 Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе Составила: Житихина А.В. Улан-Удэ 2016г. Цель: Формирование умений выполнения поделок из мятой бумаги. Задачи: Образовательные. 1. Знакомить детей со свойствами бумаги, с новым приемом конструирования игрушек из мятой бумаги. 2. Формировать технику работы с клеем, умение наклеивать готовые детали. Развивающие. 1. Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, мелкую моторику рук. 2. Развивать творчество, фантазию, желание включиться в игру. 3. Развивать зрительное и слуховое внимание ребенка, умение вслушиваться в речь взрослого. Воспитательные.
Демонстрационный материал: Фигурки персонажей сказки «Колобок», корзинка, волшебный сундук. Раздаточный материал для аппликации: бумага белого цвета, клей, вырезанные формы колобка (все по количеству детей), салфетки влажные, клеенки. Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание героев из сказки и беседа по ним, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов. Предварительная работа:
животных с использованием наглядных пособий (зайце, волке, медведе, лисе.) 3. Повторение свойств бумаги (белая, мятая). Ход непосредственной образовательной деятельности: Звучит музыка и в гости к детям приходит Елена–сказочница. Педагог: «Утром встали малыши, В детский садик свой пришли. Я вам рада, как всегда. Гости здесь у нас с утра, поздоровайтесь, друзья!» Основная часть. Педагог: Любите ли вы сказки? Дети: Да! Педагог: Ребята, мы вчера с вами читали сказку, а какую? Отгадайте. В печку сажен, На окошке стужен. Он от бабушки ушел И от дедушки ушел! Кто это? — спрашивает воспитатель. Дети: Колобок! Педагог: Да, колобок. И сегодня он к нам в гости пришел. (Воспитатель показывает колобка и вывешивает картинку на доску). Педагог: Ребята, какой колобок? Дети: Круглый, румяный, веселый. Педагог: На какую геометрическую фигуру похож колобок? Дети: Круглый. Педагог: Дети покажите пальчиком в воздухе. (Дети показывают.) Педагог: Ребята, какого цвета наш колобок? Дети: Желтого. Педагог: Правильно желтого. Как наше солнышко. Чтение стишка: Смотрит солнышко в окошко, Греет нашу комнатку. Мы захлопаем в ладоши, Очень рады солнышку! (Дети хлопают в ладоши.) Педагог: Ребята, а помните, кого в сказке на лесной тропинке встречал колобок? Дети: Зайчика, мишку, волка, лисичку (воспитатель вывешивает героев по очереди на доску). Педагог: Правильно, молодцы. Педагог: Ребята, а из чего испекла бабушка колобок? Дети: Муки. Педагог: Правильно из муки. Педагог: Вот сундучок. Я его прихватила с собой. Хотите посмотреть, много ли там муки? /Дети заглядывают в сундучок, хотят узнать, много ли там муки, но вместо муки обнаруживают бумагу/. Педагог: Ребята, сможем ли мы из этого испечь колобки, как вы думаете? Дети: Нет. Педагог: Моя мука волшебная и сейчас мы это проверим (предлагает детям сесть за столы.) Педагог: Перед тем, как мы приступим к работе, давайте разомнемся. Для этого нам нужны чистые руки. Физминутка: Засучим рукава, открыли кран с водой, взяли мыло, намылили руки мылом, положили руки под водичкой, ручка ручку моет, помоем каждый пальчик, стряхнем и вытрем полотенцем. Педагог: Теперь можно приступить к работе. Педагог: Сейчас я вам раздам нашу волшебную муку. Посмотрите на нее внимательно, потрогайте, какая она толстая или тонкая? Дети: Тонкая. Педагог: А какого цвета? Дети: Белого. Педагог: Мы попробуем изготовить из бумаги колобок. Педагог: Сейчас вы все внимательно посмотрите, как я буду готовить наше замечательное тесто, а потом будете делать его самостоятельно, у кого не получится я помогу. Вначале мы возьмем нашу бумажную муку сомнем ее, слышите, как шуршит бумага? А сейчас мы аккуратно развернѐм наше бумажное тесто. Расправляйте его осторожно, потому что бумага может порваться. А теперь мы снова наше тесто бумажное сомнѐм в комочек, чтобы у нас получились колобки. /Дети сминают бумагу в колобки/. Педагог: Покажите, что у вас получилось? Такие замечательные колобки у вас получились! Педагог: Что нужно колобку для того, чтобы увидеть зверюшек? Дети: Глаза. Педагог: А что нужно, чтобы он им спел песенку? Дети: Рот. Педагог: На предыдущем занятии мы свами изготовили личики для колобка сглазами, и ротикам, и я вам сейчас их раздам. Педагог: Переверните личико вниз на клеѐночку, и намажьте густо-густо клеем обратную сторону, клея не жалейте, мажьте погуще, как бабушка мазала колобок сметаной. А теперь возьмите аккуратно личико и приложите его к колобку бумажному и прижмите его крепко-крепко ручками. Подуйте на колобки. Какие у вас получились колобки? Вот они у нас какие горячие! Какие румяные! Педагог: Наши колобки будут пока остывать, а мы с вами вытрем ручки салфеточками от клея, чтобы они были чистыми. Молодцы! Педагог: В сказке колобок покатился по дорожке. Давайте и мы покатимся по дорожке на ковер. Физминутка: Дети вместе с Еленой катятся на ковер. А там, повторяют процесс печения колобка (делают кружок, присаживаются на корточки и выполняют движения за воспитателем.) Педагог: Испеки нам колобок милая бабуся (хлопаем в ладоши), Испеки нам колобок бабушка Маруся (мнем тесто), Положили два яйца (поднять две руки и резко опустить стукнув об пол, эффект разбивания яиц), И налили молока (делаем круговые движения одной рукой), А теперь муки, будут колобки, Испеки нам колобок милая бабуся (хлопаем в ладоши), Испеки нам колобок бабушка Маруся (раскатываем тесто), Положили два яйца (поднять две руки и резко опустить стукнув об пол, эффект разбивания яиц), И налили молока (делаем круговые движения одной рукой), А теперь муки, будут колобки, Испеки нам колобок милая бабуся (хлопаем в ладоши), Испеки нам колобок бабушка Маруся (раскатываем тесто), Положили два яйца (поднять две руки и резко опустить стукнув об пол, эффект разбивания яиц), И налили молока (делаем круговые движения одной рукой), А теперь муки, кушайте пожалуйста колобки. Педагог: Молодцы, присаживайтесь за столы. Ребята, а как вы думаете, понравятся ли лесным жителям наши колобки? Дети: Да! Педагог: Конечно, понравятся, они очень рады, что вы пришли к ним в сказку. Они вас благодарят, а лисичка сказала, что очень хочет подружиться с колобком. Давайте мы свои колобки оставим для лесных жителей, и попрощаемся с ними. Педагог: А теперь вспомним, а вкакой, сказки мы сегодня с вами побывали? Дети: Колобок. Педагог: Какого цвета наш колобок? Какой формы? Дети: Желтый, круглый. Педагог: А из чего же была наша волшебная мука? Какого цвета? Какую форму мы ей придали? Дети: Из бумаги. Белая, круглая. Педагог: Молодцы! Ребята, уж очень мне понравилось у вас, уж какие вы умелые, добрые, хорошо знаете сказку. А давайте -ка заглянем в мой волшебный сундучок, может у меня там еще что то осталось? /Дети заглядывают в него и находят угощение/. Педагог: Давайте ещѐ раз улыбнемся друг другу и сохраним хорошее настроение до конца дня. До свидания! ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 «Ласточка» 670034, ул. Добролюбова, 33. Телефон 44-94-26 Составила: Житихина А.В. Улан-Удэ 2016г Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей через распространение опыта работы педагога. Задачи: расширить знания о роли театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду; содействовать сплочению педагогов и родителей, вовлечь пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества; развивать творческие способности родителей. Участники: педагог, родители детей 2 младшей группы детского сада Оборудование, материалы: различные виды театра (персонажи театра резиновой игрушки, перчаточного театра, театра рукавичек, театра ложек, театра бибабо и настольного театра), стенгазета «Играем в театр», заготовки для создания персонажей театра на дисках (диски, клеящаяся бумага, ножницы) стикеры разных цветов, маркеры. План мероприятия:
Ход семинара: — Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас всех в нашей замечательной группе «Радуга». Для начала я хочу обратиться к вам. Вспомните свое детство. Вы с удовольствием ходили в детский сад? А чем вы любили заниматься больше всего? (Ответы родителей). Уважаемые родители, а ваши дети с удовольствием ходят в детский сад? А как вы думаете, что ваш малыш любит делать в детском саду? (Ответы). Совершенно верно, уважаемые родители, вы подметили, что наши дети много играют в группе. Ни для кого не секрет, что игра является ведущим видом деятельности в детском саду. Зачастую близкий друг малыша — игрушка. Я использую игрушки для организации театрализованной деятельности в группе. Что же такое театрализованная игра? (Ответы родителей). Замечательно. Театрализованные игры — это игры-представления, в которых с помощью выразительных средств, таких как интонация, мимика, разыгрывается литературное произведение. Театрализованная деятельность — «это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». Театр дарит малышам незабываемые впечатления, развивает художественный вкус, воображение, фантазию. В наше время это очень актуально, ведь на фоне избыточной информации и обилия разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвитие детей. А театральный жанр помогает эмоционально развивать личность. — Как вы думаете, какое еще влияние оказывает театрализованная деятельность на детей? (Ответы родителей). Правильно. Театрализованная деятельность:
умению общаться с другими людьми. Другими словами театрализованная деятельность помогает сформировать всесторонне развитую личность. Театрализованную деятельность детей раннего возраста я начинаю со знакомства с различными видами кукольного театра. Он по своей природе близок и понятен маленьким детям. Когда «ожившие» куклы-персонажи начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, всѐ возможно. Малыши нередко боятся Деда Мороза, волка, медведя и других персонажей в исполнении людей-актѐров, но с удовольствием играют игрушками, изображающими их. В нашем театральном уголке есть несколько видов кукольных театров. Предлагаю рассмотреть их. (Демонстрация персонажей различных видов театра, и краткая характеристика – персонажи раздаются родителям). Театр резиновой игрушки наиболее простой и удобный в работе с детьми раннего возраста. Создать его очень легко. Сначала подбираю резиновые игрушки. Они должны быть приблизительно одного размера. Затем придумываю или подбираю стишок, сказку, где бы участвовали эти персонажи. Действия с резиновыми игрушками, укрепляют руки малышей, развивают координацию. Куклы для пальчикового театра можно сшить, связать или изготовить из обрезанных старых перчаток. Что бы придать сходство с образом использую кусочки ткани, нитки, из которых изготавливаю нос, глаза, рот, волосы и т. д. Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Для героев перчаточного театра подойдут съѐмные головки старых кукол. Туловищем и основой куклы служит перчатка. Дети с удовольствием наблюдают за движениями перчаточной куклы, так как она очень подвижна и легко вступает с малышами в тактильный контакт. Кукол для театра рукавичек можно изготовить из старых варежек или сшить из кусочков ткани. В оформлении использую аппликацию из кусочков плотной ткани ярких цветов (человечка, зверюшку, цветок). Этот театр достаточно прост в использовании. Дети часто используют его персонажей в самостоятельных играх. Очень интересен настольный театр. Рассказывая сказку, выставляю героев на стол в том порядке, в каком они появились в повествовании. В дальнейшем малыши и сами последовательно выкладывают фигурки, и произносят за них реплики. Изготовить театр ложек очень легко. На поверхности ложки рисую изображение героя сказки и держа за черенок осуществляю движение. Куклы театра бибабо одеваются на всю руку. Средний палец руки «отвечает» за «оживление» головы, а большой и мизинец — рук или лап персонажа. Спектакли с такими куклами требуют определѐнного навыка и ловкости пальцев. Для всех видов этих кукольных театров способ управления персонажами один и тот же. Игрушка «оживает» в моих руках и начинает «разговаривать» с малышом. Для этого вовремя чтения знакомой потешки, пения песенки или участия в сказке кукла плавно покачивается, общаясь с детьми. Прежде чем показать детям какую-либо сказку, я провожу этюды с куклами, то есть знакомлю малышей с каждым героем поочередно: показываю куклу, называю ее, предлагаю малышам потрогать ее, рассмотреть, поиграть с ней. После того, как малыши познакомятся со всеми персонажами, я начинаю показ самой сказки. Дети с удовольствием смотрят сказку, а узнав полюбившихся персонажей, активно реагируют на происходящее, хлопают в ладошки, подпевают героям. В своей работе с детьми раннего возраста по театрализации я отказалась от использования ширмы. Я считаю, что не стоит быть скрытой от глаз малышей, не имея возможности наблюдать за реакцией зрителей. Маленькие дети не менее чем в кукле, нуждаются в педагоге, и в товарищах — в ситуациях «глаза в глаза». И сказочное действие разворачивается прямо перед глазами детей, а игрушки оказываются в зоне доступности. Все это способствует театральной деятельности детей, умению перевоплощаться, способности к импровизации, коммуникативности и расширению словарного запаса. — А теперь я предлагаю вам внести свой вклад и обогатить наш театральный уголок новым видом театра. Сегодня мы с вами изготовим персонажей любимых детьми сказок. Предлагаю вам объединиться в творческие группы по цветам стикеров. (Родители рассаживаются за столы). Основой заготовки будет диск, которых скапливается множество в наших домах. Его мы обклеим цветной бумагой, а затем приклеим глаза, рот, нос и ушки. Для устойчивости мы прикрепим их на крышечки от бутылочек. (Работа родителей в творческих группах под музыку) — Посмотрите, какие замечательные герои сказок у нас получились. А из какой же они сказки? Давайте попробуем показать эту сказку. (Показ сказки) — Давайте похлопаем нашим замечательным артистам. Молодцы! Вопросы к родителям: — Согласны ли вы, что театрализованная деятельность помогает всестороннему развитию детей? — Замечали вы у своего ребенка интерес к театру? — Как вы будете поддерживать и развивать этот интерес? Большое вам спасибо за активное участие! Играйте больше с детьми, любите их и у нас все получится!!! И в заключении я хочу прочитать такие стихи: Не жалейте время на детей, Разглядите взрослых в них людей, Перестаньте ссориться и злиться, Попытайтесь с ними подружиться. Вместе с ними пробуйте, ищите, Обо всем на свете говорите, И всегда незримо направляйте. И во всех делах им помогайте. Научитесь детям доверять – Каждый шаг не нужно проверять, Мненье и совет их уважайте, Дети – мудрецы, не забывайте И всегда надейтесь на детей, И любите их душою всей Так, как невозможно описать. Нам тогда детей не потерять! Литература: 1. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. Развитие творческих способностей у детей от 1года до 3 лет средствами кукольного театра. — М.: Айрис-пресс, 2007. 2. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. Кукольный театр для самых маленьких: (театральные занятия с детьми от 1года до 3 лет). — М.: Линка-пресс, 2009. 3. О. А. Акулова. Театрализованные игры. — Дошкольное воспитание, 2005, №4, с.24. 4. Т. И.Петрова. Театрализованные игры в детском саду. — М. «Школьная пресса», 2000. 5. Л. Н. Галигузова. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 АППЛИКАЦИЯ КОЛОБОК ЛЕПКА «Полянка Колобков» РИСОВАНИЕ «Колобок катится по дорожке» ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Сказка «Колобок» ТАНЕЦ «Колобок» Чаепитие с испеченным колобком МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
|