Фольклор в детском саду |
Фольклор | |||
Автор: Фаламеева Владлена Курбаналиевна | |||
29.08.2015 04:11 | |||
Фольклор в детском саду Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание»: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего — и легче всего в игре.» Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.
Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью — умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому я придерживаюсь следующего правила: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!» И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном». Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»? Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры. В работе с детьми я использую следующие виды фольклора: Пестушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Заклички — обращения к явлениям природы (к солнышку, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх. Скороговорки — незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения. Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:
Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Самые любимые игры для детей — это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки — это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Стадо» мы используем закличку: Пастушок, пастушок, Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре мы используем попевочку: Первенчики, червенчики, Там чашки, орешки, Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей. Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор — игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем следующие движения: Самомассаж. Шевеление пальчиков. Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем — и без помощи другой руки. Разведение пальцев и их сведение. Хлопки. Сжимание пальцев в кулак и разжимание. Помахивание кистями — сверху вниз. Помахивание кистями к себе и от себя. Вращение кистей — «фонарики». Вместе с движениями произносим слова: У бабы Фроси пяток внучат, У бабы Фроси пяток внучат, (Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом — другую). Все каши просят, Все криком кричат: (Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею). Акулька — в люльке, Аленка — в пеленке, Аринка — на перинке, Степан — на печке, Иван — на крылечке. (Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее). Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки Шла коза на каблуках Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Я, монах в синих штанах, пришел к вам за краской…за какой?.... Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки. Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка — это целая живая картина. Сидит кот у ворот, На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Вашему вниманию будет предложена такая игра-инсценировка «Колобок», «Теремок», которую дети разыгрывали как маленький спектакль. Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая — зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, учу детей доброжелательно относится друг к другу. Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи. Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности. А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.
|