Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
Фольклор
Автор: Миникаева Елена Николаевна   
29.08.2015 04:29

Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».

Цель: Научить ребенка правильно и выразительно говорить через русские народные сказки. Вызвать у детей интерес к русским народным сказкам.

Задачи:

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
  • Обеспечение положительно- эмоционального настроения
  • Развитие познавательных способностей
  • Развитие памяти и мышления.

Речевая деятельность ребенка должна находиться в центре внимания дошкольного учреждения и семьи, так как именно речевое развитие является показателем интеллектуального и общекультурного уровня человека.

 

Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он писал о сказке: «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Интерес детей к сказкам общеизвестен. Испокон веков знакомство малышей со сказками начинается с одних и тех же текстов, которые лучше всего приспособлены для детского восприятия: «Репка», «Курочка ряба», «Теремок». Незатейливые сюжеты, повторы действий и слов – казалось бы, никакой интриги. Однако именно эти сказки вызывают интересу детей, не испытывающих особого желания читать «умные» дидактические книжки.

В чем же секрет этих сказок? Разве взрослый человек стал бы так подробно излагать всю последовательность действий, необходимых, например, для вытаскивания репки из земли? Скорее всего, взрослый рассказал бы об этом так: «Посадил дед репку. Когда она выросла, вся семья и домашние животные помогли деду вытянуть репку из земли». Почему же малыша так увлекает последовательное перечисление всех помощников деда и их однообразных действий?

Оказывается, чтобы усвоить связь между причиной и следствием, понять, как от замысла действия приходят к конечному результату, ребенку необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала пути к его завершению. Маленький ребенок не способен сам из повседневной деятельности взрослых вычленить этапы, приводящие к осуществлению цели. В сказке же подробно излагается конкретная схема последовательно выполняемых действий.

Опытом многих поколений рассказчиков была найдена и наиболее увлекательная для слушателя — ребенка форма передачи этого непростого содержания. Язык первых сказок, которые слышит ребенок, ритмичен, слова часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения: «мышка — норушка», «зайка — на горе увертыш» и т.д. слова этих сказок интересны сами по себе. Поэтому именно такие сказки помогают пробудить интерес к слову, к речи у детей.

Безусловно, для ребенка, недостаточно ориентированного на речь, сказка должна быть зримой, наглядной. Почему бы не разыграть сказку, устроив маленький домашний театр? Достаточно изготовить вместе с ребенком героев сказки и настроиться на веселый и сказочный лад: пусть мышка пищит, а медведь говорит басом, пусть песенки поют не только герои сказок, но и зрители. В этом случае внимание ребенка вам гарантировано, а возможности сказок огромны:

  • рассказывая сказку, взрослый имеет возможность предложить ребенку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве; мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к обыгранным упражнениям
  • тексты первых детских сказок просты, но взрослый может еще более упростить их в соответствии с речевыми возможностями ребенка: многосложные названия животные без ущерба для смысла сказки могут быть заменены звукоподражаниями: не КУРИЦА, а Ко Ко, не собака, а АВ. Простота звукослоговой структуры звукоподражания стимулирует ребенка к повторению этих упрощенных слов, позже – также и слов, связанных со звукоподражаниями по смыслу; таким образом активируется способность к продуцированию связной речи
  • сюжеты народных сказок несложны и жизненны, в текстах много повторов, устойчивых оборотов- все это значительно облегчает понимание текста теми детьми, которые невнимательны при чтении авторских книг в силу недоразвития способности к восприятия связного текста

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Рекомендуемая система занятий позволяет взрослым выбрать занятие такого уровня сложности, чтобы оно было посильно, интересно и увлекательно для конкретного ребенка.

Это система игровых занятий по развитию речи и психических функций детей дошкольного возраста на основе русских народных сказок. Разыгрывая в «домашнем театре» сюжеты любимых сказок, ребенок научится различать и правильно произносить звуки речи, делать занимательную гимнастику для губ и языка, составлять предложения, получить начальные навыки чтения. Работа с каждой сказкой начинается с уровня, подходящего для детей, ориентируясь на возраст, на индивидуальные способности ребенка.

Начиная работу не нужно ставить перед ребенком непосильных задач, но нужно помнить, что слишком лёгкие задания также не могут способствовать необходимому сосредоточению, удержанию внимания ребенка.

Система «сказочных» занятий состоит в определенной последовательности по степени усложнения общеизвестных русских народных сказках.

  • «Репка» — в ней большая часть текста представляет собой повторы незначительно изменяющихся предложений (меняется лишь названия действующих лиц).
  • «Курочка ряба» — в этой сказке, в отличие от «Репки», сюжет развивается, а не строится на повторах, хотя повторы тоже присутствуют: «Дед бил- бил – не разбил. Баба била- била — не разбила». В то же время сюжет сказки прост и понятен даже маленькому ребенку.
  • «Колобок» — в ней много персонажей, но сюжет представляет собой цепочку сходных событий со сменой персонажей.
  • «Маша и Медведь» — сказка, в которой только два активно действующих персонажа, но сюжет развернутый и достаточно сложный, без повторов.
  • «Теремок» — большое количество персонажей и сравнительно простой сюжет позволяют ребенку продемонстрировать свои достижения с наибольшей самостоятельностью. Ко времени изучения этой сказки, завершающей цикл занятий, ребенок обычно способен отказаться от использования звукоподражаний и может назвать персонажей сказки целыми словами с той или иной степенью точности.

Например, точное воспроизведение слова «лягушка» может быть ещё недоступно, ребенок может называть только часть слова, но все же пытается произнести слово, а не звукоподражанием «ква-ква».

Если всё же ребенок упорствует в замене слова звукоподражанием, не следует сердиться, но каждый раз спокойно предлагайте наряду со звукоподражанием произнести и слова: «Да, правильно, ква-ква. Лягушка.

Каждая сказка изучается на 3-4 занятиях, каждое занятие состоит из 4 частей. Это и артикуляционная гимнастика, конструирование из спичек, рисование по клеточкам, выкладывание из ниток, сказка – лото, «Молоток рассказывает сказку» (отстукивание слогов в слове).

Используя предложенный план занятий по шести общеизвестным русским народным сказкам, ориентируйтесь на индивидуальные способности ребенка. Необязательно выполнять, например, все четыре упражнения в течение одного занятия. Можно включать «сказочные» задания в занятия, посвященные другой тематике: ребенок всегда будет рад переключиться на сказочный лад. Для некоторых детей оптимальной является подача материала именно «маленькими порциями». Однако важно учесть, что в каждом из занятий задания обеспечивают чередование различных видов деятельности — речевой, мыслительной, изобразительной, поэтому интерес ребенка поддерживать несложно.

Главное, чтобы взрослый помнил: сказка для ребенка — игра, волшебство, и не так важен результат, как поддержание игровой, необходимой для ребенка, истинно сказочной атмосферы занятия. В игре, с улыбкой, с радостным отношением к миру результаты не заставят себя ждать

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год