Проект Познавательно-игровой "Фольклор детям" |
Фольклор | |||
Автор: Ермолова Евгения Владимировна | |||
25.08.2015 06:11 | |||
Проект Познавательно-игровой "Фольклор детям" Вторая младшая группа Цель проекта: Обогащать развивающую среду по средствам малых форм фольклора. Задачи проекта:
Актуальность: Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Поэтому, одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; обогащению словарного запаса детей. Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей. Особую значимость приобретает фольклор в первый год пребывания малыша в дошкольном учреждении, поэтому необходимо использовать потешки, лепеталки, колыбельные знакомые детям на слух с детства, чтобы сделать пребывания ребенка в дошкольном учреждении наиболее комфортным. Вид проекта:
Продолжительность:
Участники проекта:
Предварительная работа:
Предполагаемый результат:
Реализация проекта I этап Подготовительный
II ЭТАП основной
III этап Заключительный Продукт проектной деятельности:
приложение №1 Конспект по лепке из соленого теста: "Жаворонки" Задачи:
Материалы и оборудование:
Ход занятия: Наступила весна, пока ещё на улице холодно и лежит снег, но скоро солнышко с каждым днём будет светить ярче, греть жарче. Все рады приходу весны и дети, и взрослые, и животные, и птички, и рыбки. Скоро растает снег, на деревьях распустятся почки, появятся первые листочки и цветы. Ах, как хочется, чтобы побыстрее наступила тёплая погода! А вот давным-давно, люди тоже встречали весну, ждали солнышко, тепло, пение птичек, и обычно в этот день ожидался прилёт жаворонков – самых первых птичек, которые к нам прилетают весной. Детишки и взрослые звали, закликали весну. А бабушки и мамы пекли булочки в виде птичек и раздавали их. Потом все дети выходили на улицу и кричали: Жаворонки, Жаворонки, И мы, ребята, сегодня с вами будем делать птичек жаворонков и звать к нам весну. Комок теста раскатывают прямыми движениями рук в длинный столбик, с одной стороны поднимаем часть столбика, это будет голова, вытягиваем клюв. Затем путём сплющивания делаем хвостик, делаем глазки с помощью гречки. Ножницами делаем надрезы для крыльев и на хвосте, как перья. Наши птички высохнут, а потом мы их возьмем на праздник. приложение №2 Беседа: "Знакомство с самоваром" Задачи: Познакомить детей с самоваром. Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, нежность, щедрость, гостеприимство) Ход занятия: У каждого народа есть много обычаев. Но среди них есть те, которые любят все: и взрослые, и дети. Одним из таких обычаев является чаепитие. Такой обычай есть у всех народов, был он и на Руси. Я сейчас загадаю вам загадку, а вы подумайте о чём речь. Стоит толстячок, Что же это за толстячок, вы догадались о чем идет речь? Ответы детей. Вы правы, это самовар. Пузатый самовар. Особенным теплом. А для чего же служит самовар? Ответы детей (для приготовления чая) Самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» — отсюда и слово "Самовар" произошло. Только на Руси пили чай из самовара. Самовар кипит, уходить не велит. С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее. Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые, сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник. Со временем самовары стали делать разной формы Раньше лакомством был сахар и баранки, которые стряпали хозяйки сами. Готовые баранки нанизывали на верёвку и когда садились пить чай на самовар вешали баранки. Как вы думаете что сейчас заменяет самовар? Ответы детей (Чайник) Да, прошло много лет. Но тем не менее, ребята, самовар – это часть жизни и судьбы нашего народа, это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой... приложение №3 Занятие по развитию речи Любимый фольклор Задачи:
Материал: кукла, корзинка, картинки с загадками.
Воспитатель (предлагаю детям посмотреть на него: имитирую умывание). Что я делаю? Ответы детей. (Моете лицо, умываетесь, моетесь). Воспитатель. А что я делаю сейчас? (Показываю, что причесываюсь). Ответы детей. (Расчесываете волосы, расчёсываетесь, причёсываетесь, делаете прическу). Воспитатель. Давайте все вместе умоемся. Дети показывают, а воспитатель спрашивает. Что ты делаешь, Лёва? (Умываюсь). А теперь причешемся. Что ты делаешь, Лера? (Причёсываюсь). Наберём в руки водички. Какая водичка? (Тёплая, хорошая, чистая). У вас тёплая водичка, что вы чувствуете? (Тепло). А у меня водичка холодная. Мне холодно, неприятно, зябко. Хотите почувствовать, как холодно? (Имитирует брызги). Возьмите друг друга за руки и посмотрите на себя. Какими вы стали? (Чистыми, причёсанными, умытыми, аккуратными, красивыми). Улыбнитесь друг другу. Воспитатель. Вы слышите, ребята, кто-то плачет? (Достаю куклу). Воспитатель (говорю от имени куклы). Вы такие чистые, аккуратные, а я грязная, непричёсанная. Я боюсь умываться и причёсываться, но хочу быть похожей на вас. Воспитатель. Не плачь, кукла Маша, ребята тебе помогут. Чтобы кукла не боялась умываться, не плакала, мы её потешим, повеселим потешкой. Водичка, водичка, Чтоб смеялся роток, А теперь причешем Машу. Послушайте, как я буду говорить, чтобы успокоить её. Расти, коса, до пояса, Расти, коса, не путайся, Как я читала потешку? (Ласково, тихо, нежно, напевно). Теперь давайте вместе её прочитаем. Дети читают, а воспитатель "причёсывает". Кукла хочет, чтобы ты, Родион, потешку рассказал. Ну, вот, теперь кукла Маша стала весёлой, а была... (грустной), стала чистой, а была... (грязной), стала причёсанной, а была... (лохматой). Что почувствовала Маша, какое настроение стало у неё? (Хорошее, весёлое, доброе, радостное). Когда она была грустной, она плакала. Как она плакала? Теперь настроение у Маши весёлое, она смеётся. Как смеётся? Дети отвечают. Кукла Маша к нам шла-шла и... (пришла); бежала, бежала и... (прибежала); несла, несла и... (принесла) корзинку. А что же она принесла в корзиночке? Посмотрим. Это же картинки с загадками. Я буду загадывать, а вы слушайте внимательно. Мохнатенькая, (Кошечка) Зимой лапу кто сосёт? (Медведь) Маленький рост, (Мышка). Ребята, загадывать — это не называть, а только рассказывать, какой кто-то. Какая мышка? (Маленькая, пушистая, серенькая, длиннохвостая). А зубки у мышки... (острые). Кукла Маша знает чистоговорку про петушка вот такую: Петушок, петушок, Пляшут мышки-шалунишки, Но эту чистоговорку надо сказать тихо. Кто скажет, как мышка? Воспитатель предлагает ещё раз сказать чистоговорки громко — за петушка и тихо — за мышку. У куклы Маши в корзиночке ничего дольше нет. Она хочет теперь поиграть с вами. Берите её за руки и покажите нашу группу и игрушки. приложение №4 Консультация для родителей Значение малых форм фольклора в жизни детей. Фольклор — одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор — действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры — во время кормления куклы или укладывание ее спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач». В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Чтение народных песенок, потешек, лепеталок сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость. Таким образом, чтение и разучивание потешек, лепеталок с детьми способствует:
- Ножки, ножки, где вы были? - А вы, глазки, помогали? С подосиновиком!
%+ Бежала лесочком Лиса с кузовочком. - А что в кузовочке?
Грибочки – груздочки Для сына, для дочки.
Пошёл котик на торжок, Самому ли есть,
Чики, чики, кички, Как они летели,
Барашеньки В скрипочку играли, А козлище из хлевища
Наш козёл Стрекозёл Он и печку топил, Небывальщины да неслыхальщины.
Тень, тень, потетень, Она репу печёт,
Наши уточки с утра – А индюк среди двора – Наши курочки в окно – Нам споёт ку-ка-ре-ку!
Сидит белка на тележке, Мишке толстопятому,
Сидит, сидит зайка, Едут, скачут в поле Ушки жмёт, ушки жмёт. * Вы, охотнички, скачите Вы, охотнички, скачите,
Сегодня день целый Сер медведь, Мушек отгоняет.
Зайчиха под ёлкой По болоту босиком Лети-лети за море.
Дед хотел уху сварить, Тащат удочки
* Курочка-рябушечка Зачем ты пошла? - Цыпляток поить. Список использованной литературы
/Дошкольное воспитание. – №5. – 2009. – с. 111-115 3. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1998. — 240c. 4. Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи//Дошкольное воспитание. – №8. – 2007. – с. 86-93 5. Сазонова С.Е., Малинина О.В. Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста//Справочник старшего воспитателя. – 39. – 2008. – с. 47-53 6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994. – 178 с. 7. Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника/Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с. 8. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 256 с. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 "Тополёк" Воспитатели: Уразова Светлана Андреевна, Ермолова Евгения Владимировна г.Бердск 2014г
|