Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста "Именины садовенка Епифанушки" |
Фольклор | |||
Автор: Николаева Марина Васильевна | |||
12.02.2017 18:40 | |||
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста "Именины садовенка Епифанушки" Автор – составитель: Николаева М.В., воспитатель МБДОУ № 17, ст. Петропавловская, Краснодарский край. Цель: систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре; закрепить знания о русских народных костюмах. Задачи: Воспитательные:
Развивающие:
Образовательные:
Приемы руководства деятельностью детей:
Создание среды для организации и проведения НОД экспонаты из музея ДОУ: атрибуты русского быта, обереги, русская народная одежда, шкатулка. Кукла Епифаний. Природный материал для изготовления оберегов. Пряники. Планируемые результаты:
Критерии оценки деятельности детей в НОД:
Ход непосредственно образовательной деятельности В групповой комнате воссоздан интерьер русской избы. Хозяйка встречает гостей (детей). Хозяйка: В светлу горницу войду Здравствуйте, красавицы! Милости прошу в мой дом. Гость на двор – хозяйке радость! Ребёнок: Мир вашему дому, здоровья всем! Хозяйка: Спасибо, проходите, присаживайтесь на самые удобные скамейки, на самые мягкие подушки. Красному гостю – красное место! Я вас угощу медовым пряничком да сахарным петушком. У нас сегодня праздник. Ребёнок: Хозяйка, расскажи, пожалуйста, что это за праздник? Хозяйка: Слушайте, мои голубчики. Сегодня именины у Епифания, значит и у нашего домового Епифанушки тоже. А вы, мои хорошие, знаете, кто такие домовые? Откуда они взялись? Ребёнок: В старину была легенда о том, как неверующих людей наказали и обязали на вечные времена сторожить воды, леса, горы и дома. Кто в момент наказания был дома, сделался домовым, в горах – горным духом, в лесу – лесовиком. Хозяйка: Правильно. А что делает домовой, чем он занимается? Ребёнок: Домовой защищает от всего плохого дом, людей и животных, которые там живут. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой. Он не любит ленивых и может подшутить над нерадивыми. Хозяйка: Да, домовой оберегает хозяйский дом и двор. Где в доме обычно живёт домовой? Ребёнок: Он любит жить на печке или за печкой в лапте, или в бане. Хозяйка: Молодцы! Вы такие умные! А я вот знаю, что домовые такие же разные, как и люди. Каждый хозяин зовёт своего домового по- своему. У нас, у русских – дедко, хозяин, а ещё как? Ребёнок: Доможил, батанушка. Если он маленький – домовёнок. Хозяйка: Правильно. Другие народы зовут его по – другому: украинцы – домовой дед; белорусы – господарик, хатник; поляки – хованец. В нашем доме, как я уже сказала, живет домовой Епифанушка. Он, как и вы, еще маленький, он домовенок. Воспитатель берет в руки куклу Епифания. Говорит за него. Воспитатель: У тебя, дружок, имя интересное, красивое. Почему тебя так назвали – Епифаний? Епифанушка: Я и сам не знаю, почему меня так зовут, но имя мне тоже нравится. Может дети знают? Подскажут? Ребенок: Когда В.Н. Татищев основал на низменном левобережье Волги город – крепость, он хотел назвать его Епифания ( «город просвещения»). Но город получил название Ставрополь – на – Волге. Позже он был затоплен, но недалеко от этого места был построен наш родной город Тольятти. В память о Татищеве и основанном им городе тебя, домовенок, и назвали Епифанием. Епифанушка: Вот здорово! Я ведь действительно очень умный. Хозяйка: Конечно! Только какой же ты домовенок, если в детском саду живешь? Дети, подумайте, как можно назвать Епифанушку? Дети: Садовенок. Епифанушка: Ой, мне нравится. Я – садовенок Епифаний! Ребенок: Мы слышали, что вы, домовята и садовята, жилище оберегаете. Это правда? Епифанушка: Правда! Правда! Мне помогают обереги. С давних времен люди свои дома украшали оберегами из природного материала. Хозяйка: Правильно. Кукуруза оберегает здоровье детей; перец защищает от ссор в семье; чеснок, лук отгоняют нечистую силу; горох, фасоль, бобы – чтобы в доме всегда был достаток; ягоды рябины, шиповника оберегают женскую (девичью) красоту, молодость. Что такое оберег, дети? (Предмет, оберегающий, охраняющий от чего-то злого, нехорошего.) Епифанушка: В этой волшебной шкатулке лежат обереги. Возьмите каждый по оберегу и расскажите, что о нем знаете. Дети достают из шкатулки обереги и рассказывают, взрослые помогают. Хозяйка: В стародавние времена люди считали, что вышивка на одежде не только украшала, но и тоже была оберегом. Дети рассматривают одежду, которая вывешена на стендах. Вышивки-обереги на рукавах рубахи сберегали руки от порезов, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на верхней части сарафана оберегали легкие и сердце. Епифанушка: В деревнях хозяева оберегают свои дома. В доме есть лазейки для нечистой силы – дверь и окна. Для защиты от этой силы их украшали наличниками и санями. Дети рассматривают эти детали. Хозяйка: Совсем забыла, ведь у садовенка Епифанушки именины, праздник, а на празднике должно быть весело: игры, песни, подарки, угощенье. Епифанушка: Мне нравится игра «Фанты». Давайте поиграем. Садовенок дает задания: спеть колыбельную песню; спеть частушку; загадать загадку; разделить горох, фасоль и бобы, сыграть на музыкальном инструменте; рассказать считалку. Хозяйка: Гости дорогие, наигрались, развлеклись? Пришло время спеть хвалебную песню нашему садовенку Епифанушке. Дети: (все вместе). Комар пищит, Кому поем – тому добро! Слава! Хозяйка: На именины подарки дарят. Дети, как вы думаете, не сделать ли для нашего садовенка да и для групповой комнаты обереги, куклы? Дети изготавливают обереги и куклы для групповой комнаты. Хозяйка: Какие же именины бывают без угощения? (Угощает детей и садовенка пряниками). Вот и кончился праздник – именины садовенка Епифанушки. До свиданья, дорогие дети, До новых встреч!
|