Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы. Секреты пёрышка» |
Ребятам о зверятах | |||
Автор: Кусик Татьяна Александровна | |||
10.11.2023 20:49 | |||
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы. Секреты пёрышка» Воспитатель: Кусик Татьяна Александровна Филиал Орлинский детский сад МОШ Орлинская СОШ Цель: Обогащение знаний детей о зимующих птицах, продолжать развивать представления о жизни и особенностях птиц. Задачи: Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», Оборудование и материалы: Набор перьев, лупы, листы бумаги, мультимедийная установка (презентация), мнемотаблица-птица. Предварительная работа: не наблюдение за птицами во время прогулок, чтение художественной литературы, отгадывание загадок о птицах, словесные игры, дидактические игры, подвижные игры, рассматривание иллюстраций, энциклопедий. Ход: Организационный момент Вот собрался наш кружок. Улыбнись скорей дружок. Рука другу, рука другу. Передаем тепло по кругу! Игра «Спаси птенца» Воспитатель: Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и поднесите к себе. Медленно, по одному пальчику сложите ладони. Сделайте гнездышко. Сейчас я вам положу маленького беспомощного птенца. Подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. Раскройте ладони, вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам. жать Мотивационно — ориентировочный этап. Воспитатель: Ребята, у нас сигналит домофон. К нам кто- то пожаловал в гости. (в группу заходит Незнайка и приветствует детей) Незнайка: Дорогие ребята, я вчера гулял по улице и увидел необычную птичку. Голубая спинка, ржавенький бочок – По стволу осинки За скачком скачок, Лазит вверх и вниз. Подолбила птичка по дереву и так красиво полетела, что мне тоже захотелось. Влез я на дерево, сел на ветку и только полетел, …ой, как больно ударился о землю. Ничего не понимаю! Не могли бы вы мне подсказать, что за необычная птичка встретилась мне на прогулке? Почему птицы летают, а человек нет? А почему зимующие птицы не улетают в тёплые края, неужели им не холодно зимой?» Поисковый этап. Воспитатель: Дети, поможем Незнайке? У него сразу столько вопросов. (Ответы детей) Воспитатель: На какие вопросы нам надо найти ответы? (Ответы детей) (Педагог демонстрирует карточки) Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что за необычная птичка встретилась Незнайке? (Ответы детей) Воспитатель: Правильно. Как вы догадались? (Ответы детей) Воспитатель: Кто может рассказать о поползне? (Ответы детей) Воспитатель: Ребята, а каких зимующих птиц вы ещё знаете? (Ответы детей) Воспитатель: К зимующим птицам также относятся: тетерев, глухарь. (Педагог демонстрирует названных птиц на слайдах) Незнайка: А может кто-нибудь из вас помнит загадки о зимующих птицах? (Ответы детей) Незнайка: Ребята, птицы умеют летать? (Ответы детей) Воспитатель: Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу – повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Практический этап (опытно-экспериментальная деятельность). Незнайка: А человек может взлететь? Почему? (Ответы детей) Дети: Нет. У человека нет крыльев. Воспитатель: Ребята, проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Листы одинаковые? Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? (Упал). Возьмите другой лист и осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (Полетел) Воспитатель: Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по–разному? (Ответы детей) Вывод: Не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит. Воспитатель: Вот и птицы: расправят крылья – летят, сложат крылья – упадут вниз камнем. Крылья птиц лёгкие, сильные и гибкие. Физкультминутка «Хочу быть птичкой». Я по улице гулял, (дети выполняют ходьбу на месте) Галок и ворон считал: (скрещивают перед собой кисти рук, делают ими плавные движения, обозначающие полет) Раз, два, три, четыре, пять, Рот открыл, смотрю я в небо, (поднимают голову вверх). Вправо, влево. Я там не был. (выполняют повороты головой). Птичкой захотел я стать И руками стал махать. (часто взмахивают руками через стороны вверх, вниз, кисти напряжены) Крылья вверх и крылья вниз, (плавно взмахивают руками) Только слышен ветра свист. (вращают указательными пальцами рук, поднятых вверх) Я подпрыгнул, чтоб взлететь, (подпрыгивают) Но пришлось на землю сесть. (приседают) Воспитатель: Ребята, мы с вами ответили на два вопроса Незнайки. Какой был третий вопрос? (Ответы детей) Воспитатель: Чем же покрыто тело птиц? (Ответы детей) Воспитатель: Предлагаю вам пройти к столам (в лабораторию), где мы будем исследовать перья птиц через лупу. Но для начала мы разделимся с вами на две группы. Первая группа – будет исследовать размер, цвет и строение пера. Вторая группа – будет исследовать, что внутри пера, если его разрезать. (Детям даются карточки с заданиями) Работа в группах. (Дети рассматривают, обследуем) Воспитатель: Отличаются перья чем-то друг от друга? Дети: Размером, цветом, строением. Воспитатель: Ребята, рассмотрим, как устроены перья у птиц. Что можно сказать про него? Дети: Оно плотное, жесткое, большое. Воспитатель: Молодцы, правильно. Посмотрите внимательно на основание между волосками – это стержень – основа пера. Воспитатель: Ребята, расскажите, что внутри этого стержня? (вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Дети: Плотный и пустой. Воспитатель: Правильно. А как вы думаете почему? Дети: Чтобы птица была легче и могла летать. Воспитатель: Попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите? Дети: Оно падает медленно, плавно кружась. Воспитатель: А за счет чего оно легкое? Почему? Дети: Перо легкое, так как внутри стержня пустота. Воспитатель: Помашите пером, что вы ощущаете? Дети: Воздух. Воспитатель: Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Воспитатель: Давайте посмотрим перо через лупу. Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их. (схема пера) Воспитатель: А какие перья лежат у вас ещё? Дети: Перышко маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький Воспитатель: Это пуховое перо. Воспитатель: Зачем такое перо птице? Ответы детей. Воспитатель: Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах. Воспитатель: Оперение птицы состоит из огромного количества перьев. Длинные перья крыльев называют маховыми. Они предназначены для полета, поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти крылья поднимают птицу вверх. Хвостовые перья называются рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворотов в полете. Мелкие перья – пуховые – они вырастают к зиме у зимующих птиц под пёрышками и согревают их. Воспитатель: Ребята, мы исследовали перья и теперь знаем — какие они бывают и почему зимующие птицы не мёрзнут зимой. Воспитатель: Самое печальное для птиц зимой – не холод, а самое ужасное – голод. Как вы думаете, где птицы добывают корм зимой? (Ответы детей) е Воспитатель: Верно. Но когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена. Если им не помочь, они погибнут. А как люди могут помочь птицам? (Дети предлагают варианты, приходят к выводу, что необходимо делать кормушки) Рефлексивно – оценочный этап. Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Воспитатель: Дети, теперь мы можем ответить на все вопросы Незнайки? Незнайка: Какая необычная птичка встретилась мне на прогулке? (Ответы детей) Незнайка: Почему птицы летают, а человек нет? (Ответы детей) Незнайка: Почему зимующие птицы не мёрзнут зимой? (Ответы детей) Воспитатель: Незнайка, мы ответили на все твои вопросы? Незнайка: Спасибо вам ребята. Сегодня я узнал много интересных фактов о зимующих птицах. (уходит прощаясь) Воспитатель: Что нового узнали, проводя свои исследования? (Ответы детей) Воспитатель: Все мы молодцы! Скажите себе: «Мы сегодня молодцы- Потрудились от души, не ленились, убедились и многому научились»
|