Методическая разработка игра — путешествие «Наши пернатые друзья» |
Ребятам о зверятах | |||
Автор: Дрокина Оксана Викторовна | |||
28.07.2015 19:36 | |||
Методическая разработка игра — путешествие «Наши пернатые друзья» Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 62 «Золотой улей» Подготовили: Дрокина Оксана Викторовна, Перцева Любовь Васильевна – воспитатели МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 62 «Золотой улей»; Консультант – Дудникова Ольга Владимировна – педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр» Старый Оскол Название и форма проведения: «Наши пернатые друзья», игра – путешествие.
Пояснительная записка Цель: формирование системы ценностных отношений к птицам как элемент развития экологического сознания дошкольников. Задачи: систематизировать знания о птицах, перелетных и зимующих. Закрепить умение детей описывать птиц и определять их по характерным для них признакам, по описанию. Развить познавательный интерес к жизни птиц. Развитие экологической грамотности дошкольников, формирование высокого уровня их экологической культуры. Способствовать пониманию детьми важности подкормки птиц в зимние время. Воспитывать потребность принимать активное участие в природоохранной деятельности. Метод проведения: словесный, наглядный, иллюстрированный. Возраст детей: 5 – 6 лет. Условия для проведения: групповая комната. Оборудование: выставка книг о птицах, плакаты зимующих и перелетных птиц, макеты деревьев, карточки зимующих и перелетных птиц, проигрыватель, CD- диск с голосами птиц, запись – «Зимнее утро» — Чайковский. Методические советы на подготовительный период: дети разучивают стихи о птицах, подготавливают сообщение по данной теме. Провести беседы о важности природоохранных акций. С родителями изготовляют кормушки. Ведущий – воспитатель, действующие лица – дети. План занятия I. Организационный момент. II. Основные этапы занятия.
III. Итог занятия. IV. Рефлексия. Ход занятия I. Организационный момент. Звучит музыка «Голоса птиц». Воспитатель сообщает тему и цель занятия. Воспитатель. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются в горах, и в ледяной полярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущий скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому много поверий, легенд, примет, поговорок, так или иначе связано с пернатыми. II. Основные этапы занятия. Воспитатель. Дети, давайте закром глаза и представим, что мы с вами сейчас попали в зимний лес, полный сказочных чудес. Скажите, а как надо вести себя в лесу? Дети: в лесу нельзя громко кричать. Разводить костер, ломать деревья и сучья, ломать кустарники, вытаптывать траву. Воспитатель. Правильно, этого нельзя делать, все это нарушает лесной покой. Красив зимний лес, волшебница зима постаралась, украсила все на славу! Давайте вспомним, как писал Г. Скребицкий в рассказе «Четыре желания художника» о зиме? Ответ ребенка: ходит зима по лесу в больших, мягких валенках, ступает тихо, неслышно, а сама поглядывает по сторонам – то тут, то там, свою волшебную картину дорисовывает. Обрядила она сосны и ели в теплые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки, пуховые варежки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чины спокойно. Воспитатель. Молодец! Хорошо и запомнила и выразительно рассказала о зиме. О каких богатырях здесь рассказывают? Ответ: это деревья с красивыми кронами, густыми ветвями. Воспитатель. Дети посмотрите, какое чудо! (Дети подходят к двум соснам, между которыми виден «сотканный» из снега ковер, на котором видны следы птиц, а рядом на доске показаны картинки снегиря, воробья, голубя, синицы). Воспитатель. Дети кто это? Дети: это птицы. Воспитатель. Правильно, а вы знаете, что птиц еще называют пернатыми друзьями, а может, кто мне подскажет почему? Дети: потому, что тело птицы покрыто перьями. Воспитатель. Дети, а давай те вспомним, что есть, у птицы и чего нет у других животных? Дети: крылья покрытые перьями, клюв, птицы могут летать и петь песни. Воспитатель. Назовите птиц, которых вы видите. Дети: снегирь, ласточка, соловей, голубь, сова, синичка, скворец, ворона, трясогузка, дятел. Воспитатель: Правильно. Скажите, а все ли могут птицы жить у нас зимой? Дети: нет, не все. Воспитатель. А как называются птицы, которые улетают от нас в теплые страны, а как называют тех которые остаются? Дети: перелетные – это те, которые улетают в теплые страны, а зимующие это те, что остаются. Воспитатель. Почему зимующим птицам зима не страшна? Дети: эти птицы находят зимой себе корм. Они клюют ягоды, находят насекомых, находят корм. Они не боятся холода. Воспитатель. Назовите и покажите перелетных и зимующих птиц. Дети: перелетные: утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки, а зимующие — воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока. (дети показывают на картинку с изображением птицы). Воспитатель. Давай те посмотрим как летят птицы. (на доске плакат с перелетными птицами). Воспитатель. Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли и утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы. Воспитатель. Я вам рассказала и показала, как летят птицы, а теперь проверим, как вы это запомнили. Покажите, как летят журавли? (дети показывают), а гуси? (дети показывают). Воспитатель. Все правильно, молодцы. В сказочном лесу, мы увидели перелетных и зимующих птиц, но птичкам перелетным холодно и они хотят на юг, в теплые страны, поэтому мы будем с ними прощаться. Но с нами останутся наши друзья — зимующие птицы. А теперь давайте поиграем с вами в игру – «Узнай птицу по описанию и по голосу». (воспитатель делает сообщение о птице и включает запись голоса, дети отгадывают, что это за птица). Воспитатель. Верх головки серенький, будто птичка серенькую шапочку одела. Грудка и брюшко тоже серенькое, а спинка и крылья темнее, они коричневые, пестренькие. Вверху на крыльях белая полоска. Под шейкой большое черное пятнышко, напоминающее бант или широкий галстук. Крылья острые, хвост средней длины, обычно закруглён или обрезан прямо, реже вырезан вилочкой. Окраска менее пёстрая, в расцветке сочетаются серые, буроватые, белые, чёрные, каштановые или рыжие тона. Длина тела 11-18 см, масса до 40 г. Кто это? Дети: воробей. (дети отвечают и показывают картинку с изображением воробья). Воспитатель. Птички маленькие, и поэтому, охотнее всего они вселяются в дупла, сделанные малым пестрым дятлом. Название птицы означает синий, но синих цветов в оперении этих птиц нет. Названы эти птицы так не за окраску, а потому, что некоторые издают достаточно громкий мелодичный посвист: "сии-сии", головка у нее в черной шапочке, на шее и на груди большой длинный черный галстук. Спинка, крылья и хвост – темные, а грудка — ярко желтая, будто она в желтый жилет нарядилась. Эта птица первая, еще в конце зимы, сообщает людям о наступающей весне музыкальным перезвоном: "Ци-ци-фи, ци-ци-фи...". Песни самцов звучат в различных тональностях и оттого кажутся особенно чарующими, будто звон от весенней капели. Дети: это синица. (называют и показывают картинку синицы). Воспитатель. Эти птицы пользуются не только большой известностью, но и заслуженной любовью. С каким нетерпением ожидают весеннего прилета этой птички труженики сельского хозяйства: прилетели эти птицы — значит, наступила весна, можно приступать к полевым и огородным работам. У нас в России наиболее широко распространены 3 вида этой птицы. Деревенская — хвост имеет глубокий вырез, с «косицами», отчего эту птичку, иногда называют касатка. Оперение ее сверху темно-синее, снизу белое; горло у самца красновато-коричневое. Характерный крик этой птицы — «вит-вит-вит». Гнездится под крышами деревянных строений в сельских местностях. Городская — Хвост имеет небольшой вырез. Верхняя сторона окрашена в темно-синий цвет, надхвостье белое. Нижняя сторона белая. Размеры несколько меньше, чем у деревенской. Голос — «трик-трик-трик». Гнездится она почти исключительно на каменных постройках. Береговая. Хвост с небольшим вырезом. Верх серовато-коричневый; низ белый. Гнездится исключительно в береговых откосах, в норках. Все они принадлежат к поздним из прилетающих птиц. Это связано с их питанием (насекомые появляются, когда становится уже совершенно тепло). Они прекрасно летают, скорость полета этих птичек может доходить до 100 километров в час и более. Это полезнейшие птицы. Количество мух, мошек и комаров, уничтоженных одной птицей в течение суток, достигает нескольких десятков тысяч. Дети: это ласточка. Воспитатель. Мелкие и средней величины птицы длиной 8-50 см и весом 7-450 г. обитают, главным образом, в лесах, на деревьях, поэтому ноги у этих птиц короткие, с длинными пальцами и острыми когтями. Два пальца ноги направлены вперед, а два назад. Обладают тонким, крепким клювом, при помощи которого они в поисках пищи или при устройстве гнезда долбят кору и древесину очень нарядная, пестрая птица. Голова и спинка черные, на затылке – красное пятнышко, а на крыльях – белые полоски и пятнышки. Дети: это дятел. Воспитатель. Одна из самых известных наших птичек. Он немного крупнее воробья, имеет пушистое оперение, среди которого особенно ярко выделяется красновато-розовая грудь у самцов (у самок она сероватая). Название этой птицы, несомненно, происходит от слова «снег». Спокойны и доверчивы, бывают первые зимние птички. Ведь они прилетают нередко из глухих лесов и совершенно незнакомы с человеком. Обычно держатся небольшими стайками (7-10 птичек в каждой). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает куда-либо на кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветвях. И так в течение всей зимы. В течение октября — декабря они обычно очень молчаливы. В это время лишь иногда от них можно слышать тихие, поскрипывающие звуки, вроде «дю-дю-дю». Дети: это снегири. Воспитатель. Эти птицы имеют длинный, сильный, прямой клюв со слегка сплюснутым кончиком, прямой короткий хвост, вершины которого достигают нижние кроющие перья, и острые крылья. Он черного цвета с фиолетовым и зеленым блеском и с белыми пестринками. К осени белые пестринки становятся крупнее и чаще. Молодые птицы — буро-серого цвета, с беловатою пятнистою грудью. Он хороший певец, поет громко, азартно, целиком отдаваясь песне, вздрагивая в такт голоса. Самая замечательная черта его песни — ее подражательный характер. Когда слушаешь эту птицу, кажется, что репертуар птицы неисчерпаем. Некоторые самцы, почти не повторяясь, очень точно, хотя и с меньшей силой, имитируют десятки звуков. Сюда входят и песни других птиц, в частности белобровика, очень часто чечевицы, иволги. Дети: это скворец. Воспитатель. Молодцы, все правильно ответили. Ребята, а почему нам без птиц не обойтись, как вы думаете? Дети: птицы наши друзья, они радуют нас удивительным пением, они верные защитники, доктора лесов и полей. Воспитатель. Все правильно, а вы знаете ребята, что за сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит сам. Степной орел много уничтожает мышей и сусликов. Одна мышь съедает в год 2 – 3 килограмма зерна, а суслик – 16 килограммов. Совы тоже спасают наши поля от грызунов. Воспитатель. Вы немного устали, я вижу. Давай те поиграем в игру «Совушка». Правила такие: все играющие птички, находятся на площадке, один человек будет совой, он находится в стороне от площадки. По сигналу «день» все птицы разлетаются, машут крыльями, клюют зерно. На сигнал «ночь», все останавливаются и стоят не подвижно. Вылетает сова и высматривает тех, кто шевелится, и забирает в гнездо к себе. Через 15-20 секунд, опять раздается сигнал «день», сова улетает, а птицы опять летают и добывают корм. Воспитатель. Молодцы, а теперь поиграем еще в одну игру, которая называется, закончи предложение. Я буду вам говорить пословицу, а вы попробуете ее закончить.
Воспитатель. Молодцы! Дети, а вы слышите стук? Кто это? Дети: да. Это дятел. Он добывает корм. Воспитатель. А как же другие птицы добывают корм? Дети: холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остались почки, плоды и семена. Некоторые птицы, например, синицы и поползни, зимой пользуются запасами, которые они сделали еще осенью. Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты. Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. После нескольких часов голодания некоторые птицы могут погибнуть. Воспитатель. А как же нам помочь нашим птицам? Дети: очень важно подкармливать птиц зимой. Устраивать кормушки в садах, парках и скверах. Птицы прилетают к кормушкам и склевывают не только оставленные вами семена, зерна и хлебные крошки, но и насекомых-вредителей на расположенных рядом с кормушкой деревьях и кустарниках. Так птицы приносят большую пользу. Если птицы постоянно будут находить корм в кормушках, то они будут прилетать к ним и летом, а значит, будут очищать деревья от вредителей весь год. Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что бы кормить правильно птиц нужно запомнить и соблюдать несколько правил. - во время подкормки не сорить и не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, бутылки, жестяные банки, коробки. - подкормку лучше производить в одно и то же время и в одном и том же месте. - кормить птиц нужно регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, ведь именно в морозы нужна пища каждый день, что бы выжить в холодное время. Воспитатель. А кто подготовил стихи к нашей игре? * Дети читают подготовленные стихи. Чтец 1: Ну, морозы, ну, морозы, Даже белки — непоседы И голодная синица День дымит морозной далью Чтец 2: Выпал снег, замёрзли лужи, И травы уже не видно, Чтец 3: Вот ворона сидит на заборе. Суетится она на заборе — Чтец 4: Скоро белые метели Не слыхать кукушки в роще. Чтец 5: Выбегай поскорей, А Мороз — красный нос Зимним вечером поздним Чтец 6: Зима. Мороз. Холодный ветер. Но милых птах я не обижу, Теплом руки своей согрею Чтец 8: Покормите птиц зимой! Горсть одна – и не страшна А ведь в нашем сердце есть Приучите птиц в мороз к своему окну, Воспитатель. Ребята, какие вы молодцы, выучили стихи. Наше путешествие в сказочный лес закончилось, и мы с вами возвращаемся домой в наш родной садик. Здесь тоже нас ждут птички. И давай те позаботимся о них. Вы с родителями приготовили сюрприз нашим пернаты, пойдем те порадуем их. (ребята выходят на улицу развешивают кормушки и насыпают корм для птиц). Рефлексия: Практическая часть. Методические советы организаторам и постановщикам: игра состоит из двух этапов, теоретической и практической. (сообщение воспитателя по данной теме, игра и развешивание кормушек на улице). Для создания эмоционального настроя группы можно использовать музыкальное сопровождение (голоса птиц, звуки природы и т.д.). Рекомендуется оформить выставку рисунков, картин о перелетных и зимующих птицах. Сделать стен газеты по завершению мероприятия. Рефлексия проводится следующим образом, воспитатель просит детей вспомнить все, что происходило на сегодняшней игре и показать, как им понравилось или нет. (мимика или другой выбранный детьми способ). Методические советы на период ближайшего последействия: можно рекомендовать воспитанникам дополнительную литературу о зимующих птицах, а так же провести разъяснительную беседу или консультацию для родителей по привитию детям экологической культуры. Список литературы.
|