Конспект по познавательному развитию «Как дикие животные к зиме готовятся» (средняя группа)
Подготовила: Воспитатель Кабарова И.И. Нижний Новгород 2020г.
Цель: Создать условия для расширения представлений детей о диких животных, их жизни в холодное время года.
Задачи:
- Закреплять обобщающее понятие «дикие животные».
- Учить отгадывать описательные загадки о диких животных.
- Дать представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме.
- Развивать логическое мышление, воображение, внимание, связную речь, обогащать словарный запас.
- Воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес и бережное отношение к животным.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Глоссарий: Добывают пищу, ранняя осень, дупло, берлога, кубарем, норка, пропитание, окраска.
Предварительная работа:
- Чтение русских народных сказок о животных,
- рассматривание иллюстраций диких животных,
- беседы об осени и рассматривание картин;
- подвижные игры: «У медведя во бору «, «Зайка беленький сидит», «Лиса в курятнике», «Дождик, дождик».
- дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей это домик?», «Кто чем питается?»,
- загадывание загадок про животных и времена года.
Методы и приёмы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций.
Словесные: беседа, объяснение, отгадывание загадок.
Игровые: физкультминутка.
Материалы и оборудование: картина осеннего леса, картинки с изображением животных (белка, лиса, волк, медведь, ёж, заяц), картинки с изображением жилища животных.
Структура
Занятия,
время
|
Действие воспитателя
|
Предполагаемые действия детей
|
Примечания
|
1. Организационный момент.
2 мин
|
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие и просит внимательно послушать стихотворение:
«Все быстрее облетают клены,
Все темнее низкий свод небес,
Все виднее, как пустеют кроны,
Все слышнее, как немеет лес.
И все чаще прячется во мгле
Солнце, охладевшее к земле».
Воспитатель просит детей ответить на вопросы:
- Скажите, о каком времени года это стихотворение?
- А какая бывает осень?
- Какая осень у нас сейчас?
|
Дети внимательно слушают воспитателя.
Ответы детей:
Об осени.
Ранняя, поздняя.
Поздняя осень.
|
|
2. Сюрпризный момент
2 мин
|
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в осенний лес и посмотреть, как звери готовятся к зиме.
Воспитатель просит детей закрыть глазки и тихонько покружиться.
Воспитатель произносит слова:
«Все вместе покружитесь,
В листочки превратитесь.
В осеннем лесу окажитесь!»
Воспитатель предлагает детям открыть глаза и увидеть, что на доске появилась картина с изображение осеннего леса.
|
Дети соглашаются.
Дети выполняют действия.
Дети рассматривают картину леса.
|
На магнитной доске появилась картина осеннего леса.
|
3. Основная часть
9 мин
|
Воспитатель просит детей ответить на вопрос: «Как надо везти себя в лесу?».
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Волшебный мешок» отгадывая загадки и узнать, какие звери сидят в мешке.
Загадка № 1:
«Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупло орешки прячет,
Сушит на зиму грибы».
Воспитатель рассказывает информацию о белке, что она к зиме свою рыжую шубку меняет на серую. В ней белку труднее заметить на деревьях, так она скрывается от хищников. А ещё осенью белка делает запасы на зиму (грибы, орехи, шишки).
Загадка № 2:
«Повыше кошки рост,
Живёт в норе, в лесу.
Пушистый рыжий хвост,
Все знаем мы»
Воспитатель рассказывает о лисе, что к зиме шубка лисы становится густой, и она не замерзнет зимой. Домик у лисы нора. Ловит лиса зайцев и мышей.
Загадка № 3:
Уши больше головы
Летом – серый
Зимою белый
У косого нет берлоги
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги.
А от голода – кора»
Воспитатель рассказывает как заяц готовится к зиме, он меняет цвет шубки с серого на белый.
Загадка № 4:
Вперевалку зверь идёт
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень.
Лезет в яму до весны.
Спит всю зиму напролет,
Лапу радостно сосёт».
Воспитатель рассказывает, что медведь с осени хорошо наедается, у него под кожей накапливается много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны, а зимой он впадает в спячку, медведь спит в берлоге.
|
Ответы детей:
Тихо, чтобы не напугать лесных жителей.
Ответы детей:
Белка.
Лиса.
Заяц.
Медведь.
|
Из мешка достают фигурку белку.
На магнитной доске демонстрируются две картинки для сравнения (белка в рыжей и серой шубке), картинки с изображением: грибы, орехи, шишки.
Из мешка достают фигурку лисы.
На магнитной доске демонстрируются картинки с изображениями лисы и её норы.
Из мешка достают фигурку зайца.
Из мешка достают фигурку медведя. На магнитной доске появляется картинка с изображением медведя и его берлоги.
|
4. Физкультминутка
2 мин
|
Воспитатель предлагает детям отдохнуть и провести физкультминутку «Вышел зайчик».
«Вышел зайчик погулять
Начал ветер утихать.
Вот он скачет вниз по склону,
Убегает в лес зелёный,
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов.
Хочет спрятаться в кустах
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы!»
|
Действия детей:
Ходьба на месте
Прыжки на месте
Дети приседают и закрывают глаза ладошками.
Дети садятся на стульчики.
|
|
5. Дидактическое упражнение
2 мин
|
Воспитатель предлагает проиграть в дидактическое упражнение «Назови ласково» и назвать животных ласково.
|
Ответы детей:
Белка – белочка
Лиса – лисичка
Заяц – зайчишка, зайчонок
Медведь - медвежонок
|
|
|
|
6. Рефлексия
3 мин
|
Воспитатель сообщает о том, что наше увлекательное путешествие по осеннему лесу подошло к концу, пора попрощаться с лесными жителями до весны и возвращаться в детский сад.
Воспитатель просит ещё раз закрыть глаза, покружиться как листочки и произносит волшебные слова:
- Листочки, листочки
В деток превратитесь
В детский сад вернитесь!
Воспитатель подводит итог занятия, задавая вопросы детям:
- Понравилось ли вам наше приключение?
- Где мы сегодня побывали?
- Кого мы видели в лесу?
- Как животные готовятся к зиме?
Воспитатель благодарит детей за хорошие ответы. В конце занятия детям предлагаются раскраски диких животных.
|
Ответы детей.
|
С магнитной доски убираются все картинки.
|
|