Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект ООД по речевому развитию «Как сорока научила людей заботиться о птицах зимой» для детей подготовительной к школе группы
Ребятам о зверятах
Автор: Домнина Галина Викторовна   
02.04.2021 12:22

Конспект ООД по речевому развитию «Как сорока научила людей заботиться о птицах зимой» для детей подготовительной к школе группыКонспект ООД по речевому развитию «Как сорока научила людей заботиться о птицах зимой» для детей подготовительной к школе группы

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное.

Цель: Развитие речевой активности детей через авторскую сказку.

Программные задачи:

Образовательные: познакомить детей с познавательной сказкой, развивать интерес к слушанию литературных произведений, знакомить с особенностями обитания зимующих птиц, активизировать словарный запас, мыслительную деятельность, совершенствовать, работу речевого аппарата, умение отвечать на вопросы.

Развивающие: развивать интерес к авторским сказкам, связанную речь, дикцию, память, мышление, воображение, творческие способности детей в совместной речевой деятельности.

Воспитательная: воспитывать добрые чувства, желание помогать птицам зимой, быть отзывчивыми.

Методы и приемы

Практические: совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Наглядные: демонстрационные пособия (иллюстрации, активные действия детей.

 

Словесные: разговор, показ, вопросы, пояснения, ответы детей.

Оборудование: текст сказки «Как сорока научила людей заботиться о птицах зимой», фетровое пособие «Зимующие птицы», коврограф, герой — птица – сорока, картинки с продуктами для кормления птиц, столы с песком, иллюстрации к сказке, плакат «Корм для птиц».

Предварительная работа: беседа о зимующих птицах, разучивание чистоговорки «Сорока трещала с самого утра...», скороговорки «Приучить сороку одна морока..», стихов, потешек про сороку, зарисовка зимующих птиц в кормушке.

Ход ООД

Вступление. «Круг радости»

Воспитатель: Встало солнышко давно, улыбнулось нам оно.

Собрало друзей всех в круг: я твой друг и ты мой друг!

За окном снежок идет, нас на улицу зовет.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся и на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем, путешествовать пойдем!

Сюрпризный момент.

Раздается стук в дверь, залетает сорока (перчаточная кукла).

Сорока: Кар! Кар! Я так спешила к вам, друзья, вы узнали меня?

Ответы детей: — Да, это сорока.

Сорока: Ребята, а вы знаете, как меня еще называют?

Дети: — Тебя называют по-разному: Сорока – Белобока, Сорока – Воровка, Сорока на «хвосте» принесла, есть сравнение-трещит, как сорока.

Дети: — А еще мы знаем про тебя чистоговорку (произносят хором) «Сорока трещала с самого утра: «Пор-р-ра, пор-р-ра!» А что — пора? Такая с ней морока, когда трещит сорока.

И скороговорку (произносят несколько детей по желанию): «Приучить сороку одна морока, А сорок сорок — сорок морок»

(При проговаривании скороговорок обращаем внимание на дикцию и произношение).

Сорока: А потешки про меня знаете?

Дети: «Сорока, сорока, кашу варила, деток кормила…»

Сорока: Вот какая история произошла со мной, вы точно не знаете, я кашу не варила, а птиц накормила, приучила людей заботиться о птицах зимой.

Сорока: Хотите узнать, как это произошло?

Сорока воспитателю дает конверт, с текстом сказки.

Основная часть. Знакомство детей со сказкой. По ходу чтения вывешиваются иллюстрации.

Познавательная сказка «Как сорока научила людей заботиться о птицах зимой» (авторская сказка)

В одном небольшом городе, в многоэтажном доме жила семья: папа, мама, Катя и Коля. Коля учился в первом классе в школе, а Катя ходила в среднюю группу детского сада. Семья была очень дружная. Коля, как старший брат, всегда заботился о Кате. Дети любили помогать родителям. И вот однажды, мама попросила детей купить продукты. Катя и Коля оделись и с радостью отправились в магазин.

Была зима. Природа на улице показалась детям сказочно красивой: все деревья стояли в серебре, в воздухе летали белые пушистые снежинки, а под ногами скрипел снег. По дороге в магазин ребята встретили друзей. Сколько всего интересного увидели дети во дворе: одни ребята играли в снежки, другие строили снежную крепость, кто-то катался на коньках, кто-то на санках, ватрушках и ледянках. Детворе было очень весело!

Рядом с домом располагался парк с разными деревьями: березой, рябиной, калиной, дубами и очень красивыми пушистыми соснами. Здесь прогуливались люди, кормили птиц и белок.

Вот сейчас поможем маме и тоже пойдем играть с детьми во двор — подумал Коля. Дети купили по — маминому списку продукты, пошли домой. Но тут Катя стала упрашивать брата немного поиграть с детьми. Коля сказал, что их ждет мама, будет волноваться. Катя так упрашивала брата, что он согласился поиграть.

Коля повесил пакет с продуктами на ветку дерева и стал вместе с сестрой играть в снежки. Ребята развеселились, им было очень радостно. Вдруг Коля вспомнил, что родители могут волноваться, нужно отнести продукты. Дети подошли к дереву, а пакета с продуктами не было.

- Куда делся наш пакет? – сказала сестра. Коле стало стыдно перед родителями, Катя тоже грустила. Ребята пошли искать пакет. Вдруг в парке они увидели сороку, которая расклевывала пакет с продуктами, а воробьи и синицы клевали хлеб, печенье и гречку.

- Ах вот кто стащил наши продукты! Ах ты сорока – воровка! — сказала Катя. Дети очень расстроились, а птицы дружно клевали еду. Брат и сестра пришли домой, рассказали все родителям.

А папа ответил: — Это даже хорошо, что сорока стащила пакет. Ведь сейчас птицам холодно и голодно, а мы о них совсем не заботимся. На сытый желудок птице холод не страшен, а голодные птицы холодной зимой могут погибнуть. Мама предложила познакомиться с зимующими птицами, узнать, какую еду им можно есть. Папа пообещал к следующим выходным сделать кормушку и повесить ее в парке.

Целую неделю по вечерам семья знакомилась с птицами. Всем было очень интересно. Узнали, что каждая птица любит свою еду:

Синицы и поползни любят сырые семечки и несоленое сало. Снегири любят сырые семечки, ягоды и почки растений. Клесты любят крылатки клена, ягоды боярышника и рябины. Воробьи и щеглы любят полакомиться пшеном и овсом. Дятел – любитель лесного ореха и арахиса. Ворона и сорока — всеядные птицы.

Папа решил сделать кормушку своими руками. Но оказывается, у кормушки есть свои правила. Это дело важное и ответственное. Папе пришлось очень постараться.

К воскресенью кормушка была готова! Родители вместе с Катей и Колей сходили в магазин, купили угощение для птиц и отравились в парк.

Сколько разных кормушек увидела семья в парке: деревянных, из пластиковых бутылок, с вырезанными отверстиями, из молочного пакета с прорезями, упаковка с хлопьями геркулеса, с небольшим отверстием висела на ветке, разрезанный пополам кокос с мякотью, арахис на ниточке, подвешенный сетчатый мешочек, наполненный орехами, зернами, сухофруктами.

Папа с Колей повесили кормушку, а мама с Катей наполнили ее едой. Всем было радостно и весело. Всю зиму кормили в парке птиц Катя и Коля. Папа с мамой тоже ходили с детьми в парк. Вся семья любила наблюдать за птицами, некоторых удавалось сфотографировать.

Коля насыплет корм, спрячется за дерево. А птички кушают, чирикают, радуются, как — будто благодарят. Настоящая столовая для птиц! Тут и воробьи, синички, поползень, клест, свиристель, щегол, редко прилетали дятел и снегири. Сорока тоже любила полакомиться у кормушки.

Папа сказал: Это сорока научила заботиться нас о птицах зимой. Если бы она не украла пакет, то не узнали бы мы столько интересного и полезного.

А еще, если у кого — то нет возможности сделать кормушку своими руками, ее можно приобрести в зоомагазине. Они многоразовые и наполняются разными кормами. Будьте добры и милосердны! Проявляя доброту, каждый человек может помочь птицам зимой. Ведь делясь крохами, можно спасти птиц от погибели.

Воспитатель: Понравилась ли вам сказка?

Дети: Да!

Воспитатель: Прежде чем мы с вами поговорим о сказке я предлагаю вам поиграть.

Игра речь с движением «Мы зимующие птицы»

Мы – зимующие птицы, Дети показывают на себя.

Часто мёрзнем в холода. Обхватывают себя руками и трут плечи

Не найти зимой нам быстро Ладонь приставлена ко лбу козырьком

Зёрен, булку, семена. Смотрят налево-направо-прямо

Птичье горло замерзает Качают головой из стороны в сторону

Мы не можем больше петь. Машут руками,

Птичьи крылья замерзают, качают головой.

Мы не можем улететь. Качают головой из стороны в сторону.

Птичьи лапы замерзают, Попеременно поднимают ноги,

Очень холодно стоять. подпрыгивают,

Птичий клювик замерзает, Показывают (вытягивают) рукой клюв.

Мы не можем им клевать. Показывают двумя руками на зерно.

Посмотрите-ка: ребята Поднимают руки над головой

Нам насыпали зерно! и через стороны опускают вниз

Им – огромное спасибо, Гладят живот по часовой стрелке.

Очень вкусное оно! Дети показывают на себя.

Воспитатель: Ребята, что произошло с Колей и Катей?

Дети: Ребята отправились в магазин, отвлеклись и у них сорока стащила пакет с продуктами.

Воспитатель: Как поступили дети?

Дети: Рассказа все родителям. Папа сделал кормушку для птиц.

Воспитатель: Что нового дети узнали о зимующих птицах?

Дети: Какой корм можно давать птицам.

Воспитатель: Кого встретили дети по дороге в магазин?

Дети: По дороге в магазин ребята встретили друзей: ребята играли в снежки, строили снежную крепость, катались на коньках, санках.

Воспитатель: Какое время года описано в сказке?

Дети: Зима: все деревья стояли в серебре, в воздухе летали белые пушистые снежинки, а под ногами скрипел снег.

Воспитатель: Ребята, давайте подойдём к столам с волшебным песком и нарисуем снежинки из сказки.

Д/игра «Опиши свою снежинку?»

Ответы детей: легкая, хрустальная, пушистая, воздушная, белая, хрупкая, изящная, резная и т.д.

Д/и «Подбери птице корм»

Дети подходят к коврографу.

Воспитатель: Теперь снимите птицу с дерева и подберите ей корм.

Дети подбирают птицам из фетра картинки с едой. Синица – семечки, несоленое сало. Снегири любят сырые семечки, ягоды и. Клесты любят семена клена, ягоды рябины. Воробьи — пшено и овес. Дятел – любитель лесного ореха и арахиса. Ворона и сорока — все едят.

Воспитатель загадывает загадку:

Всякая здесь может птица

В зимний холод угоститься.

На сучке висит избушка,

Называется... (кормушка)

Воспитатель: Давайте назовем правила изготовления кормушки.

Дети: У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом, края не острые.

Воспитатель: Ребята, где надо вешать кормушку?

Вешать кормушку надо в месте, защищенном от ветра и недоступном для кошек.

Сорока знакомит с памяткой «Как кормить птиц»

Если начал птиц кормить,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не оставляй!

Так доверчивы они.

Верят нам, как дети.

Помни — ты их приручил.

Ты за них в ответе!

Воспитатель: Найди картинки с едой, которую нельзя давать птицам?

Дети выбирают картинки с жареными семечками, соленым салом, острой пищей.

Воспитатель: Назовите кормушки, которые вам запомнились в парке, по которому гуляли Коля и Катя?

Дети: Деревянные, из пластиковых бутылок, из молочного пакета, упаковка с хлопьями геркулеса, разрезанный пополам кокос, арахис на ниточке, сетчатый мешочек, с орехами, зернами, сухофруктами.

Воспитатель: Кто главный герой сказки?

Дети: Сорока.

Воспитатель: Как вы оцениваете поступок сороки?

Дети: Сорока поступила плохо, стащила пакет с продуктами у детей. Но она накормила других птиц. Научила семью Коли и Кати заботиться о птицах.

Воспитатель: давайте представим, что мы с вами в парки зимой.

Дыхательная гимнастика «Погреемся»

Руки в стороны, вдох; на выдохе скрестить руки перед собой, произнести: «Ух!» Повторить 3 – 4 раза

Речевая игра «Закончи предложения»

Ворона большая, а синица...

Сова спит днем, а охотится…

У дятла клюв длинный, а у снегиря...

У синицы клюв тонкий, а у дятла…

Ворона большая, а воробей…

Итог ООД:

Воспитатель: Что детям понравилось? Что нового узнали? Отмечает наиболее активных детей.

Сорока прощается с детьми, дарит ребусы с зимующими птицами.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год