Педагогический проект «Животные и я — партнёры и друзья!» |
Ребятам о зверятах | |||
Автор: Третьякова Ю.Г. Кизилова Ю.Н. Коурова Н.Г. Белоус А.Е. Бондарчук Ю.А. | |||
07.11.2020 18:40 | |||
Педагогический проект «Животные и я — партнёры и друзья!» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида структурное подразделение детский сад № 21 Авторский коллектив:
Л.С. Выготский доказал: «Развитие аномального и нормального ребенка идет по одним и тем же законам!» «Животные и я — партнёры и друзья!» (долгосрочный проект) Проект направлен на детей старшего дошкольного возраста, родителей воспитанников, педагогов — сотрудников детского сада с привлечением социальных партнеров. Актуальность
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением тем самым открывает для себя чудесный мир. Это важный и ответственный период для дошкольника, который представляет огромные возможности для поддержки и развития инициативы. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого — носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. В ее основе лежит инициативная деятельность всех субъектов, как отдельных членов социума, так и различных учреждений и организаций. В содержании дошкольной образовательной деятельности наблюдаются аналогичные процессы. Поэтому, с нашей точки зрения, осуществлять знакомство детей с миром профессий без привлечения социальных партнеров малоэффективно. Дошкольники сами нам подсказали идею для проекта. Однажды в одну из групп нашего детского сада поступил ребенок с кохлеарным имплантом, это вызвало интерес у детей. Ребята начали выдвигать различные версии о том, что это такое. Воспитатель стал рассказывать, что на земле живут разные люди, с разным цветом кожи, разной национальности, а так же с особыми возможностями здоровья. Через некоторое время, воспитатель увидел, что ребята организовали необычную игру. Она поинтересовалась, во что они играют, ребята рассказали, что один из детей увидел человека, который шел в темных очках, с палочкой и собакой на поводке, и решили повторить это в игре. Как показывает практика, большинство детей используют в играх самые распространенные профессии и профессии своих родителей, но мало кто знает профессии людей связанные с животными, т.к. в нашем городе основное внимание уделяется профессиям градообразующих предприятий: металлургам, шахтерам, слесарям, химикам, лаборантам, инженерам и т.п. Но, между тем, существуют не только профессии для людей, но и для животных, которые являются не менее значимыми и без которых невозможно обойтись людям. Так возникла идея создания проекта «Животные и я — партнёры и друзья!», который позволил ознакомить детей с тем, как могут животные помогать людям и кем они могут работать. Широкое применение своих уникальных способностей и возможностей получили собаки, которые могут работать спасателями, ищейками, охранниками, поводырями, охотниками, сторожами … На примере собак, мы решили познакомить детей с совместной профессиональной деятельностью животного и человека, чей труд тесно взаимосвязан, что привело к образованию новых профессий, таких как кинолог, волонтер, ветеринар, грумер, хэндлер, анималотерапевт и другие. Данный проект предполагает:
Цель проекта: Содействовать гармоничному умственному развитию дошкольников в максимально комфортной игровой среде с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, направленных на поддержку развития детских интересов к различным видам профессий в процессе взаимодействия с социальными партнерами. Задачи:
Срок реализации проекта: 2 года Результаты:
Перспективы дальнейшего развития проекта: Познакомить детей с профессиональной сферой деятельности, где могут работать люди с ограниченными возможностями здоровья. Этапы реализации проекта: I этап: организационно-подготовительный Творческой группой был изучен и подобран программно-методический материал. За основу была принята основная образовательная программа дошкольного образования с учетом методического комплекта «От рождения до школы». В дополнение были использованы технологии:
А так же была изучена и применена следующая литература:
Подобран ряд диагностических методик, которые были модифицированы для работы над проектом, составлена диагностическая карта, подобран стимульный материал. Основные моменты были донесены до педагогического коллектива в рамках педсовета. Так же был организован «Круглый стол педагогических идей» для педагогов творческой группы и социальных партнеров. В ходе дискуссий участники определили концепцию реализации проекта с распределением обязанностей. II этап: диагностический Оптимальным методом диагностики уровня познавательных компетенций в области профориентации старших дошкольников является игровая деятельность, а также беседы с привлечением наглядных средств (картинок). Результаты наблюдений фиксировались в диагностической карте. Таким образом, мы нашли подтверждение того, что в нашем городе ярко освещены вопросы узкой профессиональной направленности — продавцы, врачи, учителя, спасатели и металлурги. Дети слабо владеют (не владеют) знаниями о профессиях, где труд человека и животного тесно взаимосвязан. III этап: практический Творческой группой была создана 3D модель проекта (рисунок № 1), включающая в себя, пять образовательных областей и содержание их реализации. Рисунок № 1 IV этап: заключительный Подводя итог, мы считаем, что разработанный нами проект был реализован в полном объеме. Воспитанники получили знания не только о профессиях людей связанных с животными, но и о профессиях собак, жизненно необходимых для человека; дети узнали правила безопасного поведения при взаимодействии с ними, а также приобрели опыт сотрудничества с социальными партнерами и братьями нашими меньшими. Совместно с детьми и их родителями созданы:
Для семейного чтения и просмотра предложены:
Проведены:
досуговые мероприятия с социальными партнерами: ГУФ СИН по Свердловской области, кинологической студией «Ангельские псы», «Кем работает собака», «Шаг навстречу», на которых воспитанники детского сада узнали об интересных и необычных профессиях волонтер, хендлер, специалист-кинолог, дрессировщик. Об особенности профессии волонтеров дошкольникам рассказали специалисты кинологической студии для детей с ограниченными возможностями «Ангельские псы». Дети узнали, что такое канистерапия — это метод лечения и реабилитации детей с особыми возможностями здоровья при помощи собак. В игровой форме с участием специально обученных собак для детей были организованны специальные упражнения, применяемые в канистерапии. Бурный восторг детей вызвало цирковое выступление дрессированной собаки Арчи с веселым танцем. Так дети познакомились с профессией артист цирка, дрессировщик. Множество положительных эмоций дети получили на мероприятии «Собаки разные, а профессии важные», с участием собаки Бяки, которое провела воспитатель детского сада Кизилова Ю.Н. совместно с дочерью. Они познакомили детей со своей собакой, которая ранее занималась с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, а также рассказали о профессии хендлер — это человек, управляющий собакой на выставках. Еще одним необычным мероприятием стало развлечение «Кем работает собака» с участием сотрудников учебного центра ГУФСИН по Свердловской области, которые на личном примере познакомили детей с профессиями специалист-кинолог и служебно-розыскная собака. Во второй части мероприятия, проходившей на игровой площадке, служебно-розыскная собака продемонстрировала четкое выполнение команд кинолога, а так же поиск и задержание преступника. Финальным аккордом данного мероприятия явилось действие, где собака нашла спрятанный пакет, в котором неожиданно для детей, оказались конфеты. Воспитанники были очень рады. Значимыми результатами реализации проекта являются:
Таким образом, профессия – это не просто 8 часов рабочего дня, это специфика мышления, образ жизни, самоощущение. Именно поэтому так важно найти дело, которое будет приносить не только деньги, но и удовольствие. А детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих тружеников своей страны, своего города и носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в социуме.
|