Пр.сод: познакомить детей с историей этикета; формировать навыки использования в речи вежливых слов ; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить формировать свое мнение; развивать память, внимание, мышление, общение; воспитывать у детей навыки вежливости.
Словарная работа: этикет. Здравствуйте! Добрый день! Рыцарь, сударыня, господин, государь и т.д.
Предварительная работа : чтение книги « Уроки кота Этикета», чтение книги « Уроки для маленьких леди и джельтменов», беседы по речевому этикету, рассматривание иллюстраций « История костюма»
Материалы: мини-музей: шляпа мушкетера, веер, подсвечник со свечами, шпага, перчатки, кружевные платочки, иллюстрации История костюма», куклы Барби, персонажи кукольного театра, конверт с кружочками, волшебная палочка.
Ход: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в музей «хороших манер». Я расскажу вам об истории этикета, познакомлю вас с хорошими манерами прекрасных принцесс и храбрых принцев. Дети проходят к мини-музею, рассматривают предметы. Воспитатель : Как только люди стали жить вместе, появилась потребность в правилах мирного сосуществования В средние века рыцарь, входя в дом, поднимал забрало; мушкетер снимал свою шляпу, показывая тем самым, что пришел с мирными намерениями. И сейчас наши мальчики, мужчины входя в помещение, обязательно снимают головной убор. По правилам старинного этикета спускаясь по лестнице, мужчина всегда должен идти впереди. Как вы думаете, почему? В далеком прошлом у принцесс, придворных дам были длинные платья со шлейфом. Чтобы не наступить на этот шлейф и не опрокинуть на него свечу, кавалер спускался по лестнице впереди своей спутницы, освещая ей дорогу. В средние века рыцарь для защиты от нападения носил шпагу. Чтобы не задеть шпагой спутницу, он шел слева от нее, готовый в любой момент выхватить оружие. Поэтому наши мальчики, мужчины всегда идут слева от своих спутниц. А еще прекрасные дамы пользовались веерами и красивыми кружевными платочками. Они умели вести беседу и обращались к друг другу, и к своим кавалерам: «Милостивый государь», «Ваще величество», «Сударыня, госпожа» и т.д. а какие были у них наряды и прически. Прекрасная дама никогда не приходила на бал неопрятно одетая, неумытая и непричесанная. Давайте пройдем в зрительный зал и посмотрим отрывок из фильма « 3 орешка для Золушки) Дети садятся на стульчики. Воспитатель (после просмотра): Мы посетили музей и посмотрели отрывок из фильма. Я думаю, что вам было интересно. А теперь, ребята, помогите мне закончить предложение: - Настоящий рыцарь – это….( храбрый, вежливый, помощник, защитник…) - Прекрасная дама- это … (красиво причесанная, опрятная, знает вежливые слова …) Молодцы, вы отлично справились с заданием. Я предлагаю нашим мальчикам, как настоящим кавалерам проводить девочек на свои места. Дети садятся за столы. Воспитатель : Ребята, в основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы люди чувствовали себя хорошо вместе. Этикет – не что иное, как умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить одобрение и никакими из своих действий не оскорбить, кого бы то ни было. Посмотрите, что произошло на улице нашего города. КукольныЙ театр «Петушок и птичка» Воспитатель : Жила-была девочка. У нее было много друзей. Но больше всех она дружила с петушком и птичкой. Вот как-то раз вышла девочка во двор и видит: что-то произошло. Петушок и птичка не играют, как обычно, а сидят сердитые, надутые. Девочка: Что случилось? Отчего, вы такие сердитые? Конечно, поссорились! Надо помириться! Птичка: Я с этим петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему «здравствуй», а он не ответил! Петушок: А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел. Птичка: Но я же сегодня сказала «здравствуй!» Петушок: Ну и что! У меня еще вчерашнее не кончилось! Воспитатель (прерывает показ сценки ): Ребята, а что означает слово «здравствуй!»? Ответы детей: Слово «здравствуй» - слово приветствия - нужно радоваться встрече с человеком - нужно улыбаться, когда здороваешься Воспитатель : Все верно, ребята. Но я предлагаю посмотреть дальше Продолжение сценки. Девочка: Да ты что, петушок, ты хочешь, чтобы птичка заболела? Петушок: Почему? Я не хочу, чтобы она болела. Девочка: А что, ты для нее «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей Петушок: А ты тоже не очень вежлива. Птичка: Это ты невежлив. Почему ты зовешь меня птицей? Девочка: А как ты зовешь петушка? Птичка: Никак. Я ему просто кричу: «Эй, ты!» Девочка: Значит, вы оба хороши. Надо друг друга уважать. Петушок: Прости меня, птичка! Я буду всегда здороваться. Птичка: И ты прости меня, петушок. Я буду всегда вежливой. Птичка неожиданно роняет конверт с заданиями и улетает. Воспитатель : Вот так хорошо закончилась эта история. Но что это? Какой красивый конверт! Откуда он взялся? Ответы детей. Воспитатель : Давайте посмотрим, что же там внутри. Ребята, птичка приготовила вам задание. (раздает атрибуты для игры: флажки (кружочки) Игра “Хорошо – плохо” Детям предлагается оценить поступки своих друзей с двух позиций: хорошо это или плохо? Если поступок хороший, то дети поднимают красный флажок; если плохой, то синий флажок Примерный перечень детских поступков для игры:
Плохие
|
Хорошие
|
чесаться, ковырять в зубах, плевать, причесывать волосы, чистить ногти на людях
|
Здороваться при встрече, используя слова приветствия
|
жевать с открытым ртом, чавкать или причмокивать губами;
|
За столом сидеть ровно, правильно пользоваться столовыми приборами
|
садиться за стол неумытым, непричесанным, неаккуратно одетым;
|
Следить за своим внешним видом
|
вести себя шумно и вызывающе в общественных местах;
|
Уступать место пожилым людям в общественном транспорте
|
говорить слишком громко, непрерывно болтать
|
Уметь слушать других людей, не прерывать собеседника.
|
Игровое упражнение “Ласковое слово” -Ребята, а вы умеете быть добрыми, вежливыми и внимательными? Я вас приглашаю сесть в большой круг, и подарить другу “ласковое слово”. “Волшебную палочку” в руки возьму, и ласковое слово другу подарю. (Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебную палочку”, говоря при этом добрые, ласковые слова). -Очень приятно слышать в свой адрес ласковые слова. И настроение становится замечательным и солнечным! Сегодня мы с вами говорили о вежливости, о вежливых словах. Но быть вежливыми, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Запомните это на всю жизнь.
Автор: Кривицкая Татьяна, воспитатель ДОУ 171 ОАО "РЖД", г. Белово.
|