Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников через сюжетно — ролевую игру |
Коммуникация | |||
Автор: Лошкарёва Елена Владимировна | |||
31.07.2022 19:12 | |||
Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников через сюжетно — ролевую игру Дети дошкольного возраста, как правило, любят играть, рисовать, танцевать, охотно вступают в контакты со взрослыми и сверстниками. Однако встречаются и такие дети, которым трудно наладить отношения с воспитателями и сверстниками. Это выражается: в неспособности находить подход к партнёру по общению, адекватно демонстрировать свою симпатию к конкретному человеку; в неумении сопереживать в грусти и радоваться достижениям других людей, выражать свои чувства, мысли, ощущения (Е. О. Смирнова, Т.А. Репина, А.Б. Добрович, Н.Д. Никандрова, В.А. Кан-Калик, М.И. Лисина, Ф. Хопкинс, Д.У. Илкинз и др). Тогда как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития речи, осознания своего речевого опыта, решения коммуникативных задач, овладения коммуникативными навыками (Е. А. Ленская, З.Н. Никитенко, Е.И. Негневицкая, В.И. Верещагина и др.). В современном образовательном процессе новым подходом в оценке качества образования, является компетентностный подход, при котором главной целью образовательного учреждения является овладение ребёнком набором компетентностей – интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению всякого рода задач жизнедеятельности (Е. А. Ленская, З.Н. Никитенко, Е.И. Негневицкая, В.И. Верещагина и др.).
Раскрывая сущность компетентностного подхода, многие исследователи, такие как: Л.В. Свирская, Г.А. Федотова, А.В. Хуторской, выделяют два базовых понятия: компетенция и компетентность. При этом учёные рассматривают компетенцию как «совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов», а компетентность как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмете деятельности». М.В. Крулехт, рассматривая понятие компетентность, относительно дошкольного периода, предлагает следующее определение – «это когда ребёнок способен и готов решать какие-то проблемы, задачи и в познании, и в общении, и в специфических видах деятельности». Одной из важных составляющих компетентностного подхода является «коммуникативная компетентность». По мнению В.Н. Кунициной «коммуникативная компетентность это – умение эффективно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенном круге ситуаций». Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что, несмотря на широкий научный интерес к проблеме формирования коммуникативной компетентности однозначного ее определения авторы не дают. Коллективом нашего детского сада было принято решение провести исследование с целью выявления уровня коммуникативной компетентности дошкольников. Для нашего исследования значимым является определение С.Е. Максимовой, которая рассматривает коммуникативную компетентность дошкольников, как совокупность умений: умение пользоваться речью и знанием норм и правил; умение эмоционально сопереживать; умение решать конфликтные ситуации; умение вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение; умение слушать собеседника, необходимых для эффективного общения. Одним из эффективных средств формирования коммуникативной компетентности дошкольников является игра. Вербальные контакты детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в сюжетно-ролевой игре. Ее влияние на формирование коммуникативных умений заключается в том, что благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению, ребёнок знакомится с нормами поведения и правилами взаимоотношения между людьми. На наш взгляд особый интерес для исследования представляет старший дошкольный возраст, так как приобретаемая ребёнком коммуникативная компетентность в дошкольном детстве влияет на успешность учёбы, адаптацию в обществе, эмоциональное благополучие не только на сегодняшний день, но и его будущей взрослой жизни. Наше исследование проходило на базе МБДОУ № 71 г. Ельца, в эксперименте участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста. На начальном этапе ставились следующие задачи:
Для решения вышеперечисленных задач мы использовали следующие методы:
Дети по большей части высказываются не по собственному желанию, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной. Ребята не всегда дают высказаться друг другу, не поднимают руку, выкрикивают с места, перебивают воспитателя, не умеют вступать в диалог, поддерживать беседу. Высокий уровень коммуникативной компетентности выявлен у 15% детей, средний уровень — у 50% детей, низкий уровень выявлен у 35% исследуемых. Ведущий уровень коммуникативной компетентности старших дошкольников – средний, дети участвуют в общении чаще по инициативе других, умеют слушать, понимают речь собеседника, умеют пользоваться формами речевого этикета, но часто вступают в конфликтные ситуации, и не умеют самостоятельно их разрешить, с обидой воспринимают успехи других детей, не дают другим детям высказать свое мнение. Анализ игровой деятельности дошкольников показал, что -большинство детей свободно вступают в ролевое взаимодействие с партнёром — сверстником, но игры детей не отличаются творческим развитием сюжета, бедны по содержанию, игровая тематика однообразна, в самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий, большую часть времени дети играют в сотовые телефоны, карманные приставки. Для того чтобы сформировать коммуникативную компетентность старших дошкольников мы использовали сюжетно-ролевую игру: «Поликлиника», «Библиотека», «Семья», «Феи Винкс»; обогащение игрового центра атрибутами для сюжетно-ролевых игр с коммуникативной направленностью; включение игровых ситуаций коммуникативной направленности. Заключительный этап эксперимента доказал, что использование сюжетно-ролевых игр коммуникативной направленности повысило на 5% уровень сформированности коммуникативной компетентности старших дошкольников. Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре оказалась результативной.
|