Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ВОСПИТАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Коммуникация
Автор: Кузнецова Любовь Сергеевна   
06.06.2024 06:51

ВОСПИТАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВОСПИТАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Кузнецова Любовь Сергеевна

В современном мире перед воспитателями, педагогами и родителями общество ставит задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного поколения, обладающего абсолютно всеми достижениями созданной человечеством культуры. Поведенческая культура, являясь составляющей общечеловеческой, отображает состояние социального развития и совместно с этим проявляется на него значительное воздействие, еще содержит в себе нравы, традиции, обычаи, порядки, этикет. Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и развивается личность. Вся жизнь ребенка, любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.

Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможность успешного общения в окружающим мире. Приступать к обучению правил и норм этикета целесообразно в дошкольном возрасте, поэтому воспитателю, в целях эффективности этой деятельности, необходимо знать содержание и сущность этикета, владеть технологией его обучения.

 

Воспитатель для дошкольника — это первый человек после родителей, подготавливающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от воспитателя высокого уровня профессионализма и огромных душевных сил.

Младший дошкольный возраст — это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремление понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется, как несущий в себе нереализованные возможности в познании окружающего мира. Проблема формирования у дошкольников представлений о нормах этикета и правилах поведения является весьма актуальной. Самые первые представления о нормах этикета ребенок получает в семье, в детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. В дошкольном образовании особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залога их благополучного развития. Чем раньше будет начало формирование представлений о нормах этикета и правил поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоение социально-этический правила поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.

В настоящее время под «этикетом» принято понимать сочетание формальных правил учтивости и вежливости со здравым смыслом рациональностью.

В силу того, что этикет обладает свойством аккумуляции пережитых народом в процессе ею культурно исторического развития взглядов и опыта, в нем наиболее ярко отражается принадлежащие к различным культурным эпохам религиозно-этические представления». Следует также иметь в виду, продолжают эти авторы, что нормы этикета-это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношение к людям, причем отношения благоприятного, располагающего к общению, отличаются наибольшей консервативностью по сравнению с другими компонентами культуры народа.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательными программами ребенок в возрасте 3-4 лет должен уметь выполнять:

  • правила столового этикета (правила аккуратного приема пищи, поведение за столом);
  • поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке, умение привести внешний вид в порядок;
  • знание и умение речевого этикета (правила общения к сверстнику и взрослому, значение речевых этикетных формул – приветствие, прощение, выражение благодарности т.д.) традиции правила поведения в общественных местах: театре, на выставке, в музее, в кафе, в транспорте и т.д.).

Развитие современной цивилизации таково, что содержание норм этикета постоянно меняется. Расширение сфер жизнедеятельности современных людей неизбежно приводит к необходимости внесение нового в традиционный этикет, создание новых правил поведения и взаимоотношений. Содержание (представление) о нормах этикета должно стать предметом обсуждения, анализа, соотнесение с условиями реальной жизни, а потому столь актуально использование активных и интегративных методов в процессе воспитания у детей представлений о правилах этикета.

Содержание представлений о нормах этикета у младших дошкольников:

Когнитивный компонент – ознакомлен с социальными отношениями, моральными качествами людей, в формировании представлений об эмоциях человека. Ознакомлен с правилами общения в различных ситуациях взаимодействия людей (на прогулке, в гостях и т.д). И имеет определенный результат такой как:

  • выделяет субъекты социального мира;
  • словесно определяет основные социальные нормы;
  • умеет дифференцировать основные (базовые) эмоции;
  • знает правила этикета.

Эмоционально оценочный компонент- направлен на формирование чувства сопереживания, самочувствия. Формирования нравственно-ценностных мотивов в отношении ребенка к сверстникам и взрослым, эмоциональное отношение норм этикета а так же совместная деятельность со взрослыми и сверстниками и ожидает результат такой как:

  • эмоционально выражает свои чувства по отношению к наблюдаемым явлениям с помощью вербальных и невербальных средств общения;
  • доброжелательное относится ко всем детям в группе детского сада, уважительно относится ко взрослым;
  • элементарно анализировать субьект-субьектные отношение социального мира, дает им эмоциональную оценку;
  • наблюдает за взаимоотношениями между людьми в различных ситуациях взаимодействия.

Поведенческий компонент – устанавливается с помощью воспитателя простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых социальных явлений, осуществляет выбор нормы правильного поведения в различных ситуациях взаимодействия.

Для более четкого определения состава содержания представлений о нормах этикета, которые должны быть освоены детьми, мы провели анализ содержания ряда примерных основных образовательных программ дошкольного образования ( «От рождения до школы», «Детство» и др.) Было выявлено, что в них той или иной степени отражены задачи, направленные на формирования представлений о нормах этикета. Эти задачи отражены в двух образовательных областях: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Говорится о формировании у детей представления о том, как вступать в общение с взрослыми и сверстниками, как вести себя за столом, каким образом обращается к взрослым и сверстникам. Несомненно, содержание должно усложнятся от возраста к возрасту. Однако анализ показал, что такого содержания не хватает, чтобы сформировать у ребенка систему представлений о нормах этикета и научить ребенка правильному поведению.

Одна из главных задач, решаемая через познание детьми правил этикета – обучение способам установления и развития коммуникаций. Осваивая этикет, дети учатся общаться с людьми: убеждать, договариваться, уступать в спорной ситуации, примиряться, отстаивать свое мнение, просить о помощи и предлагать ее, приветствовать, благодарить. Он осознает, что, если хочешь, чтобы с тобой общались и вели совместные дела, надо выглядеть так, чтобы окружающим твой внешний облик доставлял удовольствие, т.е. всегда выглядеть красиво, эстетично, привлекательно и соответственно ситуации. Младшие дошкольники не могут анализировать свое поведение и поведение других людей, способны к нравственному выбору, т.е. к такому поведенческому шагу, который не ущемляет интересы детей группы, воспитателя, родителя, любого человека, с которым они обращаются. Расширяются коммуникативные возможности детей. Ребенок становится субъектом, регулирующим собственное поведение.

Обучение правилам этикета происходит в процессе режимных моментов, через приобретение жизненного опыта. В младшей группе воспитатель

продолжает формировать у детей понятие об этикете, о его нравственной и эстетичной основе. Младшие дошкольники овладевают правилами этикета, осознают их необходимость и взаимосвязь. Закрепляют полученное знание собственным поведением и построением отношений с детьми и с взрослыми. Создают доброжелательную обстановку, в которой благополучно развиваются, ощущая себя успешными людьми. Главное, что они усваивают: этикет создан для проведения уважения к людям [30].

Жизнь ребенка в детском саду и за его пределами сопровождается правилами поведения, благодаря которым он проявляет уважение к людям, настраивает окружающих на общение с собой, привлекает к совместной деятельностии переживает состояние успешного осуществления своих дел [30].

Таким образом, формирование представлений о правилах этикета приводит дошкольников от выполнения внешних, общепринятых форм поведения кусвоению нравственных принципов; от техники поведения к нравственной и эстетической поведенческой основе. Также, вооружает детей техникой установления коммуникаций и способствует, в конечном счете, формированию личностной успешности [26].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Безгина, О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников [Текст] / О.Ю. Безгина. – М.: Мозаика-синтез, 2004. – 150 с.
  2. Белашова, Л.А. Педагогические условия формирования речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста [Текст]: дис.... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Л. А. Белашова; Акад. повышения квалификации и переподгот. работников образования М-ва образования РФ. – М., 2004. – 189 c.
  3. Беляева, О.М. Ознакомление с этическими и этикетными нормами как средство социализации дошкольников [Текст] / О.М. Беляева, М.Г. Кочеткова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. – 2014. – С. 19-22.
  4. Горьканова, А.Н. Овладение правилами этикета детьми дошкольного возраста в разных видах деятельности [Текст] / А.Н. Горьканова, Е.А. Александрова // Художественное образование и эстетическое воспитание ребенка в условиях детского сада и 83 школы. Материалы городской научно-практической конференции. – М.: Эконинформ. – 2012. – С. 72-85.
  5. Курочкина, И.Н. Обучаем дошкольников правилам речевого этикета [Текст] / И.Н. Курочкина // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2010. – №6 – С.48-53.
  6. Курочкина, И.Н. Этикет в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста в современных условиях общественного развития [Текст] / И.Н. Курочкина // Евразийский союз ученых. – 2016. –№ 3-2 (24). – С. 123-125.
  7. Провоторова, О.А. Воспитание основ речевого этикета у дошкольников [Текст] / О.А. Провоторова // Логопед. – 2008. – № 7. – С. 26-40.
  8. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; ред. -сост. Б.Д. Эльконин. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2011. – 384 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год