ВОСПИТАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Коммуникация | |||
Автор: Кузнецова Любовь Сергеевна | |||
06.06.2024 06:51 | |||
ВОСПИТАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Автор: Кузнецова Любовь Сергеевна В современном мире перед воспитателями, педагогами и родителями общество ставит задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного поколения, обладающего абсолютно всеми достижениями созданной человечеством культуры. Поведенческая культура, являясь составляющей общечеловеческой, отображает состояние социального развития и совместно с этим проявляется на него значительное воздействие, еще содержит в себе нравы, традиции, обычаи, порядки, этикет. Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и развивается личность. Вся жизнь ребенка, любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможность успешного общения в окружающим мире. Приступать к обучению правил и норм этикета целесообразно в дошкольном возрасте, поэтому воспитателю, в целях эффективности этой деятельности, необходимо знать содержание и сущность этикета, владеть технологией его обучения.
Воспитатель для дошкольника — это первый человек после родителей, подготавливающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от воспитателя высокого уровня профессионализма и огромных душевных сил. Младший дошкольный возраст — это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремление понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется, как несущий в себе нереализованные возможности в познании окружающего мира. Проблема формирования у дошкольников представлений о нормах этикета и правилах поведения является весьма актуальной. Самые первые представления о нормах этикета ребенок получает в семье, в детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. В дошкольном образовании особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залога их благополучного развития. Чем раньше будет начало формирование представлений о нормах этикета и правил поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоение социально-этический правила поведения к целям, условиям общения и социальным ролям. В настоящее время под «этикетом» принято понимать сочетание формальных правил учтивости и вежливости со здравым смыслом рациональностью. В силу того, что этикет обладает свойством аккумуляции пережитых народом в процессе ею культурно исторического развития взглядов и опыта, в нем наиболее ярко отражается принадлежащие к различным культурным эпохам религиозно-этические представления». Следует также иметь в виду, продолжают эти авторы, что нормы этикета-это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношение к людям, причем отношения благоприятного, располагающего к общению, отличаются наибольшей консервативностью по сравнению с другими компонентами культуры народа. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательными программами ребенок в возрасте 3-4 лет должен уметь выполнять:
Развитие современной цивилизации таково, что содержание норм этикета постоянно меняется. Расширение сфер жизнедеятельности современных людей неизбежно приводит к необходимости внесение нового в традиционный этикет, создание новых правил поведения и взаимоотношений. Содержание (представление) о нормах этикета должно стать предметом обсуждения, анализа, соотнесение с условиями реальной жизни, а потому столь актуально использование активных и интегративных методов в процессе воспитания у детей представлений о правилах этикета. Содержание представлений о нормах этикета у младших дошкольников: Когнитивный компонент – ознакомлен с социальными отношениями, моральными качествами людей, в формировании представлений об эмоциях человека. Ознакомлен с правилами общения в различных ситуациях взаимодействия людей (на прогулке, в гостях и т.д). И имеет определенный результат такой как:
Эмоционально оценочный компонент- направлен на формирование чувства сопереживания, самочувствия. Формирования нравственно-ценностных мотивов в отношении ребенка к сверстникам и взрослым, эмоциональное отношение норм этикета а так же совместная деятельность со взрослыми и сверстниками и ожидает результат такой как:
Поведенческий компонент – устанавливается с помощью воспитателя простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых социальных явлений, осуществляет выбор нормы правильного поведения в различных ситуациях взаимодействия. Для более четкого определения состава содержания представлений о нормах этикета, которые должны быть освоены детьми, мы провели анализ содержания ряда примерных основных образовательных программ дошкольного образования ( «От рождения до школы», «Детство» и др.) Было выявлено, что в них той или иной степени отражены задачи, направленные на формирования представлений о нормах этикета. Эти задачи отражены в двух образовательных областях: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Говорится о формировании у детей представления о том, как вступать в общение с взрослыми и сверстниками, как вести себя за столом, каким образом обращается к взрослым и сверстникам. Несомненно, содержание должно усложнятся от возраста к возрасту. Однако анализ показал, что такого содержания не хватает, чтобы сформировать у ребенка систему представлений о нормах этикета и научить ребенка правильному поведению. Одна из главных задач, решаемая через познание детьми правил этикета – обучение способам установления и развития коммуникаций. Осваивая этикет, дети учатся общаться с людьми: убеждать, договариваться, уступать в спорной ситуации, примиряться, отстаивать свое мнение, просить о помощи и предлагать ее, приветствовать, благодарить. Он осознает, что, если хочешь, чтобы с тобой общались и вели совместные дела, надо выглядеть так, чтобы окружающим твой внешний облик доставлял удовольствие, т.е. всегда выглядеть красиво, эстетично, привлекательно и соответственно ситуации. Младшие дошкольники не могут анализировать свое поведение и поведение других людей, способны к нравственному выбору, т.е. к такому поведенческому шагу, который не ущемляет интересы детей группы, воспитателя, родителя, любого человека, с которым они обращаются. Расширяются коммуникативные возможности детей. Ребенок становится субъектом, регулирующим собственное поведение. Обучение правилам этикета происходит в процессе режимных моментов, через приобретение жизненного опыта. В младшей группе воспитатель продолжает формировать у детей понятие об этикете, о его нравственной и эстетичной основе. Младшие дошкольники овладевают правилами этикета, осознают их необходимость и взаимосвязь. Закрепляют полученное знание собственным поведением и построением отношений с детьми и с взрослыми. Создают доброжелательную обстановку, в которой благополучно развиваются, ощущая себя успешными людьми. Главное, что они усваивают: этикет создан для проведения уважения к людям [30]. Жизнь ребенка в детском саду и за его пределами сопровождается правилами поведения, благодаря которым он проявляет уважение к людям, настраивает окружающих на общение с собой, привлекает к совместной деятельностии переживает состояние успешного осуществления своих дел [30]. Таким образом, формирование представлений о правилах этикета приводит дошкольников от выполнения внешних, общепринятых форм поведения кусвоению нравственных принципов; от техники поведения к нравственной и эстетической поведенческой основе. Также, вооружает детей техникой установления коммуникаций и способствует, в конечном счете, формированию личностной успешности [26]. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
|