«Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста» |
Коммуникация | |||
Автор: Скрыпник Лариса Дмитриевна | |||
03.06.2024 16:53 | |||
«Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста» Подготовила: Учитель-дефектолог Скрыпник Л.Д. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 49 «Родничок» Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми. Общение — одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условий его развития. Только в общении и в отношении с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти своё место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникативная компетенция (речевая) по праву считается стержневой, ведущей, так как она служит базой для становления других социально значимых компетенций и рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника. Именно поэтому работа по формированию коммуникативной компетенции является одной из приоритетных задач любого дошкольного образовательного учреждения. Дошкольное обучение и воспитание как первый уровень системы непрерывного образования создаёт условия для формирования и развития личности ребёнка, способного успешно адаптироваться в современном меняющемся мире.
Современная дошкольная педагогика опирается на ряд психолого-педагогических исследований, которые теоретически показывают сущность, особенности и значение формирования речевых умений в развитии ребёнка в дошкольном возрасте. В основе многих исследований лежит деятельность таких учёных как, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца. В исследованиях таких учёных как А.В. Запорожец, М.И. Лисина, отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника, влияют на уровень его деятельности. Овладение родным языком — одно из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Дошкольное период является сензитивным периодом к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. По утверждению Л.С. Выготского, для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы речевые навыки — речевые операции, которые осуществляются бессознательно, с полным автоматизмом при соответствии норме языка и служат для самостоятельного выражения мыслей, намерений, переживаний. Сформировать речевые навыки — это значит обеспечить правильное построение и реализацию высказывания. Если в более раннем возрасте ребенок хорошо ориентировался лишь в речи, касающейся актуальной, конкретной ситуации, свидетелем или участником которой ему довелось быть, то в старшем дошкольном возрасте мы впервые можем говорить о прочном, устойчивом, а самое главное, внеситуативном понимании ребенком речи партнера по общению. Уже с 5 лет более притягательным партнером по общению для ребенка становится не взрослый, а сверстник. По отношению к сверстнику ребенок «применяет самые разнообразные коммуникативные действия: критикует, спорит, навязывает свою волю, требует, приказывает, обманывает, успокаивает, жалеет». Старшие дошкольники умело пользуются речью как средством объективации, выражения своих мыслей, способны «переводить свои образы и представления в точную форму, поддающуюся языковому кодированию», и «передавать их партнерам по общению в виде «словесных картинок». И, наконец, старший дошкольный возраст – период начального освоения ребенком диалогической речи, формирования навыков подлинно диалогического взаимодействия. Отметим, что диалогическая речь – совершенно особый и очень сложный вид речи. Специфика диалогической речи заключается в отсутствии заранее продуманного плана, а также в необходимости «уметь слушать и слышать другого», совместно с партнером, в режиме обмена высказываниями, ставить перед собой общую коммуникативную цель и вместе достигать ее, сопрягать свои усилия для раскрытия обсуждаемой темы, искать средства достижения взаимопонимания, адекватной передачи собственных мыслей. Хотя в старшем дошкольном возрасте инициативные коммуникативные действия ребенка преобладают над ответными, и, конечно же, в глазах ребенка наибольший вес имеют его собственные реплики и высказывания, но в целом общение детей не распадается на цепь плохо согласующихся монологов, строится как диалог в полном смысле этого слова. В результате, под речевой компетенцией понимается "стремление ребенка сделать свою речь понятной для других и готовность понимать речь окружающих". Речевая компетентность относится к группе коренных задач, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание. Речевая компетентность ребёнка предусматривает: лексическую, диалогическую, грамматическую, фонетическую, монологическую составляющие. Лексическая компетентность — подразумевает определенный словарный запас в пределах возрастной нормы, возможность целесообразно использовать образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Её содержательную линию составляют пассивный словарь в пределах возраста (синонимы, омонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слов, однокоренные слова, образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты). Грамматическая компетентность — предполагает приобретение образования и навыков, чтобы правильно использовать различные грамматические формы. Ее линия является значимой морфологической структурой речи, в том числе практически всех грамматических форм, синтаксиса и словообразования. Фонетическая составляющая компетентности предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (темп, тембр, сила голоса, ударение). Диалогический компонент компетентности обеспечивает формирование диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими. Ее содержательная сторона — диалог между двумя детьми, понимание связного текста, умение отвечать на вопросы, поддерживать и начинать разговор, диалог. Монологическая компетентность предполагает формирование умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельно связные высказывания разных типов. Возможность развертывания поговорить, рассказать о событиях из личного опыта, содержании сюжетных картин, по предложенной теме и выбранной самостоятельно (творческое рассказывание историй). Подводя итоги можно сказать что, резюмируя все вышесказанное, мы можем сказать, что языковая компетенция-это знание основных законов функционирования языка и речи и умение пользоваться ими. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс: её появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Она начинает формироваться тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка, достигает определенного уровня развития. Но, имея, даже достаточно развитый речевой аппарат, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Известные психологи считают, что социальная среда является источником психического развития ребенка. Только во взаимодействии с другим человеком, ребенок может расти и развиваться. Семья — первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье, он принимает первоначальный опыт. Здесь у него было чувство доверия к окружающему миру, близким, и на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная активность и многие другие личностные качества. С поступлением ребенка в детский сад социальная жизнь ребенка расширяется. В него включаются новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые образуют различные сообщества. Таким образом, с приходом ребенка в детский сад, его общение становится более сложным, более разнообразным, требующий учета точки зрения партнера. Чем старше становится ребенок, тем важнее для него контакты с другими детьми. Первая отличительная особенность речевых контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная экспрессивность, выразительность и раскованность сильно отличают их от словесных контактов со взрослым. В речевом общении дошкольников, наблюдается почти в 10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчёркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении со взрослым. В общении со сверстниками, дети учатся выражать себя, свои желания, настроения, вступать в разнообразные отношения. Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей среды. Ученые выяснили, что наиболее эффективные мероприятия для вхождения в мир других людей является игра. Главное преимущество игры заключается в том, что ребенок является участником, героем ее сюжетов. Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной предметной среды. Речевая образовательная среда включает в себя не только предметное окружение. Важно, чтобы она была специально организована для наиболее эффективного воздействия на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Создавая развивающую среду важно учитывать: особенности детей конкретной возрастной группы, уровень их речевого развития, интересы, способности. В процессе работы с детьми, педагоги должны создавать коммуникативно-игровую среду, воздействующую на личность ребенка. Коммуникативно-игровая среда представляет собой игровое пространство, смоделированное таким образом, чтобы дети были вынуждены вступать в общение. Сначала педагоги учат ребенка использовать материалы коммуникативно-игровой среды, обучают их определенным совместным действиям, что способствует активизации общения. Для более эффективного развития коммуникативных навыков у детей необходимо создавать специальные условия: организация и проведение занятий направленных на развитие речи, разыгрывание коммуникативных ситуаций, применение на занятиях дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, проведение бесед, чтение сказок и дальнейшая постановка мини сценок, участие детей в театрализованной деятельности. Коммуникативные умения развиваются эффективнее при условии включения ребёнка в процесс общения в ходе совместной деятельности со взрослыми. Особенно положительный результат дает проведение открытых мероприятий совместно с родителями и детьми. Это могут быть разнообразные: викторины, конкурсы, олимпиады, блиц-турниры, экосказки, игры — соревнования, игры — драматизации, подвижные игры, творческие игры, игры — инсценировки, свободное и тематическое рисование, обсуждение стихов. Необходимо, чтобы дети имели возможность заниматься какой-либо деятельностью в присутствии сверстника. Опыт такого свободного контактирования детей друг с другом способствует взаимодействию в определенной ситуации, когда несколько детей выполняют одну и ту же работу (рисуют, делают поделки, играют), т.е выполняют и обговаривают совместные действия. Более тесный физический контакт побуждает к возникновению разговоров, а нередко к согласованию замыслов, действий. Следует отметить, что наибольшую ценность представляет, прежде всего, игра- импровизация по мотивам сказки. Именно в ней дети проявляют самостоятельность в наибольшей мере. Детям нравится многократно возвращаться к одним и тем же текстам, особенно если появляются новые элементы костюма, декорации, игрушки, персонажи. Это способствует хорошему запоминанию диалога. Также используются задания по составлению рассказов. Детям старшего дошкольного возраста очень нравится сочинять истории по типу народных сказок, где главный персонаж по очереди встречает разных зверей и разговаривает с ними: «Как медвежонок искал друга», «Чья мама?» и др. Здесь возникают повторяющиеся диалоги персонажей, которые помогают детям импровизировать на заданную тему. Таким образом, для развития коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста является ежедневное общение, выступающее на фоне совместной игровой деятельности. Список использованной литературы:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 49 «Родничок» Выступление на тему: «Основы формирования интеллектуальной и речевой компетентности у детей дошкольного возраста» Подготовила: Учитель-дефектолог Скрыпник Л.Д.
|