«Коммуникативные навыки дошкольников» |
Коммуникация | |||
Автор: Голятина Ольга Максимовна | |||
23.04.2024 10:56 | |||
«Коммуникативные навыки дошкольников» Голятина Ольга Максимовна Студентка 4 курса Читинского педагогического колледжа Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей. Общение – одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. В связи с этим проблема развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены основные принципы дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях. Наибольший интерес представляет социально-коммуникативное развитие дошкольника, а именно задача социально-коммуникативного развития дошкольников по ФГОС ДО — развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками. Педагоги дошкольных образовательных организаций обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка). Воспитательный процесс в детском саду определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания, где оно уже направлено на развитие коммуникативных умений, позволяющих детям быть равными партнерами межкультурного общения в бытовой, культурной и повседневной сферах. Развитию уверенности в себе и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста на современном этапе дошкольного образования способствует организация театральной деятельности детей. Театрализованная игра учит ребёнка внимательно выслушивать ответы других детей и высказывать свои предложения, с помощью выразительных средств языка исполнять свою роль и др. Театрализованные игры – это игры-представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.). Процесс развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста отражён в работах Г.С. Абрамовой, М.М. Алексеевой, Е.А. Антипиной, А.Г. Арушановой, З.М. Богуславской, Е.О. Смирновой и др. Театрализованные игры как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного рассмотрены в трудах Е.И. Струниной, О.С. Ушаковой, Т.Б. Филичевой, М.Ф. Фомичевой, В.В. Хваловой и др.
|