Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Коммуникация
Автор: Варёнова Анастасия Владимировна   
15.04.2024 11:11

Консультация для родителей «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»Консультация для родителей «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Ребёнок с первых дней жизни, находится в постоянном общении с окружающим его миром и людьми. Без общения человек не может гармонично развиваться. Умение общаться, легко находить общий язык с окружающими, понимать других людей — это основа коммуникативной культуры человека.

По мере роста и взросления ребёнка развивается и его коммуникативная культура — появляются привязанности и доверие к близким к ребёнку взрослым, забота о них. Ребёнокуже может определять, в каком эмоциональном состоянии, в каком настроении находятся окружающие его люди, может передать и своё настроение. Но для того, чтобы навыки коммуникации правильно сформировались, нужно общение ребёнка как со сверстниками, так и со взрослыми, и общение должно быть гармоничным, полным и достаточным по времени.

Зарождение и становление коммуникативной деятельности происходит на протяжении первых семи лет жизни ребенка, что в этот период общение со взрослым ведет за собой и направляет развитие ребенка, создавая зону ближайшего развития, помогает ему реализовывать свои потенциальные возможности. Развитие общения детей с окружающими людьми рассматривается как смена своеобразных его форм. Основными мотивами, побуждающими детей к коммуникативным действиям (общению), являются следующие: потребность во впечатлениях, потребность в активной деятельности, потребность в признании и поддержке. В общем виде развитие и формирование коммуникативной культуры ребёнка предполагают: развитие ряда психологических и мыслительных свойств, особо ярко проявляющихся в процессе коммуникации; помощь в овладении средствами коммуникации; формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения; развитие и формирование коммуникативных умений. Ведущим факторами, вызывающими трудности в общении старших дошкольников, являются недостатки направленности позиции ребёнка в коммуникации и недостаточное владение средствами коммуникативной деятельности.

 

Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования коммуникативных навыков детей, овладения социальными нормами и развития мотивационно-потребностной сферы и сферы общения. Становление ребёнка как личности выражается в формировании характера. Ведущей социальной ситуацией развития ребенка является — освоение социальных норм, формируется самосознание и самооценка. Старший дошкольный возраст также характеризуется пытливостью, любознательностью, которые в свою очередь, побуждают развитие когнитивной и коммуникативной сфер.

В связи с тем, что ведущим видом деятельности с старшего дошкольного возраста продолжает оставаться игровая деятельность, то, следовательно, она и может являться одним из основных средств формирования коммуникативных навыков.

Игра позволяет укрепить социальную идентичность ребенка, облегчает процесс коммуникации, дает возможность экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выстраивать их в социально-приемлемые формы. В игровой деятельности развиваются следующие средства коммуникации: мимика, пантомимика, эмоции, сенсорика, внимание, память, мышление, речь. В процессе игровой деятельности у детей вырабатывается понимание некоторых проблем и пути их решения, лучше усваиваются социальные нормы роли. Игра не только помогает ребёнку овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития.

Игра может использоваться в качестве диагностического средства и в качестве средства формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Игровая диагностика является деликатной, гуманной возможностью понаблюдать за человеком в процессе спонтанного творчества, она позволяет приблизится к пониманию интересов ребенка, его ценностей. Возможность, наблюдения в системе игровых занятий позволяет увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие. В игровой деятельности можно изучить внешние проявления эмоционального настроя ребенка старшего дошкольного возраста, выявить особенности развития психических процессов, проследить особенности контакта ребенка с взрослым и характер взаимоотношений со сверстниками в процессе игрового общения. В качестве игровой диагностики могут быть использованы игры этюды, игры-упражнения, игры-тренинги, которые провоцируют ребёнка выражать своё отношение к той или иной ситуации, самостоятельно придумывать и показывать эмоциональное отношение к происходящему в игре (игра — этюд «Передай настроение», игра — этюд «Наседка и цыплята», игра — тренинг «Я и животное» и др.). Одновременно с игровыми методами могут быть использованы методы арт-терапии и арт-педагогики, социометрия, наблюдение, тесты и т.д.

Программа по формированию коммуникативных навыков подростков старшего дошкольного возраста может быть реализована с использованием сюжетно-ролевых игр, подвижных игр, психогимнастики, пальчиковых игр (гимнастики), чтения стихов и прозаических произведений, психокоррекционных игр, этюдов; приемов на релаксацию и рефлексию.

Каждое занятие может иметь следующую структуру:

Iэтап занятия. Цель I части — организация группы, снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. Внушение желаемого настроения, выразительное изображение заданных или желаемых ребенком, в зависимости от создаваемой ситуации, отдельных эмоциональных состояний, порой, связанных с переживаниями телесного или психического довольства и недовольства. Знакомство детей с элементами выразительных движений, жестом, позой. Психомышечная тренировка, включающая элементы мимических, пантомимических этюдов, двигательных композиций, подвижных игр и задания на развитие произвольного внимания и организацию. На первом этапе занятии могут использоваться следующие игровые приёмы: «Солнышко и дождик», «Радость-грусть», «Подари мне улыбку» и т.д.

IIэтап занятия. Цель данного этапа может заключаться в выявлении и возможном снятии неосознанных страхов, загнанной в глубины подсознания боли и обиды. При этом дети учатся выражать те чувства, эмоции, которые переживали во время игрового общения с товарищами и взрослым. На данном этапе педагог помогает ребенку разобраться со своими понятными, и не ясным тревогами и волнениями, грамотно выразить себя и свой эмоциональный настрой, облечь в приемлемые формы яркие проявления темперамента и фантазии. Снизить, а по возможности снять негативные проявления поведения.

IIIчасть занятия. Цель данного этапа заключается в изображении чувств, (честность, любовь, доброта, жадность, злоба), обусловленных социальной средой, их моральной оценке, моделировании возможного поведения детей с теми или иными чертами характера, особенностями поведения. Данная часть может состоять из игр и этюдов, направленных на выражение отдельных качеств характера, эмоции, снятие страхов. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетенции. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. С детьми проигрывается не желательная модель поведения, а так же моделируется желаемое поведение в точно такой же ситуации. На этом этапе занятия детям можно предложить для проигрывания такие этюды как: «Жадный пёс», «Злой мальчик», «Не хочу быть плохим», «Большой, сильный лев», «Мне страшно», «Темнота».

IV этап занятия. Целью данной части занятия является построение определенных действий по сплочению и организации детей через соревновательный компонент игр. В IV части занятия, в основном, используются подвижные и бессюжетные игры, характеризующиесяначалом и сменой действия по условленному сигналу. Могут применяться игры соревновательного характера, где необходимо было подчиняться определенным правилам, данная модель способствовала сплочению и организации детей. Могут использоваться такие игры как: «Бабочки и слоны», «Холодно-тепло», «Лесные герои» и т.д.

Детям, имеющим определенные особенности в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми, нужно предоставлять возможность дополнительно и индивидуально общаться с педагогом.

Список использованных источников и литературы:

  1. Богуславская3. М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991.
  2. Карабанова OAИгра в коррекции психологического развития ребенка. — M.: 1997.
  3. Калинина P.P. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2003.
  4. Мухина B.C., Детская психология: Учебник для студентов педагогического института. / под редакцией Л А Венгера. — М.: Просвещение, 1985.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год