Консультация для родителей «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» |
Коммуникация | |||
Автор: Варёнова Анастасия Владимировна | |||
15.04.2024 11:11 | |||
Консультация для родителей «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Ребёнок с первых дней жизни, находится в постоянном общении с окружающим его миром и людьми. Без общения человек не может гармонично развиваться. Умение общаться, легко находить общий язык с окружающими, понимать других людей — это основа коммуникативной культуры человека. По мере роста и взросления ребёнка развивается и его коммуникативная культура — появляются привязанности и доверие к близким к ребёнку взрослым, забота о них. Ребёнокуже может определять, в каком эмоциональном состоянии, в каком настроении находятся окружающие его люди, может передать и своё настроение. Но для того, чтобы навыки коммуникации правильно сформировались, нужно общение ребёнка как со сверстниками, так и со взрослыми, и общение должно быть гармоничным, полным и достаточным по времени. Зарождение и становление коммуникативной деятельности происходит на протяжении первых семи лет жизни ребенка, что в этот период общение со взрослым ведет за собой и направляет развитие ребенка, создавая зону ближайшего развития, помогает ему реализовывать свои потенциальные возможности. Развитие общения детей с окружающими людьми рассматривается как смена своеобразных его форм. Основными мотивами, побуждающими детей к коммуникативным действиям (общению), являются следующие: потребность во впечатлениях, потребность в активной деятельности, потребность в признании и поддержке. В общем виде развитие и формирование коммуникативной культуры ребёнка предполагают: развитие ряда психологических и мыслительных свойств, особо ярко проявляющихся в процессе коммуникации; помощь в овладении средствами коммуникации; формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения; развитие и формирование коммуникативных умений. Ведущим факторами, вызывающими трудности в общении старших дошкольников, являются недостатки направленности позиции ребёнка в коммуникации и недостаточное владение средствами коммуникативной деятельности.
Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования коммуникативных навыков детей, овладения социальными нормами и развития мотивационно-потребностной сферы и сферы общения. Становление ребёнка как личности выражается в формировании характера. Ведущей социальной ситуацией развития ребенка является — освоение социальных норм, формируется самосознание и самооценка. Старший дошкольный возраст также характеризуется пытливостью, любознательностью, которые в свою очередь, побуждают развитие когнитивной и коммуникативной сфер. В связи с тем, что ведущим видом деятельности с старшего дошкольного возраста продолжает оставаться игровая деятельность, то, следовательно, она и может являться одним из основных средств формирования коммуникативных навыков. Игра позволяет укрепить социальную идентичность ребенка, облегчает процесс коммуникации, дает возможность экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выстраивать их в социально-приемлемые формы. В игровой деятельности развиваются следующие средства коммуникации: мимика, пантомимика, эмоции, сенсорика, внимание, память, мышление, речь. В процессе игровой деятельности у детей вырабатывается понимание некоторых проблем и пути их решения, лучше усваиваются социальные нормы роли. Игра не только помогает ребёнку овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития. Игра может использоваться в качестве диагностического средства и в качестве средства формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста Игровая диагностика является деликатной, гуманной возможностью понаблюдать за человеком в процессе спонтанного творчества, она позволяет приблизится к пониманию интересов ребенка, его ценностей. Возможность, наблюдения в системе игровых занятий позволяет увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие. В игровой деятельности можно изучить внешние проявления эмоционального настроя ребенка старшего дошкольного возраста, выявить особенности развития психических процессов, проследить особенности контакта ребенка с взрослым и характер взаимоотношений со сверстниками в процессе игрового общения. В качестве игровой диагностики могут быть использованы игры этюды, игры-упражнения, игры-тренинги, которые провоцируют ребёнка выражать своё отношение к той или иной ситуации, самостоятельно придумывать и показывать эмоциональное отношение к происходящему в игре (игра — этюд «Передай настроение», игра — этюд «Наседка и цыплята», игра — тренинг «Я и животное» и др.). Одновременно с игровыми методами могут быть использованы методы арт-терапии и арт-педагогики, социометрия, наблюдение, тесты и т.д. Программа по формированию коммуникативных навыков подростков старшего дошкольного возраста может быть реализована с использованием сюжетно-ролевых игр, подвижных игр, психогимнастики, пальчиковых игр (гимнастики), чтения стихов и прозаических произведений, психокоррекционных игр, этюдов; приемов на релаксацию и рефлексию. Каждое занятие может иметь следующую структуру: Iэтап занятия. Цель I части — организация группы, снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. Внушение желаемого настроения, выразительное изображение заданных или желаемых ребенком, в зависимости от создаваемой ситуации, отдельных эмоциональных состояний, порой, связанных с переживаниями телесного или психического довольства и недовольства. Знакомство детей с элементами выразительных движений, жестом, позой. Психомышечная тренировка, включающая элементы мимических, пантомимических этюдов, двигательных композиций, подвижных игр и задания на развитие произвольного внимания и организацию. На первом этапе занятии могут использоваться следующие игровые приёмы: «Солнышко и дождик», «Радость-грусть», «Подари мне улыбку» и т.д. IIэтап занятия. Цель данного этапа может заключаться в выявлении и возможном снятии неосознанных страхов, загнанной в глубины подсознания боли и обиды. При этом дети учатся выражать те чувства, эмоции, которые переживали во время игрового общения с товарищами и взрослым. На данном этапе педагог помогает ребенку разобраться со своими понятными, и не ясным тревогами и волнениями, грамотно выразить себя и свой эмоциональный настрой, облечь в приемлемые формы яркие проявления темперамента и фантазии. Снизить, а по возможности снять негативные проявления поведения. IIIчасть занятия. Цель данного этапа заключается в изображении чувств, (честность, любовь, доброта, жадность, злоба), обусловленных социальной средой, их моральной оценке, моделировании возможного поведения детей с теми или иными чертами характера, особенностями поведения. Данная часть может состоять из игр и этюдов, направленных на выражение отдельных качеств характера, эмоции, снятие страхов. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетенции. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. С детьми проигрывается не желательная модель поведения, а так же моделируется желаемое поведение в точно такой же ситуации. На этом этапе занятия детям можно предложить для проигрывания такие этюды как: «Жадный пёс», «Злой мальчик», «Не хочу быть плохим», «Большой, сильный лев», «Мне страшно», «Темнота». IV этап занятия. Целью данной части занятия является построение определенных действий по сплочению и организации детей через соревновательный компонент игр. В IV части занятия, в основном, используются подвижные и бессюжетные игры, характеризующиесяначалом и сменой действия по условленному сигналу. Могут применяться игры соревновательного характера, где необходимо было подчиняться определенным правилам, данная модель способствовала сплочению и организации детей. Могут использоваться такие игры как: «Бабочки и слоны», «Холодно-тепло», «Лесные герои» и т.д. Детям, имеющим определенные особенности в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми, нужно предоставлять возможность дополнительно и индивидуально общаться с педагогом. Список использованных источников и литературы:
|