Исследование на тему: «Формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками на основе сюжетно-ролевых игр» |
Коммуникация | |||
Автор: Толченова Оксана Николаевна | |||
17.06.2023 14:59 | |||
Исследование на тему: «Формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками на основе сюжетно-ролевых игр» Толченова Оксана Николаевна Педагог дополнительного образования Введение: Проблема становления межличностного общения на основе человеческих отношений очень актуальна, она связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивых нравственных критерий в воспитании ребенка. Поэтому, должное внимание в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений должно быть уделено становлению межличностного общения сверстников.
Сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством развития общения и становления доброжелательных межличностных отношений у детей дошкольного возраста, они предоставляютдля детей большие возможности для формирования навыков умения взаимодействовать с окружающими людьми и навыков общения со взрослыми и сверстниками. Объект: межличностные отношения детейдошкольного возраста. Предмет: процесс формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками на основе сюжетно-ролевых игр. Цель: определение влияния сюжетно-ролевой игры на процесс формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками. Задачи:
Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра будет выступать эффективным средством формирования межличностных отношений у детей дошкольного возраста, если будут созданы и реализованы следующие педагогические условия:
Методы исследования:
Практическая значимость исследованиязаключается в том, что отобранный комплекс диагностических методик, а также разработанные и реализованные педагогические мероприятия по формированию коммуникативных умений дадут возможность добиться положительной динамики в формировании межличностных отношений у детей дошкольного возраста. База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44 «Самоцветы» средняя группа. Структура ВКР и ее объем: ВКР включает в себя введение, 2 главы, заключение, приложения (), список использованных источников (), Глава 1.Проблема формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте как научно-практическая проблема 1. 1 Общение как путь к формированию межличностных отношений Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из его человеческих отношений к людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и главные человеческие поступки. Отношения человека с людьми — это та область, в которой психология соединяется с этикой, где душевное и духовное (нравственное) неотделимы. Отношение к другому является центром становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека[1, с.1]. В психолого-педагогической литературе существует много определений деятельности общения. Общение — есть не просто действие, а именно взаимодействие по крайней мере двух (или более) людей (вступающих в него как субъекты), направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. [2] Общение — этовзаимодействия между людьми, главным образом непосредственные. В трактовке общественных отношений общение — форма их реализации, обеспечивающая — наряду с предметными опосҏедованиями — воспроизводство и накопление человеческого опыта, кооперацию и разделение человеческой деятельности. [3] Отечественные педагоги, как: А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Г. Арушанова, Т.А. Федосеева, Л.С. Выготский. Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова -занимались вопросом общения детей. Они рассматривали формы и методы развития межличностных отношений у дошкольников. Особую роль общения в обучении указывают труды А.Е. Дмитриева, Л.В. Занкова, И.Я. Лернера; на единство познания и общения в обучении – труды Ю.К. Бабанского, А.В. Мудрика, В.А. Сластенина. Как отмечается в ряде исследований, наиболее разработанным является подход к общению как к процессу, системе взаимодействия субъектов (К. А. Абульханова-Славская, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов). Особый интерес для нас представляют работы, посвященные выявлению особенностей общения детей дошкольного возраста (Т. А. Антонова, Л.В. Лидак, М И. Лисина, М.Г. Маркина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская и др.). [4] Общение для ребенка это «активные действия», с помощью которых ребенок стремится передать другим и получить от них определенную информацию, установить с окружающими необходимые ему эмоционально окрашенные отношения и согласовывать свои действия с окружающими, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, отмечает М.И. Лисина. В сфере общения со взрослыми она выделяет экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые средства, появляющиеся последовательно, со значительными интервалами. Общаясь со сверстниками, по мнению Е.О. Смирновой: «ребенок овладевает такими коммуникативными умениями как умение притворяться, выражать обиду (нарочно не замечать, не отвечать), фантазировать (придумывать что-то необыкновенное, нереальное). Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Жизнь каждого человека буквально пронизана его контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятостью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются близостью и связанностью с другими. Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует, что общение – это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречнуюнаправленность партнеров. Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.» [5, стр. 16] В последнее время, педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, разговаривая соблюдать этикет, слушать партнера. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Выделяют три формы общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическую, ситуативно-деловую и внеситуативно-деловую. Эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками характерна для детей от двух до четырех лет. Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого эмоционально-практического общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения, как правила, не замечают. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно – и по своему содержанию, и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. На данном этапе общение детей еще не связано с их предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения детей – локомоции или экспессивно-мимические движения. Ситуативно-деловая форма общения складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Общение с другими в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений и на уровне реальных, т. е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством. В конце дошкольного возраста у многих детей складывается внеситуативно-деловая форма общения. Значительно возрастает число внеситуативных контактов. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Между старшими дошкольниками появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования – желания, предпочтения, настроения. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. [1] Проблема становления межличностных отношений детей дошкольного возраста является актуальной и привлекает внимание многих специалистов, поскольку своеобразие их развития отражается на социальном самочувствии дошкольников и сказывается на процессе социальной адаптации. Вступая в общение, то есть обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, объясняя или описывая что-то, люди ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека. Общение имеет или, во всяком случае, предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. Такое общение выступает как межличностное взаимодействие (отношение), то есть межличностные отношения –это взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это целый ряд установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. [7, с. 1317-1318] В «Словаре по образованию и педагогике» В. М. Полонского дается следующее определение: «Общение – это основа межличностных отношений, которые являются наиболее приоритетным видом общения у детей». [8, с. 414] По словам Е. О. Смирновой, общение со сверстниками – очень важный специфический канал информации. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Наиболее важными качествами, отличающими популярных детей от непопулярных, являются не интеллект и организаторские умения, а доброта, отзывчивость, доброжелательность. Особую роль в формировании межличностных отношений у детей дошкольного возраста играет воспитатель. Педагог должен поддерживать доброжелательные отношения детей друг к другу, формировать положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях у каждого воспитанника [5, с.16]. Межличностные отношения представляют собой последовательность развернутых во времени реакции людей на действия друг друга[9, с. 31]. «Отношения и взаимоотношения — это явления внутреннего мира, внутреннее состояние людей» говорилЯ. Л. Коломинский. Взаимосвязь между социальнымигруппами и национальными общностями проявляется в взаимодействии между ними по поводу удовлетворения их потребностей, реализации их интересов в соответствующих условиях труда, потребления материальных благ, улучшении быта, образования, доступа к духовным ценностям. Проблема межличностных отношений дошкольников рассматривается в основном в рамках социально-психологических исследований, такими авторами как Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Киричук, В.С. Мухина, где основным предметом были структура и возрастные изменения детского коллектива. В этих исследованиях было показано, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива, изменяется содержание и обоснование выборов детей, а также установлено, что эмоциональное самочувствие детей во многом зависит от характера отношений ребенка со сверстниками. [10, 11] В межличностных отношениях дошкольников существуют следующие признаки:
В теории деятельностного опосредствования главным предметом рассмотрения являются группа, коллектив. Совместная деятельность при этом является системообразующим признаком коллектива. Группа осуществляет свою цель через конкретный предмет деятельности и, тем самым, изменяет себя, свою структуру и систему межличностных отношений. Характер и направление этих изменений зависит от содержания деятельности и ценностей, принятых общностью. Группа, таким образом, неразрывно связана с личностью: в личности проявляется групповое, в групповом — личностное. Совместная деятельность, с точки зрения этого подхода, определяет межличностные отношения, поскольку она порождает их, влияет на их содержание и опосредует вхождение в общность. Именно в совместной деятельности межличностные отношения реализуются и преобразуются. [13, с.5]
|