Формирование у детей этически ценных образов поведения путем обучения выбору адекватных ситуаций и способов общения |
Коммуникация | |||
Автор: Антонова Надежда Викторовна | |||
19.06.2023 07:52 | |||
Формирование у детей этически ценных образов поведения путем обучения выбору адекватных ситуаций и способов общения Формирование у детей этически ценных образов поведения путем обучения выбору адекватных ситуаций и способов общения Для успешного воспитания культуры поведения и отношений в детском дошкольном учреждении и в семье необходимо создать условия. Условия – это обстоятельства, от которых зависит процесс воспитания. Я считаю, что важнейшим условием нравственного воспитания является создание положительного микроклимата в группе детского сада, в котором каждый из детей имеет возможность реализовывать свои замыслы, вступать в контакты со сверстниками, педагогом, не испытывая при этом эмоционального напряжения, удовлетворяя свои потребности в деятельности по интересам и ощущая доброжелательное отношение к себе со стороны детей и воспитателя.
В своих работах ученые Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина утверждают, что одним из важнейших средств, которые обеспечивает в группе доброжелательную обстановку между детьми, является общение педагога с каждым из детей по самым различным поводам, особенно в часы, отведенные на самостоятельную деятельность. Это общение помогает дошкольнику организовать разнообразную интересную деятельность, наладить отношения со сверстниками и поддерживать положительно – эмоциональное состояние. Такая совместная практическая деятельность с ребенком дает ему возможность овладеть коммуникативными навыками. В результате у каждого из детей появляется больше возможностей для вступления в контакт с окружающими, что усиливает его стремление к общению. Нам, педагогам, следует помнить, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Отрицательное эмоциональное состояние – достаточно редкое явление в практике дошкольных учреждений, чаще мы наблюдаем ситуативный дискомфорт. Участие воспитателя в установлении доброжелательных отношений между конкретным ребенком и другими детьми группы поможет вернуть ему душевное равновесие, ощутить радость от совместной деятельности. Для предупреждения устойчивого эмоционального неблагополучия ребенка важно не только адекватное взаимодействие с ним воспитателя, но и умение самого ребенка справляться с ситуацией душевного дискомфорта. Л. Р. Лисина рекомендует использовать такие приемы, как: демонстрируемая воспитателем радость при встрече с помощью слова и невербальных средств (улыбка, теплый взгляд, интонация голоса). С. А. Козлова не менее важным условием воспитания культуры поведения и отношений считает знание детьми правил поведения. Усвоение особенностей внешнего проявления своего отношения к другим людям понимается в младшем дошкольном возрасте и продолжается всю жизнь. Ребенок дома и в детском саду усваивает формы обращений, запоминает приветствия. Некоторые нормы приходят в противоречие с тем, что дети видят дома, на улице, по телевидению. Каждому ребенку необходимо помочь разобраться в том, как нужно общаться с другими детьми и взрослыми людьми. Поэтому я поставила перед собой и детьми следующие цели и задачи: Цель: формирование у детей этически ценных образов поведения среди сверстников и взрослых. Задачи: - Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать умение договариваться, помогать друг другу. - Воспитывать уважительное отношение к окружающим. - Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм. - Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости. Большую роль в решении этих задач играет формирование у детей осознанного отношения к правилам, понимание их значимости во время организации своей деятельности и поведения. При решении этих задач я использовала ситуативные беседы, индивидуальную работу, занятия по ознакомлению с художественной литературой и формировании целостной картины мира на основе обсуждения художественной литературы, иллюстраций, реальных ситуаций, которые имеют место в повседневной жизни детей. Беседы по прочитанным рассказам расширяют представления детей о разнообразии поступков, в которых будут отражаться действия по правилу. Например, при проведении беседы по рассказу В. Осеевой «Строитель» я читала только первую часть рассказа, в которой описывается отрицательный поступок мальчиков, а потом задала вопрос: «Как бы вы оценили этот поступок?», и только после высказываний детей, осознания ими поступка я читала окончание рассказа. Использование этого приема учит детей анализировать возникшую ситуацию, развивает умение предвидеть последствия поступков, способствует формированию самоконтроля. В целях предупреждения излишнего нравоучения при внесении правил в процессе воспитания я использовала юмор. Во время чтения юмористических произведений, например С. Михалкова «Фома» или Г. Остера «Вредные советы» дети не только смеются над персонажами, попадающими в неловкое поведение из-за нежелания следовать установленным правилам, но и стремятся идентифицировать себя с положительным образом героя: «Я так не делаю! Это стыдно!», «Если так делать, с тобой все ребята не будут дружиться!». Для стимуляции положительных поступков я использовала художественные произведения, в которых герой поступает в соответствии с нормами морали, например, такие как, Е. Пермяк «Чужая калитка», Э. Цурюпа «Неизвестный друг», В. Донникова «Канавка». В своей работе я также использовала метод создания проблемных ситуаций. Например, ставила на столе конфеты, но их число было меньше, чем число детей, двоим детям конфет не хватило. Когда все взяли по конфете, двое почувствовали себя неловко и растерянно смотрели на сверстников. Такая простая ситуация позволяет понять мотивы поведения детей, оценить поступки, их соответствие моральным правилам. В конце концов дети нашли выход – поделились конфетами с теми, кому не досталось. Я считаю, что очень полезно рассказывать детям про хорошие поступки сверстников, на которые они не обратили внимания. Например, на прогулке Аня. упала, ушибла ногу. В раздевалке Настя. помогла Ане снять сапоги. Я не оставила этот случай без внимания, а обратилась к детям со словами: «Как приятно видеть, как Настя заботится об Ане». Также я использую в своей работе метод предвосхищения. Например, я говорю детям: «Дети, вы, конечно, помните, как нужно пройти с прогулки по лестнице, чтобы не разбудить малышей, и не сомневаюсь, что вы и пройдете тихо». Этот прием предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению. Я изготовила куклу Хорплошу, у которой одна сторона хорошая, добрая, а другая злая. С этой куклой я проводила занятия, использовала ее в разных режимных моментах и ситуациях. Если ребенок делал что – то не по правилам, то кукла поворачивалась к нему красной стороной. Ребенок должен был объяснить, почему она так повернулась, и что нужно сделать, чтобы она повернулась другой, желтой стороной. Цель моей работы с Хорплошей – научить правилам вежливости, приучить детей к большей самостоятельности в поступках и мыслях. Игры и занятия с Хорплошей показали, что если ребенку просто сообщить правила поведения, это может пройти мимо его сознания, а то, до чего он додумался сам, его собственное открытие, остается навсегда. В группе была организована выставка рисунков детей на тему «Что хорошо? Что плохо?», игровой уголок был пополнен дидактическими играми «Этикет», «Что хорошо? Что плохо?», а также картинками и иллюстрациями на данную тему. В родительский уголок были помещены рекомендации на тему «Вежливость воспитывается вежливостью», «Этикет». С родителями детей были проведены подгрупповые и индивидуальные консультации на темы «Поведение ребенка в общественных местах», «Если ребенок говорит нецензурные слова…», «Правила хорошего тона во время беседы», «В мире доброты», «Надо ли уметь извиняться?», «Основные правила поведения за столом», «Режим дня». Хочу отметить, что практически все родители прислушались к нашим советам и рекомендациям. Так, например, после нашей беседы с родителями о том, что в речи их мальчиков иногда слышатся нецензурные слова, мы увидели позитивный результат: дома родители использовали убедительные приемы, и от ребят мы больше не слышим плохих слов. В результате проделанной работы мы получили некоторые успехи: ребята стали более внимательными, доброжелательными, предупредительными друг к другу. Дети стали больше употреблять вежливых, «волшебных» слов в своей речи. и любую спорную ситуацию стараются решать не с помощью кулаков, а аргументированного разговора. Проблем еще много, вопросы все важные. Поэтому я продолжу работу над формированием у моих подопечных таких качеств как доброта, отзывчивость, сочувствие, вежливость, правдивость и т. д. Подготовила АНТОНОВА. Н. В. МАДОУ 60. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД.
|