«Сюжетно – ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста». |
Коммуникация | |||
Автор: Корташова Наталия Николаевна | |||
02.06.2023 23:35 | |||
«Сюжетно – ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Инжавинский детский сад «Берёзка» Тамбовской области, р.п. Инжавино Выполнила: Корташова Наталия Николаевна. Одним из важнейших направлений деятельности дошкольного учреждения согласно Федеральному государственному образовательному стандарту является создание условий для эмоционального благополучия и полноценного психического развития детей. Развитие личности происходит в условиях ее взаимодействия с окружающими людьми, в результате которого формируются взаимоотношения.
В дошкольном возрасте межличностные взаимоотношения развиваются наиболее интенсивно, они выступают основой духовно-нравственного развития личности, порождают смыслозначимые сильные переживания, определяют поступки. Именно во взаимоотношениях с другими людьми, как считают Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др. формируется система представлений ребенка о себе и окружающих людях, возникает модель мира. Именно поэтому так важно не упустить данный сензитивный период в развитии взаимоотношений. В сюжетно-ролевой игре создаются благоприятные условия для развития межличностных взаимоотношений детей. Поскольку игра позволяет детям самостоятельно использовать разные формы общения, в игре имеющиеся у детей симпатии постепенно углубляются, перерастая во взаимную привязанность. В межличностных отношениях происходит развития навыков самопознания, самооценки для ребенка. Он начинает глубже понимать себя, свою личность и происходит это именно через отношение к другим детям, что является более высоким уровнем по сравнению с более младшим возрастом, в котором понимание своих возможностей осуществляется через практическую деятельность. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия для ее достижения, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Особая роль совместных игр как средства формирования взаимоотношений заключается в том, что в них создаются благоприятные условия для совместных переживаний, способствующие становлению общих (коллективных) интересов. Так, выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры он лучше сосредоточивается, больше запоминает, чем по прямому заданию взрослого. Играя со сверстниками, учитывает их желания, но одновременно отстаивает свою точку зрения, разрешает конфликты, строит и реализует совместные планы. Иными словами, учится умению общаться. В совместной игре происходит формирование ребенка, прежде всего как члена общества. Через эмоционально насыщенную жизнь в игровом коллективе ребенок осваивает отношения, существующие в обществе. В ней происходит усвоение общественного смысла человеческой деятельности, овладения нравственными формами поведения в жизни. Наличие в игре коллективных взаимоотношений показывает, что играющие дети представляют собой коллектив, осуществляющий единый замысел. Соподчинение членов этого коллектива осуществляется не только в силу взятых на себя обязательств, но и в силу взаимоотношений между детьми. В сюжетно-ролевой игре объективной основой взаимоотношений являются содержание игры и роли, избираемые детьми. Современные дети играют во врачей, парикмахерскую, в дочки – матери, в казаки –разбойники… Д.Б. Эльконин выдвинул предположение, что источником ролевой игры являются все сферы жизни взрослых, в которых дети не могут принять непосредственное участие. Беря на себя роль, ребенок тем самым в меру своего понимания входит в положение взрослого. Через действие в роли осознает общественные нормы поведения. Ребенок получает удовлетворение в сюжетно –ролевой игре только в том случае, если действует в соответствии с правилами и выполняет их. Он легко подчиняется ролевому правилу, так как оно имеет внутреннее оправдание. Именно выполнение правил доставляет детям максимальное удовольствие. Это практически единственная область, где дошкольники могут проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре они учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что делают, и – наверное, это главное – действовать правильно. Как отметил Л.С. Выготский, игра – это «правило, ставшее аффектом». Вот почему игра дает ребенку «новую форму желания» и новую форму отношения к действительности. В развитой форме игры дети действуют в соответствии с принятыми правилами. Наблюдения показывают: современные дети, оставшись без руководства взрослого, не способны самостоятельно организовать деятельность, наполнить ее смыслом – они слоняются, толкаются, перебирают и разбрасывают игрушки. Во многих случаях это приводит к появлению стереотипных, повторяющихся изо дня в день игр, в которых скупо отражается действительность, мало фантазии, инициативы. Бедность и примитивность игры отражается и на коммуникативном развитии. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. И, как результат, нарастание агрессивности, отчужденности, враждебности. Необходимо в детских садах создавать условия, которые должны способствовать постепенному развитию сюжетной игры как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения. Задача воспитателя – поощрять игровые контакты между детьми. Взаимоотношения в игре определяются, прежде всего, количеством выделяемых детьми ролей. Количество ролей, как и количество участников в одной игре, определяется знанием детей о явлениях окружающей жизни. В процессе формирования доброжелательных отношений при помощи совместных сюжетно – ролевых игр, педагогу нужно сосредоточить внимание главным образом на воспитание нравственных чувств: внимательности, сопереживание, заботы, взаимопомощи и др. Одновременно формируются умения вежливо обращаться к товарищам с просьбой, благодарить за услугу, соблюдать правила. Воспитатель должен помочь детям выстраивать взаимоотношения в игре. Ценность сюжетно – ролевых игр состоит не только в том, что они стимулируют воображения и расширяют детские представления об окружающем мире, но и в том, что сюжетно – ролевые игры создают формы общественного поведения и активизируют качества нравственного порядка. Следует признать, что влияние сюжетно – ролевых игр проявляется нравственными переживаниями, создающими эмоциональный подъем и способствующий вежливому и доброжелательному общению детей друг с другом, настойчивости и терпеливости в реальной действительности. Ведь, язык, который легко дается всем детям без исключения – это язык игры. В игре они узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности. Именно сюжетно – ролевая игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. Сюжетно – ролевая игра оказывает воспитывающее влияние на детей гораздо сильнее, поскольку она является коллективной. В руках умелого педагога игра может стать средством перевоспитания детей, в результате сложившихся ранее взаимоотношений с окружающими, образовались неправильные формы социального поведения. Таким образом, благодаря сюжетно – ролевым играм межличностные отношения в группе становятся более близкими, приобретают и личностный, и эмоциональный характер, сопровождаемый в большинстве случаев положительными эмоциями. Между детьми складываются отношения взаимопонимания, взаимопомощи, дружбы, сплоченности.
|