Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Этикета»
Коммуникация
Автор: Сергиенко Наталья Дмитриевна   
31.12.2022 13:24

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Этикета»Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Этикета»

(подготовительная группа)

Исполнитель: Сергиенко Наталья Дмитриевна воспитатель МБДОУ «Детский сад №23 «Голубок» Междуреченск 2022

Цель: Приобщение детей к ценностям человеческой культуры.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Формировать правила этикета и культуры общения.
  • Формировать элементарные правила вежливости, представление о хороших и плохих поступках.
  • Формировать умение правильно оценивать себя и других.
  • Расширять знания о правилах поведения в общественных местах и во время еды за столом.
  • Развивать навыки речевого общения в коллективе.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение рассуждать, делать умозаключения.
  • Развивать творчество, воображение.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать вежливость, взаимовыручку и культуру поведения дошкольников.
  • Воспитывать доброту, аккуратность.

Методы и приёмы:

  • Словесный: (беседа, объяснения, художественное слово, прием активизации самостоятельного мышления детей вопросы, загадывание загадок).
  • Наглядный.
  • Игровой.
  • Здоровьесберегающий.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материалы и оборудование: магнитофон, аудиозаписи, автобус (или строительный материал), руль, атрибуты для водителя, кондуктора; маски, ширма, стол с вещами, с посудой; стойка – остановка, куклы бибабо, мусорная корзина, корзина с грибами, лоток с конфетами.

Ход НОД:

1. Вводная часть

Воспитатель: -Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об этикете или правилах вежливости и о культуре поведения. Ваши мамы и папы хотят, чтобы вы выросли вежливыми и культурными. А, что значит быть вежливым, воспитанным и культурным человеком? (Ответы детей)

Воспитатель: -Хочу добавить, что воспитанный человек разговаривает вежливо, умеет сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит свое слово. Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми, и ваши мамы и папы будут вами гордиться.

Воспитатель: -Один из героев известного вам мультфильма показался мне довольно культурным, воспитанным.

(Звучит песня из мультфильма «Кот Леопольд»«Если добрый ты» музыка Савельева, слова Пляцковского)

Воспитатель: -Ребята, что вы можете сказать о коте?

Ответы детей: – Добрый, вежливый, внимательный, терпеливый, аккуратный, скромный.

Воспитатель: -Теперь послушайте другую песню из этого мультфильма (Звучит песня мышей «В доме 8/16»)

Воспитатель: -А какую характеристику вы дадите мышам?

Ответы детей: – Коварные, злые, хитрые, хвастливые.

Воспитатель – Давайте посмотрим – как поступает Кот, когда мыши стараются из-за своей вредности ему навредить.

Дети обыгрывают ситуацию. Под песню мышей, Кот Леопольд ходит по залу, а два мышонка за ним и дергают за хвост. По окончании песни, Кот говорит мышатам: «Ребята, давайте жить дружно!» Мышатам становится стыдно.

Кот: «Если добрый – это хорошо, а когда наоборот- плохо!»

Воспитатель: — Ребята, можно ли Кота Леопольда назвать культурным? (Да)

Воспитатель: — Знаете ли вы, что о человеке говорит уже его внешний вид? Культурный, воспитанный человек причесан и одет всегда опрятно, он не допустит даже такие «мелочи», как грязный носовой платок или обкусанные ногти. Для этого он пользуется необходимыми вещами. А вот какими, вы узнаете, отгадав загадки.

Воспитатель загадывает загадки:

1. Глядись в меня хоть целый день,

Коль на себя смотреть не лень. (зеркало)

2. Зубки не кусачие идут в леса висячие. (расческа)

3. Без водицы не годится,

А в водице – растворится.

Станешь мыться – пригодится. (мыло)

4. Водицей любят умываться,

А мною любят вытираться. (полотенце)

5. Домик мягкий открываю и на стены нажимаю.

Появляется сметана, ею зубы чистить стану. (зубная паста)

6. Деревяшка с бородой чистит платье нам с тобой. (щетка)

Стук в дверь. Входит ребенок. Волосы у него взлохмачены, щеки грязные, рубашка не застегнута, туфли одеты неправильно.

Воспитатель: — Что с тобой случилось, Петя?

Петя: – Я проспал.

Воспитатель: — А почему ты так неопрятно одет?

Петя: – Я торопился, думал, и так сойдет..

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. С таким неряхой вы вряд ли бы согласились куда-нибудь пойти. А я хотела с вами сегодня отправиться в страну этикета хороших манер. Как же нам теперь быть? Надо исправлять положение.

Выходят две девочки и приводят его в порядок.

Воспитатель: — Вот теперь порядок!

(Мальчик забывает поблагодарить девочек)

Воспитатель: — Девочки помогли Пете привести себя в порядок, он что-то забыл сказать. Что? (Дети – спасибо!)

Воспитатель: -Ну, конечно, он забыл вас поблагодарить.

(Петя встает и говорит всем — спасибо)

Воспитатель: — Мы с вами знаем, что на самом деле Петя всегда очень аккуратный, добрый мальчик и знает много волшебных слов. А для нас он сыграл роль мальчика – неряхи, чтобы вы со стороны посмотрели, как это некрасиво, и никогда такими не были. (Дети проверяют свой внешний вид)

Воспитатель: — Но к сожалению, мы все же часто забываем с вами говорить волшебные слова, а они так необходимы в жизни. Вы их все прекрасно знаете. Давайте вспомним некоторые из них: Добрый день, Доброго пути, Здравствуйте, Пожалуйста, Спасибо, Простите, Будьте добры, Будьте здоровы, Извините.

Воспитатель: — Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисменты. (Дети аплодируют)

Воспитатель: — Ребята, а ведь аплодисменты – это тоже выражение благодарности, и они нам еще сегодня пригодятся.

2. Основная часть.

Воспитатель: — Вы сегодня опрятно одеты и красиво одеты, знаете много вежливых слов, а значит, готовы совершить путешествие, но сначала отгадайте загадку:

  • Дом по улице идет

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

Воспитатель: — Правильно, это автобус, и сейчас мы с вами отправимся на автобусную остановку.

(Воспитатель и дети подходят к месту, где обозначена автобусная остановка и построен из детских стульчиков и крупного строителя автобус.)

Воспитатель: — А вот и наш автобус, осталось только подойти водителю.

(В это время ребенок бросает из кармана обертки от конфет и со словами:

- «Какой-то мусор у меня в кармане», — бросает их на пол)

Воспитатель: — Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор?

Воспитатель: — Конечно же, он поступает некрасиво. А как вы думаете, почему нельзя мусорить дома, на улице, в лесу и других общественных местах?

(Ответы детей)

(Провинившийся подбирает мусор, извиняется и выбрасывает его в мусорную корзину, стоящую около автобусной остановки)

Воспитатель: -Вот теперь ты поступил правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, и давайте с вами впредь мусор выбрасывать только в них. Тогда наши города будут всегда чистыми и красивыми.

(Один из детей занимает место водителя)

Воспитатель: -Пришел водитель нашего автобуса, и мы с вами сейчас поедем.

(Дети заходят в автобус, садятся на стульчики. Один ребенок начинает вертеться на стуле, очень громко разговаривать, прыгать с места на место, толкаться).

Воспитатель: — Дети, обратите внимание на то, как ведет себя один из пассажиров. Он очень громко разговаривает, оттолкнул соседа от окна, залез на сиденье с ногами и всех перепачкал. Можно ли так вести себя общественном транспорте?

Дети: — Нет нельзя.

Воспитатель: -А, как надо? (ответы детей)

Воспитатель: -Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественном транспорте. Наш автобус отправляется дальше. (Звучит песня «Улыбка»)

Кондуктор: — Остановка «Поликлиника».

(В автобус входит ребенок, одетый в костюм бабушки. Дети уступают место)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, в автобус зашел пожилой человек. Правильно ли поступили дети, уступив ей место? (Да)

Воспитатель: — Значит наши пассажиры воспитанные люди!

Водитель: -Осторожно! Двери закрываются! (Звучит песня «Улыбка»)

Кондуктор: -Остановка «Магазин «Детский мир»

(Заходит девочка с куклой в руках)

Воспитатель: -Ребята, а сейчас в автобус вошла «мама с дочкой». Как вы должны поступить? (Уступить место)

Водитель: — Внимание, двери закрываются! (Едем под песню «Улыбка»)

Кондуктор: -Остановка «Кукольный театр»

Воспитатель: -Ну, вот и наша остановка. А сейчас я посмотрю, будете ли вы вежливы при выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед и кому поможете. (маму, бабушку, девочку, мальчика)

Воспитатель: -Мы с вами сейчас пойдем в кукольный театр. Давайте вспомним некоторые правила театрального этикета.

-Можно ли опаздывать к началу спектакля?

- Разворачивать конфеты, громко разговаривать во время представления?

-Для того, чтобы попасть на спектакль, мы должны купить билет в театральной кассе.

Кассир: — театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

1 ребенок: Добрый день!

Уважаемый кассир.

Я бы очень попросил:

Дайте лучшие места,

Вот мое «пожалуйста»

(все дети по очереди говорят волшебные слова, берут билет и садятся. Один ребенок прорывается к кассе, расталкивая детей)

«Хулиган»: Касса, выдай мне билет!

Кассир: Ваше вежливое слово?

«Хулиган»: Мне – билет!

Кассир: Нет и нет!

Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, почему кассир не выдал билет этому мальчику? (так нельзя вести себя)

(Ребенок – «хулиган» извиняется, покупает билет за вежливое слово и садится)

Звучит лирическая музыка, начинается представление.

«МИШУТКИНА НАХОДКА»

Действующие лица:

Медведица (мама)

Мишутка (сын)

Дедушка

Мишутка гуляет по лесу и напевает:

- Как хорошо у нас в лесу!

Может встречу я лису7

С нею будем мы играть,

Веселиться и скакать.

(Видит под деревом корзину с грибами)

- А это что такое?

Ой, да это грибы!

Интересно, чьи они… (смотрит по сторонам)

- Никого не видно…Значит, грибы ничьи…

Да нет. Раз я их нашел, они мои.

Отнесу – ка их домой, вот мама обрадуется.

(Бежит к избушке, кричит)

- Мамочка, посмотри, что я нашел!

Медведица выходит из избушки:

- Что случилось, сынок?

Мишутка: Вот, что я нашел!

Медведица: Корзина с грибами? Как ты мог её взять?

Мишутка: Но ведь она ничья!

Медведица: А разве грибы растут в корзинах?

Мишутка грустно – Нет, не растут…

Медведица: Значит, кто-то встал рано, долго ходил по лесу, собирал их…

А ты, выходит, не подумал об этом и взял чужое. Нехорошо, так нельзя поступать. Отнеси корзину на то место, где ты ее нашел. Хозяин обязательно вернется за ней..

Мишутка: Но корзина такая тяжелая…

Медведица: А когда ты ее сюда нес, она легче была? Представь, если бы ты потерял грибы, которые долго собирал…

Мишутка: (вздыхает — Я бы, наверное, расплакался от обиды..

Медведица: Вот и тому, кто забыл корзину под деревом, тоже, наверное, до слез обидно.

Мишутка: Ты права, жаль его.. (на бегу) Отнесу корзину назад.

(около дерева ходит дедушка, что-то ищет)

- Дедушка, Это ваши грибы?

Дедушка: (радостно- Мои, мои! Старый я стал, немощный, а корзина тяжелая, вот я ее и оставил под деревом, а сам решил по лесу побродить..

Мишутка: Вот она, ваша корзина! Я ни одного гриба не взял!

Дедушка: Спасибо тебе! Сразу видно, что ты хороший медвежонок. Знаешь что? Приходи ко мне в гости. Я тебя медом угощу!

Мишутка: (обрадовано) Я у мамы разрешения спрошу и обязательно к вам приду.

Дедушка: А ты и маму возьми с собой, я только рад буду.

Мишутка: (бежит, подпрыгивая) До свидания, до встречи!

Воспитатель: Вот и пригодились нам аплодисменты. Когда спектакль заканчивается, зрители благодарят его участников аплодисментами. Актеры выходят на сцену и кланяются. Эта театральная традиция – проявление взаимной вежливости. И мы тоже не будем нарушать ее. А сейчас антракт! Что делают зрители в антракте?

- Верно, отдыхают, а кто хочет, может и перекусить в театральном буфете.

(Появляется озорной Петрушка и приглашает детей полакомиться угощением)

Петрушка: Эй, ребята, налетайте,

Сушки, пряники хватайте!

Чтоб досталось повкусней,

друга оттолкни скорей!

Не давай ему конфеты

И печенья не давай.

Лучше это угощенье

По карманам распихай!

Воспитатель: Ну, уж этого мы никак не ожидали. Чему ты, Петрушка, учишь детей? Дети прекрасно знают, что так себя вести нельзя.

Петрушка: Не поверю никогда,

Чтобы вежливой была

Такая «мелкота»!

Воспитатель: Петрушка, наши дети не только вежливые и воспитанные, но еще они много знают и умеют. Например, могут помочь тебе накрыть стол по всем правилам столового этикета.

Петрушка: Это мы сейчас проверим. Давайте проведем игру «Кто быстрее и правильно накроет на стол».

(Выходят два ребенка, накрывают на стол. Петрушка проверяет)

(Вызываются два других ребенка, Петрушка предлагает показать, как надо сидеть за столом и почему)

Петрушка:

Все сумели, все успели

Аккуратно сделать.

Прежде чем на стол поставить

Чашки и тарелки.

Не забыли постелить чистые салфетки,

Чашки, ложки лежат в ряд.

Стол накрыт для всех ребят.

(Петрушка передает детям поднос с угощением. Все благодарят).

3. Заключительная часть

Воспитатель: Возвращаемся в детский сад.

Я думаю, что после нашего путешествия вы стали более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть.

Не забывайте правила соблюдать:

Чтобы легче нам жилось,

Часто плакать не пришлось,

Мой вам дружеский совет:

Соблюдайте этикет!

Список литературы

  1. Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2004
  2. Вакса О., Потапов С. Уроки вежливости: этикет для детей. — М.: АСТПРЕСС, 2001
  3. Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы- занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. — М.: Мозаика- Синтез, 2000
  4. Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста СПб.: «Детство-Пресс», 2009
  5. Правила хорошего тона для благовоспитанных людей 2-е изд. — М.: Школьная Пресса, 2001
  6. Соколова О.М., Алексеева Д.Ф. Этическое воспитание дошкольников. 4.1, 2. — СПб, 1999
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год