Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Этикета» |
Коммуникация | |||
Автор: Сергиенко Наталья Дмитриевна | |||
31.12.2022 13:24 | |||
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Этикета» (подготовительная группа) Исполнитель: Сергиенко Наталья Дмитриевна воспитатель МБДОУ «Детский сад №23 «Голубок» Междуреченск 2022 Цель: Приобщение детей к ценностям человеческой культуры. Задачи: Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Методы и приёмы:
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. Материалы и оборудование: магнитофон, аудиозаписи, автобус (или строительный материал), руль, атрибуты для водителя, кондуктора; маски, ширма, стол с вещами, с посудой; стойка – остановка, куклы бибабо, мусорная корзина, корзина с грибами, лоток с конфетами. Ход НОД: 1. Вводная часть Воспитатель: -Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об этикете или правилах вежливости и о культуре поведения. Ваши мамы и папы хотят, чтобы вы выросли вежливыми и культурными. А, что значит быть вежливым, воспитанным и культурным человеком? (Ответы детей) Воспитатель: -Хочу добавить, что воспитанный человек разговаривает вежливо, умеет сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит свое слово. Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми, и ваши мамы и папы будут вами гордиться. Воспитатель: -Один из героев известного вам мультфильма показался мне довольно культурным, воспитанным. (Звучит песня из мультфильма «Кот Леопольд» — «Если добрый ты» музыка Савельева, слова Пляцковского) Воспитатель: -Ребята, что вы можете сказать о коте? Ответы детей: – Добрый, вежливый, внимательный, терпеливый, аккуратный, скромный. Воспитатель: -Теперь послушайте другую песню из этого мультфильма (Звучит песня мышей «В доме 8/16») Воспитатель: -А какую характеристику вы дадите мышам? Ответы детей: – Коварные, злые, хитрые, хвастливые. Воспитатель – Давайте посмотрим – как поступает Кот, когда мыши стараются из-за своей вредности ему навредить. Дети обыгрывают ситуацию. Под песню мышей, Кот Леопольд ходит по залу, а два мышонка за ним и дергают за хвост. По окончании песни, Кот говорит мышатам: «Ребята, давайте жить дружно!» Мышатам становится стыдно. Кот: «Если добрый – это хорошо, а когда наоборот- плохо!» Воспитатель: — Ребята, можно ли Кота Леопольда назвать культурным? (Да) Воспитатель: — Знаете ли вы, что о человеке говорит уже его внешний вид? Культурный, воспитанный человек причесан и одет всегда опрятно, он не допустит даже такие «мелочи», как грязный носовой платок или обкусанные ногти. Для этого он пользуется необходимыми вещами. А вот какими, вы узнаете, отгадав загадки. Воспитатель загадывает загадки: 1. Глядись в меня хоть целый день, Коль на себя смотреть не лень. (зеркало) 2. Зубки не кусачие идут в леса висячие. (расческа) 3. Без водицы не годится, А в водице – растворится. Станешь мыться – пригодится. (мыло) 4. Водицей любят умываться, А мною любят вытираться. (полотенце) 5. Домик мягкий открываю и на стены нажимаю. Появляется сметана, ею зубы чистить стану. (зубная паста) 6. Деревяшка с бородой чистит платье нам с тобой. (щетка) Стук в дверь. Входит ребенок. Волосы у него взлохмачены, щеки грязные, рубашка не застегнута, туфли одеты неправильно. Воспитатель: — Что с тобой случилось, Петя? Петя: – Я проспал. Воспитатель: — А почему ты так неопрятно одет? Петя: – Я торопился, думал, и так сойдет.. Воспитатель: — Ребята, посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. С таким неряхой вы вряд ли бы согласились куда-нибудь пойти. А я хотела с вами сегодня отправиться в страну этикета хороших манер. Как же нам теперь быть? Надо исправлять положение. Выходят две девочки и приводят его в порядок. Воспитатель: — Вот теперь порядок! (Мальчик забывает поблагодарить девочек) Воспитатель: — Девочки помогли Пете привести себя в порядок, он что-то забыл сказать. Что? (Дети – спасибо!) Воспитатель: -Ну, конечно, он забыл вас поблагодарить. (Петя встает и говорит всем — спасибо) Воспитатель: — Мы с вами знаем, что на самом деле Петя всегда очень аккуратный, добрый мальчик и знает много волшебных слов. А для нас он сыграл роль мальчика – неряхи, чтобы вы со стороны посмотрели, как это некрасиво, и никогда такими не были. (Дети проверяют свой внешний вид) Воспитатель: — Но к сожалению, мы все же часто забываем с вами говорить волшебные слова, а они так необходимы в жизни. Вы их все прекрасно знаете. Давайте вспомним некоторые из них: Добрый день, Доброго пути, Здравствуйте, Пожалуйста, Спасибо, Простите, Будьте добры, Будьте здоровы, Извините. Воспитатель: — Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисменты. (Дети аплодируют) Воспитатель: — Ребята, а ведь аплодисменты – это тоже выражение благодарности, и они нам еще сегодня пригодятся. 2. Основная часть. Воспитатель: — Вы сегодня опрятно одеты и красиво одеты, знаете много вежливых слов, а значит, готовы совершить путешествие, но сначала отгадайте загадку:
На работу всех везет. Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках. (Автобус) Воспитатель: — Правильно, это автобус, и сейчас мы с вами отправимся на автобусную остановку. (Воспитатель и дети подходят к месту, где обозначена автобусная остановка и построен из детских стульчиков и крупного строителя автобус.) Воспитатель: — А вот и наш автобус, осталось только подойти водителю. (В это время ребенок бросает из кармана обертки от конфет и со словами: - «Какой-то мусор у меня в кармане», — бросает их на пол) Воспитатель: — Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор? Воспитатель: — Конечно же, он поступает некрасиво. А как вы думаете, почему нельзя мусорить дома, на улице, в лесу и других общественных местах? (Ответы детей) (Провинившийся подбирает мусор, извиняется и выбрасывает его в мусорную корзину, стоящую около автобусной остановки) Воспитатель: -Вот теперь ты поступил правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, и давайте с вами впредь мусор выбрасывать только в них. Тогда наши города будут всегда чистыми и красивыми. (Один из детей занимает место водителя) Воспитатель: -Пришел водитель нашего автобуса, и мы с вами сейчас поедем. (Дети заходят в автобус, садятся на стульчики. Один ребенок начинает вертеться на стуле, очень громко разговаривать, прыгать с места на место, толкаться). Воспитатель: — Дети, обратите внимание на то, как ведет себя один из пассажиров. Он очень громко разговаривает, оттолкнул соседа от окна, залез на сиденье с ногами и всех перепачкал. Можно ли так вести себя общественном транспорте? Дети: — Нет нельзя. Воспитатель: -А, как надо? (ответы детей) Воспитатель: -Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественном транспорте. Наш автобус отправляется дальше. (Звучит песня «Улыбка») Кондуктор: — Остановка «Поликлиника». (В автобус входит ребенок, одетый в костюм бабушки. Дети уступают место) Воспитатель: Ребята, обратите внимание, в автобус зашел пожилой человек. Правильно ли поступили дети, уступив ей место? (Да) Воспитатель: — Значит наши пассажиры воспитанные люди! Водитель: -Осторожно! Двери закрываются! (Звучит песня «Улыбка») Кондуктор: -Остановка «Магазин «Детский мир» (Заходит девочка с куклой в руках) Воспитатель: -Ребята, а сейчас в автобус вошла «мама с дочкой». Как вы должны поступить? (Уступить место) Водитель: — Внимание, двери закрываются! (Едем под песню «Улыбка») Кондуктор: -Остановка «Кукольный театр» Воспитатель: -Ну, вот и наша остановка. А сейчас я посмотрю, будете ли вы вежливы при выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед и кому поможете. (маму, бабушку, девочку, мальчика) Воспитатель: -Мы с вами сейчас пойдем в кукольный театр. Давайте вспомним некоторые правила театрального этикета. -Можно ли опаздывать к началу спектакля? - Разворачивать конфеты, громко разговаривать во время представления? -Для того, чтобы попасть на спектакль, мы должны купить билет в театральной кассе. Кассир: — театр открывается! К началу все готово! Билеты предлагаются За вежливое слово. 1 ребенок: Добрый день! Уважаемый кассир. Я бы очень попросил: Дайте лучшие места, Вот мое «пожалуйста» (все дети по очереди говорят волшебные слова, берут билет и садятся. Один ребенок прорывается к кассе, расталкивая детей) «Хулиган»: Касса, выдай мне билет! Кассир: Ваше вежливое слово? «Хулиган»: Мне – билет! Кассир: Нет и нет! Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, почему кассир не выдал билет этому мальчику? (так нельзя вести себя) (Ребенок – «хулиган» извиняется, покупает билет за вежливое слово и садится) Звучит лирическая музыка, начинается представление. «МИШУТКИНА НАХОДКА» Действующие лица: Медведица (мама) Мишутка (сын) Дедушка Мишутка гуляет по лесу и напевает: - Как хорошо у нас в лесу! Может встречу я лису7 С нею будем мы играть, Веселиться и скакать. (Видит под деревом корзину с грибами) - А это что такое? Ой, да это грибы! Интересно, чьи они… (смотрит по сторонам) - Никого не видно…Значит, грибы ничьи… Да нет. Раз я их нашел, они мои. Отнесу – ка их домой, вот мама обрадуется. (Бежит к избушке, кричит) - Мамочка, посмотри, что я нашел! Медведица выходит из избушки: - Что случилось, сынок? Мишутка: Вот, что я нашел! Медведица: Корзина с грибами? Как ты мог её взять? Мишутка: Но ведь она ничья! Медведица: А разве грибы растут в корзинах? Мишутка грустно – Нет, не растут… Медведица: Значит, кто-то встал рано, долго ходил по лесу, собирал их… А ты, выходит, не подумал об этом и взял чужое. Нехорошо, так нельзя поступать. Отнеси корзину на то место, где ты ее нашел. Хозяин обязательно вернется за ней.. Мишутка: Но корзина такая тяжелая… Медведица: А когда ты ее сюда нес, она легче была? Представь, если бы ты потерял грибы, которые долго собирал… Мишутка: (вздыхает — Я бы, наверное, расплакался от обиды.. Медведица: Вот и тому, кто забыл корзину под деревом, тоже, наверное, до слез обидно. Мишутка: Ты права, жаль его.. (на бегу) Отнесу корзину назад. (около дерева ходит дедушка, что-то ищет) - Дедушка, Это ваши грибы? Дедушка: (радостно- Мои, мои! Старый я стал, немощный, а корзина тяжелая, вот я ее и оставил под деревом, а сам решил по лесу побродить.. Мишутка: Вот она, ваша корзина! Я ни одного гриба не взял! Дедушка: Спасибо тебе! Сразу видно, что ты хороший медвежонок. Знаешь что? Приходи ко мне в гости. Я тебя медом угощу! Мишутка: (обрадовано) Я у мамы разрешения спрошу и обязательно к вам приду. Дедушка: А ты и маму возьми с собой, я только рад буду. Мишутка: (бежит, подпрыгивая) До свидания, до встречи! Воспитатель: Вот и пригодились нам аплодисменты. Когда спектакль заканчивается, зрители благодарят его участников аплодисментами. Актеры выходят на сцену и кланяются. Эта театральная традиция – проявление взаимной вежливости. И мы тоже не будем нарушать ее. А сейчас антракт! Что делают зрители в антракте? - Верно, отдыхают, а кто хочет, может и перекусить в театральном буфете. (Появляется озорной Петрушка и приглашает детей полакомиться угощением) Петрушка: Эй, ребята, налетайте, Сушки, пряники хватайте! Чтоб досталось повкусней, друга оттолкни скорей! Не давай ему конфеты И печенья не давай. Лучше это угощенье По карманам распихай! Воспитатель: Ну, уж этого мы никак не ожидали. Чему ты, Петрушка, учишь детей? Дети прекрасно знают, что так себя вести нельзя. Петрушка: Не поверю никогда, Чтобы вежливой была Такая «мелкота»! Воспитатель: Петрушка, наши дети не только вежливые и воспитанные, но еще они много знают и умеют. Например, могут помочь тебе накрыть стол по всем правилам столового этикета. Петрушка: Это мы сейчас проверим. Давайте проведем игру «Кто быстрее и правильно накроет на стол». (Выходят два ребенка, накрывают на стол. Петрушка проверяет) (Вызываются два других ребенка, Петрушка предлагает показать, как надо сидеть за столом и почему) Петрушка: Все сумели, все успели Аккуратно сделать. Прежде чем на стол поставить Чашки и тарелки. Не забыли постелить чистые салфетки, Чашки, ложки лежат в ряд. Стол накрыт для всех ребят. (Петрушка передает детям поднос с угощением. Все благодарят). 3. Заключительная часть Воспитатель: Возвращаемся в детский сад. Я думаю, что после нашего путешествия вы стали более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть. Не забывайте правила соблюдать: Чтобы легче нам жилось, Часто плакать не пришлось, Мой вам дружеский совет: Соблюдайте этикет! Список литературы
|