Эмоционально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста. |
Коммуникация | |||
Автор: Полухина Татьяна Юрьевна, Липатова Оксана Николаевна | |||
21.12.2022 14:47 | |||
Эмоционально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста. МБОУ «Орешковская основная общеобразовательная школа» Дошкольное отделение Московская область, г.о. Луховицы, п. Орешково. Воспитатели:
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений, создающих положительный «фон» для самовыражения, активности, повышения коммуникабельности дошкольников. Каждое занятие в группе начинается с ритуала приветствия, ель которого – настроить детей на активную работу и контакт (зрительный, слуховой, тактильный). Для этого взрослый выходит в центр комнаты и, протягивая по направлению к детям руку ладонью вверх, говорит: «Я рада вас видеть. Начнем занятие. Меня зовут…». Дети подбегают, называют свои имена, кладут поочередно ладошки на руку ведущего (это должны сделать все участники занятия) и вместе с педагогом громко произносят: «Здравствуйте». Аналогично (ритуалом прощания) заканчивают занятия. Упражнения на развитие внимания, наблюдательности и положительного отношения к сверстникам (их умениям и предпочтениям).
«Встаньте все те, кто…». Ведущий дает задание: «Встаньте все те, кто 1) любит рисовать, 2) любит сладкое, 3)у кого есть брат», и т.д. После завершения упражнения подводятся итоги. Ведущий поочередно задает вопросы каждому ребенку. (Если он не может ответить, ему помогают все дети). Например:
При повторении упражнения вопросы усложняются – включаются два компонента. При желании роль ведущего могут выполнять дети. «Опиши друга» Упражнение проводится в парах. В течение двух – трех минут дети рассматривают друг друга, затем поворачиваются спиной и по очереди описывают прическу, лицо, одежду партнера. Описание сравнивается с оригиналом, и делается вывод о том, насколько ребенок был точен. Отмечаются самые внимательные дети. «Что изменилось» Водящий (поочередно им становится каждый ребенок) выходит из комнаты. В это время производится два – три изменения в одежде, прическе, местоположении детей. Водящий должен правильно подметить, что изменилось. «угадай – ка». Дети сидят в кругу. Ведущий дает задает задание: «Угадайте, что нравится в вашем соседе слева его маме». Дети вслух высказывают свои предположения. Затем выбирают самые лучшие качества, которые были названы. При повторении игры можно предложить угадать, что нравится в соседе его друзьям. «Узнай, кто тебя позвал». Водящий (ребенок) закрывает глаза. Двое детей по очереди называют его имя. Водящий должен догадаться, кто его позвал. Упражнение можно усложнить – предложить детям называющим имя ребенка изменить голос. «Я умею». Дети стоят в кругу. Поочередно говорят, что они умеют делать, например: «Быстро бегаю», «мою посуду», и т.д. Нужно быть очень внимательным, т.к. каждое умение может быть названо только один раз. Упражнение на выбор формы общения в разных ситуациях. «Волшебное средство». Воспользовавшись уже знакомыми способами общения, дети должны помочь
Необходимо подобрать столько ситуаций, что бы задание мог выполнить каждый ребенок. «Волшебные заросли». Каждый ребенок (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными зарослями» — остальными детьми. «Заросли» понимают человеческую речь и чувствительны к прикосновениям. Они могут пропустить ребенка в центр круга, а могут и не пропустить, если их плохо просят. По окончании упражнения проводится обсуждение: «В каком случае «заросли» расступились и почему? В каком случае не пропустили ребенка в круг?» «Соберитесь вместе». Детям раздают парные картинки с изображением различных предметов, животных (по одной каждому ребенку). Ведущий дает задание: найти свою пару, не пользуясь словами и звукоподражанием. С помощью мимики и жестов каждый ребенок должен «изобразить», какой предмет (животное) он ищет. «Игрушка». Упражнение проводится в парах. У одного участника в руках красивая игрушка (следует объяснить ребенку: он должен представить, что это его самая любимая игрушка). Другой очень хочет поиграть с ней, и его задача уговорить товарища дать ему эту игрушку. Как только игрушка окажется в руках второго участника, упражнение прерывается, и первый ребенок объясняет, почему он ее отдал. Чтобы снять эмоциональное и физическое напряжение, укрепить дружеские отношения детей, можно использовать следующие упражнения. «Настроение». Сначала дети рисуют на общем листе красками свое настроение (в виде облака, цветка и т. д.) – получается «цветопись» настроения группы. Затем из корзинки с разноцветными бумажными лепестками каждый ребенок выбирает лепесток, соответствующий его настроению, и все вместе составляют один цветок. Заканчивается упражнение спонтанным «танцем настроения»: каждый ребенок «сочиняет» свои движения. «Паровозик». Дети встают друг за другом, кладут руки на пояс впереди стоящего и начинают двигаться «паровозиком». На пути им встречаются различные препятствия, которые нужно преодолеть: перешагнуть через «кочку», пройти по «мостику», обогнуть большие «валуны», пройти в «ворота» (обруч), стараясь не расцепить «вагоны».
|