Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект ННОД по социально-коммуникативному развитию на тему «Верность родной земле» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в старшей группе.
Коммуникация
Автор: Толстова Светлана Анатольевна, Пудова Эльвира Анатольевна   
12.12.2022 18:34

Конспект ННОД по социально-коммуникативному развитию на тему «Верность родной земле» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в старшей группе.Конспект ННОД по социально-коммуникативному развитию на тему «Верность родной земле» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в старшей группе.

Программное содержание.

Образовательные задачи:

Продолжить дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Вера». Расширить знания детей о славе богатырской. Формировать первоначальных основ патриотизма. Формировать способности к организации взаимодействия со сверстниками в ходе совместной деятельности. Приобщить детей к прошлому русского народа. Ознакомить с произведениями художников.

Развивающие задачи:

Развивать умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. Развивать представления о верности родной земли. Развивать основы самоутверждения. Развивать музыкальное восприятие и образное мышление средствами различных видов музыкальной и художественной деятельности.

Воспитательные задачи: воспитывать духовно-нравственные основы личности ребёнка-дошкольника; желание подражать благим образцам, жить по совести; уважительного, милосердного, внимательного отношения к близким.

Словарная работа: богатырь, богатырская застава, доспехи (щит, меч, лук, стрелы, копье), могучий, отважный, сильный, честный, непобедимый.

 

Предшествующая работа:

  • чтение в группе и домашнее чтение книги для развития детей 5-6-ти лет «Верность родной земле» под общей редакцией профессора РАЕН: И.А. Кузьмина
  • Рассматривание репродукций картин В. Васнецова.
  • раскрашивание образов русских богатырей (доспехов)
  • Прослушивание фрагментов «Богатырской симфонии» А.Бородина.
  • заучивание стихов и пословиц по теме
  • выставка рисунков.

Методические приёмы:

Словесные: беседа, вопросы, объяснение;

Наглядные: демонстрация слайда, иллюстрации художников;

Практические: ряжение ребёнка в богатыря; работа в парах.

Игровые: проведения занятия в форме игры.

Используемая литература и информационные средства:

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования» / Научн. рук. Л.А. Парамонова. -5-е изд. -М.; ТЦ Сфера, 2015.

Истоковедение том 5. Издание пятое дополненное. М.: Издательский дом «Истоки», 2011. – 224с. Ответственные редакторы тома: Главный редактор Издательского дома «Истоки», профессор, член – корреспондент РАЕН И.А. Кузьмин, заведующая методическим кабинетом Истоковедения Издательского дома «Истоки» Л.П. Сильвестрова.

Верность родной земле. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание второе. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2013. – 24с.

Ход занятия.

Дорогие ребята, мне очень приятно видеть ваши радостные лица, слышать прелестные голоса, чувствовать доброту и нежность ваших сердец. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачного дня. (рукопожатие)

Милые дети, наши деды и прадеды горячо любили свою Родину – Русь Великую, так в старину называли они нашу родину – Великой, святой, богатырской Русью, Русью – матушкой.

Вы хотите попасть в старинную Русь?

У меня есть машина времени. Нажму на кнопку, попадём в далёкое прошлое. Возьмитесь за руки, закройте глаза. (звучит русская народная музыка …под музыку поведу к выставке картин).

Эта чудесная музыка льётся из далёкой стариной Руси.

Откройте глаза. Посмотрите, вот откуда эта песня (показываю на картину В, Васнецова «Гусляры». Что изображено на этих картинах? (Люди, воины…) на экране? и как стоять будут?

Как они одеты? (В длинных рубашках, кольчугах, в шлеме…)

Какие инструменты они держат в руках? (Гусли, щит, копье…)

Эта картина называется «Пир богатырей у ласкового князя Владимира». Князь Владимир-Красно Солнышко с княгиней сидят в правом углу…

Что вы сейчас чувствуете? (Как будто находимся рядом с ними, как будто мы перенеслись далёкое прошлое).

Как вы думаете, эти люди жили на русской земле или нет? (На русской) Как узнали? (Князь Владимир, богатыри).

На мой взгляд, не хватает одной картины. Какой? (Три богатыря).

Детям предлагаю сесть на стулья. По проектору показываю картину В. М. Васнецова «Три богатыря»

- Кто изображён на этой картине? (Три богатыря)

В центральной части картины верхом на вороном коне кто восседает (сам Муромский богатырь Илья). Что он держит? (копьё). Каким вы его видите? (уверенный, мощный и сильный, спокойный, отважный, храбрый). В чем проявлялся его храбрость? (Где жил Соловей Разбойник -люди не ходили, птицы не летали. Илья Муромец пошёл и победил его).

Обобщение: он будто могучий дуб, которому нипочем даже буря. Одной рукой он заслоняется от солнца, высматривая врага, на предплечье висит тяжелая палица, другой же удерживает копье.

Ну а на белом коне, предстает перед нами кто? (Добрыня Никитич). Что можете сказать о нём? (деликатный). В чём проявился его деликатность? (Когда Алёша Попович победил тёмную несметную силу, Князь Владимир устроил пир. Алёшу не пригласил. Алёша Попович обиделся. Добрыня Никитич пошёл к Алёше Поповичу и примирил его с Князем Владимиром).

Обобщение: Добрыня Никитич так же силен, как и Илья Муромец. От него веет осмотрительностью и вдумчивостью поступков. Он самый деликатный.

Самый молодой богатырь кто? (Алеша Попович). Чем он отличается от других богатырей? (был весёлым, наскоком брал врага, был лучником).

Обобщение: Алёша тоже не боится сечи, а если придется встретить врага, то точно не подведет.

Тем-то и хороша картина «Три богатыря» Васнецова, что богатырей видишь одновременно всех вместе. Их образы сливаются в единый дух – дух русской народности.

Над полем клубятся темные тучи, ветер развивает гривы коней, страшная птица летит по направлению к лесу. Вся природа будто замерла в ожидании врага…

Какие чувства вы испытываете? (тревогу, тоску)

На защите рубежей русских стоят три богатыря. Тревожиться нам не стоит.

Алёша нам расскажет стихотворение Т. Курбатовой «Три защитника, три брата, три богатыря».

Три защитника, три брата, три богатыря…

Русь на подвиги богата, говорят не зря.

Меч и лук, копье, булава,

Щит и верный конь…

Враг, не тронь родной державы!

Охраняет Русь по праву

Богатырской русской славы

Боевой огонь!

Послушайте «О каком богатыре говорится в былинах». Я буду читать отрывки из произведений, вы отгадайте, про кого говорится.

Пустил богатырь доброго коня и поехал дорожкой прямоезжею. Его добрый, верный богатырский конь с горы на гору стал перескакивать, мелки реченьки, озёра перемахивать. (Илья Муромец).

Поднялся Тугарин Змеевич в небо. Конь под ним будто лютый зверь, из ноздрей пламень пышет, из ушей дым столбом валит. И уж собрался Тугарин Змеевич напасть на богатыря, как вышла по молитве, туча грозная дождевая и намочила крылья коня Тугарина. (Алёша Попович)

В путь-дорогу богатырь отправился. И как въехал на гору Сорочинскую, стал топтать там малых змеёнышей, выручать из плена русских пленников. Как устал его конь добрый скакать да змеёнышей малых топтать, вспомнил богатырь наказ своей матушки. Достал он плеть шамахинскую и хлестал коня плетью шёлковой да приговаривал:

-Ты мой конь богатырский поскакивай да змеёнышей малых отряхивай. (Добрыня Никитич).

Молодцы, вы хорошо знаете былины.

-Скажите, в чём проявилась храбрость Алёши Поповича при освобождении Киева от несметной темной силы? (Алёша Попович не испугался тёмной несметной силы. Он закричал громким голосом «Двум смертям не бывать, одной не миновать». Брал наскоком: без подготовки, не обдумав. Самого главного великана-нахвальщика достал Алёша Попович острым мечом рассёк. Не устояла сила несметная и разбежались куда глаза глядят.)

-В чём сила славных могучих русских богатырей?

-Любовь к родине (себя не жалея сражались с врагом). Представьте, как Алёша Попович встретился с Тугарин Змеевичем. Змей говорит ему: «Огнём спалю, конём растопчу, копьём заколю. У коня из ноздрей пламень пышет, из ушей дым столбом. Алёше может быть в первое время было боязно, но судьба Родины зависела от него. Это ему придавала силу храбрость, смелость сражаться с врагом).

-Любовь к родителям (слушались их-Добрыня Никитич взял плеть шамахинскую, что матушка давала и хлестнул плетью коня, тот растоптал змеенышей. Просили благословение у родителей. Илья Муромец прежде чем ехать в Киев-град у родителей просил прощеньице-благословенице. И удача сопровождала его).

- Вера в правое дело. Защищать родину-это нужное дело? (Да). Защищать родную землю, богатыри считали своим долгом. Для этого им дана такая великая сила.

Как вы понимаете значение пословиц:

  • «Герой – за Родину горой» (Кто Родину защищает, тот герой)
  • Где смелость — там и победа (Трусы не могут сражаться, только смелые побеждают)

- Русский богатырь миролюбив (Русские богатыри войной не идут на другие народы, хотя они очень сильны).

Какие пословицы про Родину знаете вы? (Ответы детей)

Дети, давайте вспомним, в каких мудрых словах народ сохранил память о тех событиях

- Береги землю родимую, как мать (любимую).

- Герой – за Родину (горой).

- Где смелость – там и (победа).

- Чем крепче дружба, тем легче (служба).

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не (жалко).

А как вы думаете, какими качествами необходимо обладать богатырю? Ответить на этот вопрос нам поможет книга «Верность родной земле». Присядьте, пожалуйста, за столы, откройте свои книги «Верность родной земле» на странице 23.

Дети, подумайте и самостоятельно выберите и подчеркните то, что необходимо защитнику Отечества:

- находчивость

- смелость

- любовь к Родине

- верность к родной земле

- вера в правое дело

Работа в паре.

Дети, а сейчас, работая в паре, внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. Подчеркните те качества, которые вы выбрали вместе:

- находчивость

- смелость

- любовь к Родине

- верность родной земле

- вера в правое дело.

Заслушиваю мнение каждой пары.

Показываю лист с экспертной оценкой. Прошу сравнить свои решения. Хвалю за старание; что имеют своё мнение.

Ребята чего-то мы задержались в древней Руси. Давайте вернемся обратно, в современный мир (Нажимаю на кнопку, зазвучит песня А.Пахмутовой «Богатырская сила». Прошу детей встать полукругом).

- Скажите, что вам понравилось?

У вас появились какие-то чувства. Добрые, хорошие чувства положите в светлый мешок, грустные, печальные в тёмный мешок.

Спрашиваю у детей, почему положили в тот или иной мешок.

Дети, мы очень надеемся на то, что когда вы вырастите, также станете славными защитниками Отечества. Среди ваших родных и близких есть участники войны и военнослужащие – защитники Отечества. Поблагодарите их за то, что они сохранили, сберегли покой нашей земли и малой Родины Чувашии. Подарите им свои рисунки.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год