Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры на основе программы «ПРОдетей» |
Коммуникация | |||
Автор: Сабирова Полина Анатольевна | |||
07.04.2022 14:20 | |||
Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры на основе программы «ПРОдетей» Детская игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника и находится в центре программы «ПРОдетей» как самостоятельная ценность. Образовательный процесс строится на собственной активности детей, что делает обучение интересным для ребенка и обеспечивает школьную готовность на основании включения ребенка в ролевые игры, игры с правилами, продуктивные виды деятельности и т. д. В программе «ПРОдетей» детской игре отведено особое место, причем большое внимание уделяется роли взрослого в поддержке игры с целью формирования ее развитой формы. Важной частью этой поддержки является формирование у детей умения планировать свою игру. Д. Б. Эльконин отмечал планирование как отличительную черту развитой формы игры, описывая игру старших детей как преимущественно состоящую из развернутых обсуждений, кто, что и когда будет делать в течение последующего относительно короткого периода проигрывания задуманного. Подобно другим компонентам игры, планирование ролей и сценария также нуждается в поддержке взрослого.
В программе «ПРОдетей» дети учатся планировать свои действия перед тем, как начать играть, а воспитатель оказывает им педагогическую поддержку, основанную на принципах амплификации и скаффолдинга. Сначала воспитатель спрашивает каждого ребенка, во что он хочет играть и какую роль исполнять, поощряя детей к обсуждению друг с другом игровых сценариев и образов. Старшим детям педагог задает более конкретные вопросы, касающиеся их сценария: какой игровой материал им понадобится, чем они могут заменить недостающие предметы и пр. Делая планирование обязательным, воспитатель помогает ребенку концентрироваться на роли и связанных с ней правилах. С младшими детьми планирование часто происходит в устной форме. Однако оно более эффективно в случае, когда дети пытаются изобразить свой план в форме рисунка или пробуют записать его. Во-первых, пока ребенок рисует, он уделяет своему плану больше внимания и лучше продумывает детали игрового сценария. Во-вторых, наличие плана в виде изображения, символов или букв напоминает ребенку о его намерениях и помогает регулировать собственное поведение, а также поведение партнеров по игре. Например, если ребенок нарисовал себя со стетоскопом и подписал свое имя, другому ребенку легче согласиться, что сегодня роль доктора уже занята и ему стоит выбрать другую. Кроме того, наличие рисуночных планов помогает воспитателю своевременно заметить потенциальный конфликт и принять меры по его предотвращению (например, если два ребенка одновременно хотят играть роль доктора, воспитатель может предложить им роли разных докторов — например, окулиста и хирурга). По мере того как игра приобретает более развитую форму, необходимость в педагогической поддержке планирования постепенно снижается и дети начинают самостоятельно обсуждать свои роли и действия. В результате игра становится продолжительной, с более разнообразными сценариями. Старшие дошкольники создают развернутые планы, дети зарисовывают или записывают последовательность эпизодов, диалогов персонажей Формы педагогической поддержки планирования игры могут представлять собой демонстрацию того, как можно использовать полифункциональный и неоформленный игровой материал, примеры ролевой речи, присущей различным персонажам, обсуждение вариантов развития игрового сценария и др. Организуя и поддерживая игру в программе «ПРОдетей», воспитатель выполняет несколько педагогических задач. Основной из них является формирование у детей умения играть, которое включает в себя ряд компетенций, как когнитивных, так и социально-эмоциональных. В частности, к их числу относится способность к символическому замещению, а также способность принимать на себя роль и подчиняться правилам игры. Для формирования развитой формы игры важно, чтобы дети обладали достаточными знаниями о той или иной теме. Для этого воспитатель проводит реальные или виртуальные экскурсии, читает книги, показывает видеосюжеты, приглашает гостей, которые делятся увлекательными историями. Чтобы обеспечить успешное применение в игре новой информации, воспитатели проводят групповую драматизацию, в ходе которой учат детей использовать ролевую речь и жесты, присущие тому или иному персонажу. Подобно любому скаффолдингу, групповые драматизации проводят чаще в период, пока игра у детей не развита. По мере развития игры необходимость в групповых драматизациях сокращается и в конце концов отпадает. Стоит отметить, что в случае присутствия в группе детей с ограниченными возможностями здоровья, а также двуязычных детей групповые драматизации следует проводить чаще, поскольку это поможет максимальному вовлечению в игру всех детей, в т. ч. тех, у которых есть трудности с игрой, связанные с социальной ситуацией их развития. Выбор темы игры осуществляется воспитателем и детьми совместно, при этом воспитатель помогает найти такую тему, которая бы учитывала интересы детей (чему отдается приоритет) и способствовала развертыванию ролевой игры, но при этом соответствовала бы возрасту детей. Так, например, интерес детей к динозаврам редко выливается в развернутую ролевую игру: детский опыт в этой области лаконичен и сводится в основном к сюжетам мультфильмов или кинофильмов. Воспитатель может дополнить знания о динозаврах, уже имеющиеся у детей, информацией о раскопках и профессии палеонтолога. Другим вариантом может быть игра в музей. Дети делятся на три группы и играют различные роли: экскурсоводов, музейных дизайнеров, которые создают экспозицию, и посетителей музея, пришедших на экскурсию и задающих вопросы о динозаврах. Младшим дошкольникам лучше начать с тем, связанных с их непосредственным опытом, поскольку многим из них трудно одновременно и овладевать игровыми навыками, и осваивать новую информацию. Дети постарше уже способны строить игровой процесс на основе отвлеченного и вымышленного материала — играть в космонавтов или в игру, основанную на сюжетах волшебных сказок и др. Удачный вариант игры старших дошкольников — истории с продолжением (как серии книг), в которых одни и те же герои попадают в различные ситуации. В этом случае у старших детей появится богатый материал для игровых сценариев. Организуя и поддерживая игру детей, воспитатель учитывает несколько педагогических задач, при этом основной является задача формирования у детей умения играть. Это умение само по себе достаточно сложное и включает в себя ряд компетенций, как когнитивных, так и социально-эмоциональных. К их числу относится способность к символическому замещению, а также способность принимать на себя роль и подчиняться правилам игры. Особого внимания воспитателя требует подбор материалов для игр. Дети могут использовать материалы, имеющиеся в центрах активности, а также игровой материал, соответствующий конкретной теме. Для развития у детей навыков планирования мы используем в группе линейный календарь. Линейный календарь предназначен для формирования у детей начальных представлений о времени. Нами он используется для планирования сюжетно-ролевых игр. Например, на утреннем круге мы обсуждаем с детьми интересные сюжеты для наших игр. Записываем все варианты. А затем все вместе составляем календарь. Например, в понедельник мы организуем сюжетно-ролевую игру «Керамический завод», в ходе которой дети играют роль директора, бухгалтера, рабочих, которые делаю поделки из глины, товароведов, которые организуют поставку товаров в магазины и т.д. Во вторник по этому же типу организуем игру «Кирпичный завод», в ходе которой дети делают кирпичи из глины, а потом их разукрашивают и продают строителям. В среду, продолжая тему строительных профессий организуем игру «Строительство многоэтажного дома из картона и деревянных блоков со всеми коммуникациями: мусоропроводом, водопроводом, электричеством в форме ниточных проводов, канализацией». В ходе такой игры дети узнают, как устроен многоквартирный дом. В четверг, продолжая тему коммунального хозяйства дети выполняют постройки и нанимают рабочих, которые выполняют роль сантехников, электриков, мастера ЖЭУ, мусорщиков, дворников, плотников и т.д. В пятницу дети играют в сюжетно-ролевую игру «Дача» с пластилином и с пластилиновыми фигурками людей. Организация игровой деятельности требует умелого руководства. Поэтому игры организуем по подгруппам по двое-трое человек. Замечено, что чем меньше детей в подгруппе, тем легче у них идет организация игр, отсутствует борьба за распределение ролей и ресурсов, детям легче договориться между собой. Группы между собой могут контактировать, «ходить в гости», «ходить в магазин». Воспитатель в это время может играть с одной группой детей, подавая пример для развития сюжета или для использования ресурсов. Постепенно воспитатель переходит от группы к группе и в случае необходимости играет вместе с детьми. Таким образом, социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры состоит в том, чтобы научить детей играть вместе, решать задачи сообща, взаимодействовать друг с другом. Развитые игровые навыки позволят ребенку легче адаптироваться в меняющемся мире. Список литературы ПРОдетей: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова. – М.: Рыбаков Фонд; Университет детства, 2019. – 136 с.
|