ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Коммуникация | |||
Автор: Проничева Наталья Александровна | |||
05.03.2022 09:47 | |||
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Проничева Наталья Александровна Научный руководитель: Зубарева Елена Сергеевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ, г. Нижний Тагил, Россия Аннотация: Статья посвящена поиску приемов и их описанию для формирования эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Анализируется вопрос по формированию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: приемы, эмоциональная отзывчивость, дети дошкольного возраста. Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что для современной образовательной системы проблема эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста чрезвычайно важна. Формирование эмоциональной отзывчивости представляется ядром духовно-нравственного воспитания личности, ее основой. Вопрос эмоциональной отзывчивости детей актуален именно сейчас, когда духовные ориентиры современного общества находятся в стадии становления.
Проблема изучения эмоциональной отзывчивости является одной из ключевых проблем, так как это понятие является неотъемлемой частью духовно — нравственного воспитания в целом. Иными словами, проблема эмоциональной отзывчивости и пути ее решения в настоящее время продиктована государственной политикой в области дошкольного образования и требованиями современного социума. Цель: выявить и обосновать приёмы формирования эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Эмоции имеют важное значение в жизни каждого ребенка, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства и их внешнее отображение — эмоции влияют непосредственно нa все стороны жизни ребенка, тем самым придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые ребёнок испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, в поведении [4]. Эмоциональная отзывчивость — это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний. Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность — развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления [1]. Практика работы дошкольных образовательных организаций показывает, что в последние годы дошкольное образование направлено, главным образом, на развитие познавательной сферы детей. В сложившейся ситуации формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста уделяется все меньше внимание. При этом анализ научной литературы свидетельствует о том, что только в единстве формирования этих двух систем, возможно, обеспечить полноценное развитие личности дошкольников. Г. А. Широкова отмечает, что развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста должно выступать как одно из приоритетных направлений работы системы дошкольного образования, поскольку наличие признаков эмоционального неблагополучия создает опасность нарушения последующего формирования личности дошкольника [5]. Формированию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста должно служить, в первую очередь, развитие гармонично сформированной личности. Единым из показателей предоставленной гармонии является определенное соответствие интеллектуального и психического формирования. Недооцениваем предоставленного обстоятельства, проводит к преувеличенному, одностороннему формированию какого-либо одного качества, чаще всего интеллекта, что, для начала, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления, а затем, не позволяет до конца уяснить роль сильных регуляторов поведения ребенка таких, как мотивы и эмоции. Формирование эмоциональной отзывчивости должно анализироваться и изучаться в качестве наиболее существенных, главных задач в воспитании и развитии у детей дошкольного возраста. Под приемами формирования эмоциональной отзывчивости у старших школьников мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого у детей формируется необходимое для общения и понимания умение выходить за пределы индивидуального эмоционального опыта (индивидуального опыта оценочных суждений) [5]. Проанализировав поведение детей, их знания, навыки, значимость различных видов деятельности можно выделить наиболее значимые приемы в работе по формированию эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста:
Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, ребёнок будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие дети. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Традиционно к сфере эмоциональной лексики принято относить слова, выражающие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; словооценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление или с положительной, или с отрицательной стороны всем своим составом, лексически; слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается не лексически, а грамматически, т. е. особыми суффиксами. Неумение выражать свои чувства, влечет за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, то есть потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребенок с рождения. Неумение при помощи слов, мимики или жестов выразить свои чувства, вызывает затруднения в общении ребенка как с другими детьми, так и с взрослыми. Владение эмоциональной лексикой служит средством коммуникации у детей старшего дошкольного возраста, выражением их симпатии или антипатий. Между эмоциями и словом есть определенная взаимосвязь: слово помогает человеку осознать свои чувства, эмоции, переживания, а с другой стороны, эмоциональные процессы делают речь осознаваемой и оказывают влияние на ее понимание другим человеком. Развитие словаря, его уточнение выполняет развивающую функцию для формирования познавательной деятельности и наоборот: развитие познавательной деятельности приводит к обогащению и уточнению словаря, овладению знаниями и умениями, к развитию коммуникативной способности. Чтобы расширять эмоциональный словарь у детей старшего дошкольного возраста, воспитатель должен учитывать их возрастные особенности, а также рекомендуется использовать приемы не только во время занятий, но и на прогулке, и во время подвижных игр. Как указывают исследователи, эмоциональный словарь эффективно развивается в процессе игровой, трудовой, творческой и бытовой деятельности, в повседневной жизни и общении со сверстниками. Чтобы сформировать у детей старшего дошкольного возраста, и расширить эмоциональный словарь необходимо соблюдать 4 правила.
Чтобы расширять эмоциональную лексику у детей старшего дошкольного возраста, необходимо вводить в словарь более сложные для понимания эмоции. Формирование в речи у детей дошкольного возраста эмоциональной лексики связано с усвоением знаний о нормах и правилах морали, так как слово может быть усвоено только тогда, когда у ребенка есть представления о предметах и явлениях, их обозначающих К формированию эмоциональной отзывчивости можно отнести разыгрывание этюдов и мини спектаклей. Как отмечает Н. С. Ежкова, разыгрывание этюдов и мини спектаклей — это методический приём, предполагающий введение в занятие элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные дошкольники появляются в группе с элементами костюма героя и произносят наиболее выразительные его реплики [2]. Работая над ролью или этюдом, ребенок задействует эмоциональный, физический, нравственный, интеллектуальный, психический уровни своего существа, при этом наиболее полно реализуя себя и получая от этого удовольствие. Именно этот навык «включения» самого себя в нужный момент и является залогом дальнейшего удачного формирования эмоциональной отзывчивости. Участвуя в этюдах и мини спектаклях, дети познают окружающий мир. Из всех видов искусств именно театр имитирует межличностные контакты, привлекает людей к доброте, сопереживанию, отклику, позволяет ребенку слиться с другой личностью также побуждает ребенка действовать как в жизни в любых вымышленных обстоятельствах. Роль позволяет ребенку раскрыть те качества личности, которые в нем скрыты и заторможены. Для формирования эмоциональной отзывчивости педагог использует данный прием во всех режимных моментах: включаются во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых, в свободное время, осуществляемое в самостоятельной деятельности детей. В процессе разыгрывания этюдов и мини спектаклей дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как надо это делать. Вот почему интонации детей бывают маловыразительными, а движения однообразными. Дети испытывают неудовлетворенность от своих действий, разочаровываются и теряют порой интерес. Разыгрываемые этюды помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепощёнными, учат доброте, отзывчивости, чуткости к окружающим. Основными линиями формирования эмоциональной отзывчивости у ребенка дошкольного возраста в разыгрывании этюдов и мини спектаклей являются:
Говоря об эффективных приемах формирования эмоционального интеллекта, наибольшее значение мы отдаем рассказыванию сказке по ролям как традиционному, позволяющему в привлекательной для ребенка форме познать себя, окружающий мир, приобщиться к реалиям общества, в котором он развивается. Огромным преимуществом этого жанра является то, что благодаря лирическим моментам, образности языка, красочности, эмоциональной окрашенности и доли вымысла сказка позволяет научить ребенка очень многому, без прямого намека на указание к действию. Однако для полноценного формирования эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста недостаточно простого пересказывания сказки по ролям. В данном случае от педагога потребуется знание и применение в образовательном процессе различных приемов работы со сказкой. Например Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, выделяет рассказывание сказок по ролям как один из приемов работы с ней [3]. Идея данного приема заключается в том, что каждая сказочная ситуация содержит в себе скрытый смысл, который зашифрован в сказочных образах. Именно благодаря «расшифровке» скрытого смысла, при рассказывании сказки по ролям, ребенок проникает в саму сказку, чувствует и понимает настроение произведения, её героев, он действует в ней опосредовано, средством образов и эмоций, но в то же время именно эта особенность позволяет ребенку раскрыться, пропустить всё через себя, что способствует формированию эмоциональной отзывчивости и умению прислушиваться к себе. Работа взрослого на данном этапе является достаточно обширной, так как педагог помогает детям осмыслить рассказанное ими произведение, наталкивая на истинный смысл, который заложен в сказке. Благодаря использованию такого приема в образовательном процессе, педагог учит детей слушать и чувствовать друг друга, выражать возникающие эмоции адекватно, а также не бояться открыто заявлять о них другим. Таким образом, формированию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста способствуют такие приемы как: расширение эмоционального словаря, разыгрывание этюдов и мини спектаклей, рассказывание сказок по ролям, поскольку они направлены на обогащение процесса коммуникации, способствует формированию связной речи за счет активного использования эмоциональной лексики в различных ситуациях общения. Также происходит расширение и обогащение их эмоционального опыта, изменение прежних ценностных установок. Дети учатся слушать и чувствовать друг друга, выражать возникающие эмоции адекватно, а также не боятся открыто заявлять о них другим. Использование данных приемов позволяет утверждать, что они направлены на формирование эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Список литературы:
|