Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии речи детей пятого года жизни»
Коммуникация
Автор: Ремизова Карина Олеговна   
21.01.2022 12:52

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии речи детей пятого года жизни»Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии речи детей пятого года жизни»

Выполнила: Воспитатель первой категории Старшей группы Ремизова Карина Олеговна МБДОУ «Детский сад №180» г. Самара, 2022г.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

В современной жизни средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей с ранних лет.

 

Информационные технологии в детском саду – один из путей реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. С их помощью появляются новые возможности для развития и обучения воспитанников:

  • повышается мотивация ребенка дошкольного возраста к образовательному процессу;
  • формируются универсальные учебные действия;
  • осуществляется рост личностных достижений.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей.

Многие согласятся, что современные родители мало читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация.

В таких условиях на помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и, по-настоящему современной.

Информационные технологии, это не только компьютеры и их программное обеспечение, под ИКТ подразумевается использование Интернета, телевизора, видео, DBD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Поэтому наряду с привычными формами работы можно использовать современные технологии, сформулировав цели и задачи.

Цель — Развитие речи детей пятого года жизни по средствам ИКТ.

Использование ИКТ способствует решению следующих задач:

  1. Обогащение словарного запаса.
  2. Развитие умения воспринимать звуки на слух.
  3. Создание условий по расширению кругозора знаний о предметах; знакомство со словами, обозначающими свойства предметов
  4. Введение в лексикон обобщающих понятий (животные, фрукты, посуда).

Из опыта работы можно сказать, что при использовании ИКТ, значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых приёмов объяснения и закрепления, в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Использование ИКТ в развитие речи детей пятого года жизни помогает:

  1. Расширить представления воспитанников об окружающем мире, обогатить словарный запас.
  2. Логично и последовательно излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.
  3. Сформировать умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

Так, использование мультимедийных презентаций по развитию речи позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов.

В процессе работы создается картотека мультимедийных презентаций по следующим направлениям:

  • Звуковая культура речи;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Формирование лексико – грамматического строя речи;
  • Развитие связной речи.

Работа над звуковой культурой речи начинается с восприятия неречевых звуков. Техника помогает воссоздать необходимые слуховые ассоциации, например такие: «вода капает», «часы тикают», «молоток стучит» и т.д. В игре «Кто спрятался?» на каждом слайде звучит голос животного. Когда ребенок отгадает кто это, нужно открыть изображение и показать детям.

Отдельного внимания заслуживают игры направленные на формирование грамматических представлений — навыков словоизменения и словообразования. Примером таких игр, являются игры «Назови ласково», «Один-много», «Назови одним словом» и др. по лексическим темам: «Деревья», «Грибы», «Дикие и домашние животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Овощи и фрукты», «Цветы и ягоды» и т.д. Игра «Составь рассказ по картинкам» способствует формированию связной, объяснительной и доказательной речи, умения строить предложения. При изучении лексических тем необходимо использовать игру «Третий лишний», которая расширяет словарный запас детей. Игра «Расскажи сказку». Способствует формированию связной речи. С целью профилактики зрительного утомления детей после просмотра презентаций предлагается детям выполнить комплекс упражнений для глаз. Для большей привлекательности проводить их в игровой форме.

Сотрудничество с семьями детей в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютерных игр, является важным направлением работы. В рамках этого взаимодействия проводятся консультации, где родители знакомятся с развивающими компьютерными играми, основными приемами оздоровительной и артикуляционной гимнастики.

Проводя диагностическое исследование в начале года, был выявлен низкий уровень развития речи воспитанников (это недостаточный словарный запас, слабый фонематический строй речи).

Диагностические исследования, проведенные в конце года, показали, что у детей улучшилась связная речь, расширился словарный запас, улучшилось звукопроизношение.

Из чего можно сделать вывод что, использование ИКТ в коммуникативной деятельности повышает эффективность работы по развитию речи, оптимизирует образовательный процесс, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год