«Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством игротерапии» |
Коммуникация | |||
Автор: Кызласова Валентина Николаевна Мансурова Светлана Валерьевна | |||
26.01.2022 15:08 | |||
«Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством игротерапии»
В настоящее время существует множество методов, которые используются для развития коммуникативных способностей дошкольников, но самым эффективным и востребованным остается игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них возникает возможность для проявления эмоции, переживания, фантазий, самовыражения, снятия психоэмоционального напряжения, избавления от страхов и активизации коммуникативных способностей. В игре ребёнок развивается, учится, приобретает новый жизненный опыт. Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует развитию умственной деятельности, воображения, переходу ребенка к мышлению в плане представлений, развитию знаковой функции речи, рефлексивного мышления ребенка, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности.
Для успешной реализации игротерапии необходимо соблюдать следующие требования: игры должны соответствовать возрасту и состоянию здоровья ребёнка, т. е. они должны быть простыми и доступными для него; пробуждать в ребёнке интерес и желание быть здоровым; должны стимулировать ребёнка к активным действиям; должны стимулировать ребёнка к самостоятельным действиям; игры должны отвечать определённым эстетическим требованиям. В работе с воспитанниками группы игротерапию используем в совместной деятельности, во второй половине дня. Время строго не фиксировано и варьируется в зависимости от задач. Занятие может быть организовано незаметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Упражнения детской игротерапии могут не только помочь ребенку развить творческое чувство и воображение, но и открыто рассказывать о собственных страхах и волнениях, связанных с окружающим их миром. Игротерапия основывается на эмоциональных отношениях и помогает ребёнку: развить более позитивную Я-концепцию; стать более ответственным в своих действиях и поступках; стать более самоуправляемым и коммуникативно развитым. В игротерапии применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые учат предотвращать конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, общению и контролю своего поведения. Игры строятся на согласованном участии каждого ребенка в том, что принято со всеми, а не на отношениях соперничества друг с другом, на отношениях игрового партнерства. Они несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Эти игры отвечают потребностям детей в общении и движении. В целях развития коммуникативных способностей воспитанников группы, используем игры направленные на развивающие общение дошкольников. «Эхо». Игра учит детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений. Дети отвечают на звуки ведущего эхом. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определённом ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой. «Змея». Игра развивает навыки группового взаимодействия. Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок — «голова змеи», последний – «хвост змеи». «Голова змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребёнок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. «Пожелание». Игра воспитывает интерес к партнеру по общению. Дети садятся в круг и передавая мяч ( «волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас» и т.д. «Комплименты». Игра развивает умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам. Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону. «Ласковое имя». Игра развивает умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам. Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.). Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию. «Ручеёк». Игра помогает детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор. Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.
|