Долгосрочный проект по социально-коммуникативному развитию дошкольников старшего возраста «Мульти – пульти». |
Коммуникация | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Прудникова Юлия Александровна, Медведева Наталия Васильевна, Фортова Дарья Сергеевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21.12.2021 10:32 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Долгосрочный проект по социально-коммуникативному развитию дошкольников старшего возраста «Мульти – пульти». Социально-коммуникативное развитие дошкольника — сложный многогранный процесс, в основе которого лежат усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в современном обществе, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Это подтверждается следующими принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: принципом содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; принципом приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; принципом формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности. Социально-коммуникативное развитие дошкольника, осуществляемое в процессе социализации, выражается в умении адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавая самоценность собственной личности и других людей, выражая свои чувства и отношение к окружающему миру. Процесс социально-коммуникативного развития детей не может быть ограничен одним видом деятельности. Его особенность заключается в том, что оно осуществляется постоянно, пронизывает все стороны жизни детей.
Вопросы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста требуют пристального внимания, так как основные структуры личности закладываются именно в дошкольном возрасте. В связи с этим, большая ответственность за формирование и развитие необходимых качеств личности возлагается на педагогов дошкольной образовательной организации. Специфика социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста исследуется в работах А. Г. Гогоберидзе, М. И. Лисиной, С. А. Козловой, Т. А. Куликовой. Авторами раскрывается сущность понятия «социально-коммуникативное развитие», анализируется его структура и содержание. Одним из средств социально-коммуникативного развития дошкольников является деятельность по созданию мультфильмов. Яркие, красочные образы, сказочные персонажи, игровая направленность обуславливают высокий интерес дошкольников к мультипликации, а возможность поучаствовать в совместном создании собственного мультфильма – это интересный опыт для ребенка, позволяющий ему быть вовлеченным в процесс общения со взрослыми и сверстниками, понимать социальные нормы и правила через содержание мультфильма. Вопросами использования мультипликации в работе с детьми дошкольного возраста занимались такие исследователи как С. А. Зубкова, С. В. Степанова, Е. И. Красный, Л. И. Курдюкова и др.; в их работах описаны принципы и значение детской мультипликации для развития личности дошкольника, алгоритмы деятельности и способы организации пространства мультипликационной студии. Цель: социальнокоммуникативное развитие старших дошкольников. Задачи:
Планируемый результат: старшие дошкольники имеют представления о нормах и правилах поведения, применяя их в процессе совместной деятельности; владеют правилами построения диалога, этикетными речевыми умениями. Проект рассчитан на 10 занятий. В проекте используется как индивидуальная, так и групповая форма работы. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы. Комплекс занятий в рамках реализации проекта
Содержание занятий в рамках реализации проекта. Занятие 1. История развития мультипликации. Цель: актуализация знаний об истории мультипликации. Содержание:
Возможности социально-коммуникативного развития: развитие диалогических умений, навыков бесконфликтного общения, актуализация знаний о нравственных ценностях, правилах поведения. Занятие 2. Кто создает мультфильм. Цель: формирование представлений о профессиях, связанных с созданием мультфильмов: художник, оператор, звукорежиссер, монтажер. Содержание:
Возможности социально-коммуникативного развития: развитие умения взаимодействовать в речевом общении, строить диалог, учитывать точку зрения партнеров по общению, высказывать свое мнение, актуализация знаний о нравственных ценностях, правилах поведения. Занятие 3. Как приходят к нам мультики. Цель: актуализация знаний о специфике создания мультфильма. Содержание:
Возможности социально-коммуникативного развития: развитие диалогических умений, навыков бесконфликтного общения в процессе игровой и познавательной деятельности. Занятие 4. Такие разные мультфильмы. Цель: формирование представлений о разнообразии техник создания мультфильмов. Содержание: 1.Беседа о различных видах мультипликации (пластилиновая, рисованная, анимация). 2.Показ возможностей современных компьютерных программ для создания мультфильмов. 3.Просмотр пластилинового, рисованного, кукольного мультфильма. 4.Моделирование пластилиновых персонажей мультфильма. Возможности социально-коммуникативного развития: развитие умения взаимодействовать в речевом общении, строить диалог, учитывать точку зрения партнеров по общению, высказывать свое мнение. Занятие 5. Давайте создадим мультфильм! Цель: актуализация знаний о специфике создания мультфильма. Содержание: 1.Беседа, в ходе которой актуализируются знания детей о видах мультипликации и связанных с ней профессиях. 2.Подбор художественного произведения для сценария (обсуждение). 3.Викторина «Угадай мультяшного героя» (с показом презентации). Возможности социально-коммуникативного развития: развитие умения взаимодействовать в речевом общении, строить диалог, учитывать точку зрения партнеров по общению, высказывать свое мнение. Занятие 6. Мы — герои мультфильма (театрализация). Цель: актуализация коммуникативных умений. Содержание: 1.Погружение в воображаемую ситуацию (дети — герои мультфильма). 2.Разделение детей на группы, в которых они самостоятельно распределяют роли и обсуждают несложный сюжет. 3.Показ с элементами театрализации, оценка зрителей. Возможности социально-коммуникативного развития: развитие диалогических умений, навыков бесконфликтного общения в процессе игровой и театрализованной деятельности, актуализация знаний о невербальных средствах общения. Занятие 7. Волшебные съемки. Цель: актуализация знаний детей о процессе создания мультфильма. Содержание: Беседа о профессиях людей, которые создают мультфильм. Распределение ролей для создания мультфильма «Колобок». Моделирование мультипликационных персонажей, рисование фона для мультфильма. Совместная покадровая съемка. Возможности социально-коммуникативного развития: развитие умения взаимодействовать в речевом общении, строить диалог, учитывать точку зрения партнеров по общению, выражать свое мнение. Занятие 8. Озвучиваем мультфильм. Цель: развитие коммуникативных умений, навыков совместной деятельности. Содержание: 1.Беседа о профессии звукорежиссера. 2.Просмотр отрывков из мультфильмов на иностранном языке и с дубляжом на русский язык. 3.Совместное озвучивание мультфильма. Возможности социально-коммуникативного развития: развитие умения взаимодействовать в речевом общении, строить диалог, учитывать точку зрения партнеров по общению, высказывать свое мнение. Занятие 9. Профессия — монтажер. Цель: развитие коммуникативных умений, навыков совместной деятельности. Содержание: 1.Беседа о профессии монтажера(редактора). 2.Показ специфики монтажа мультфильма (видеоролик). 3.Игровая ситуация «Придумай ещё один финал мультфильма». Возможности социально-коммуникативного развития: развитие умения взаимодействовать в речевом общении, строить диалог, учитывать точку зрения партнеров по общению, выражать свое мнение. Занятие 10. Презентация мультфильма. Цель: развитие коммуникативных умений. Содержание: 1.Приглашение родителей. 2.Рассказываем о процессе создания мультфильма (показ презентации «Как мы создавали мультфильм»). 3.Показ мультфильма. 4.Оценка детьми и родителями созданного мультфильма. Возможности социально-коммуникативного развития: развитие умения взаимодействовать в речевом общении, учитывать точку зрения партнеров по общению, высказывать свое мнение, строить диалог. В рамках проекта дети знакомятся с историей мультипликации (анимации), основными технологиями создания мультфильмов, а также профессиями людей, связанных с мультипликацией. В ходе занятий дети участвуют в различных видах деятельности: игровой, продуктивной, познавательной, театрализованной. Наблюдая и обсуждая диафильмы и мультфильмы, старшие дошкольники усваивают базовые моральные ценности и нормы поведения, а в процессе совместной работы с педагогами и сверстниками учатся вести бесконфликтный диалог, отстаивать собственное мнение, принимать мнения других людей. Итогом данного проекта было создание мультфильмов «Зимние забавы», «Весеннее утро», которые были представлены на итоговом педагогическом совете. Методическое обеспечение проекта:
М. : ТЦ Сфера, 2010. — 176 с.
С. А. Зубкова., С. В. Степанова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2013. — № 5. — С. 54-59.
/ Л. Л. Тимофеева // Дошкольная педагогика. — 2010. — № 3. — С. 12-16 .
|