«ЦВЕТОК ЗАБОТЫ»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение общеразвивающего вида «Саракташский детский сад №7 «Чебурашка» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» Саракташского района Оренбургской области
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли Н. И. Пирогов
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, заботы, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Ребенок должен уметь заботиться об окружающих. Чувство любви, доброты, говорит о нормальном психическом состоянии человека. Такой человек не сделает зла, не обманет, не предаст в трудную минуту. Если дети видят, что родители проявляют любовь к ним, к друзьям, то они сами начнут почитать и любить ближних.
Россия в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети быстрее решают задачи, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Содержание занятия актуализирует позицию детей. Помогает направить на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
Организационная информация
|
Примечание
|
1.
|
Ф.И.О. педагога
|
Воронина Галина Ивановна
|
|
2.
|
Доминирующая образовательная область
|
Социально — коммуникативная область
|
|
3.
|
Вид деятельности детей
|
Игровая (использование дидактической игры ), продуктивная (рисование), коммуникативная (взаимодействие со взрослыми и сверстниками), позновательно-исследовательская (обсуждение поставленной задачи, ее анализ и формирование выводов), восприятие художественной литературы.
|
|
Методическая информация
|
|
1.
|
Тема образовательной деятельности
|
«Цветок заботы»
|
|
2.
|
Методы и приемы реализации содержания занятия
|
Словесный (поощрение, взаимодействие детей, беседа), практический (рисование), игровой (дидактическая игра), наглядный (использование иллюстраций).
|
|
3.
|
Интеграция образовательных областей
|
Социально — коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
|
|
4.
|
Возрастная группа:
|
Старшая группа
|
|
5.
|
Цель:
|
Формирование потребности у детей заботиться о близких людях.
|
|
6.
|
Задачи:
|
|
|
6.1
|
|
Сформировать представление о «заботе» в отношениях между людьми;
|
|
6.2
|
|
Показать значение «забота» как нравственные нормы принятые в обществе;
|
|
6.3
|
|
Воспитывать навыки сотрудничества.
|
|
7.
|
Планируемые результаты:
|
Дети имеют представление о понятии забота;
|
|
7.1
|
|
Могут проявлять заботу о близких;
|
|
7.2
|
|
Имеют привязанность к маме.
|
|
8.
|
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)
|
Сказка «История о ворчливом Ежике», иллюстрации к сказке, проектор, экран, альбомные листы для рисования, кисти, краски, выставка рисунков на тему «Моя мама».
|
|
9
|
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты
|
Чтение стихотворения «Я о маме позабочусь», рисование рисунков для выставки на тему «Моя мама».
|
|
Конспект занятия
|
|
I.
|
Вводная часть
|
|
|
1.1
|
Введение в тему (создание проблемной ситуации)
|
Детям предлагается обсудить следующие вопросы:
Каких людей называют заботливыми?
В чем проявляется забота?
Почему необходимо заботиться друг о друге?
|
|
1.2
|
Мотивация деятельности детей
|
Вы рассказали, кто такие заботливые люди. А откуда еще можно узнать о заботливых людях?
Мы можем об этом прочитать в книгах.
|
|
1.3
|
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)
|
Узнать, что такое забота, и как об этом пишут в книгах.
|
|
II.
|
Основная часть:
|
|
|
2.1
|
Актуализация ранее приобретенных знаний
|
А помните мы с вами читали стихотворение «Я о маме позабочусь»
Вопросы:
Можно ли назвать героя стихотворения заботливым? Почему?
Заботитесь ли вы о своей маме?
Как и кому еще вы помогаете в своей семье?
Что вам нравится больше: когда заботятся о вас или же когда вы сами проявляете заботу? Почему?
Игра «Заботимся о родителях»
Дети встают напротив воспитателя на расстоянии нескольких шагов.
Воспитатель, поочередно бросая детям мяч,спрашивает, как можно проявить заботу в следующих ситуациях:
-мама заболела;
-мама пришла с работы усталая;
-у мамы плохое настроение;
-у мамы много дел по хозяйству;
-папа плохо себя чувствует;
-у папы неприятности на работе.
Ребенок, придумавший как можно помочь родителям, делает шаг вперед.
Выигрывает ребенок, который первым дойдет до воспитателя.По окончании игры воспитатель просит поступать в жизни так, как они говорили.
|
|
2.2
|
Добывание (сообщение и приятие) нового знания
|
Чтение и обсуждение сказки «История о ворчливом Ежике»
Вопросы по ходу сказки:
Как вы думаете, почему ягоды спрятались от Ежика?
Почему Ежик был доволен?
Вопросы после чтения сказки:
Как вы думаете, если бы мама не заболела, изменился бы Ежик когда-нибудь? Почему?
Как вы думаете, что больше помогло выздороветь маме Ежика: малиновый напиток или забота ее сына?
Заботитесь ли вы о своей маме, когда она болеет? Как вы помогаете ей выздороветь?
|
Для чтения сказки с ребятами поменять место расположения, перейти к экрану для просмотра иллюстраций ксказке «История о ворчливом Ежике»
|
2.3
|
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
|
Продуктивная деятельность
Рисование «Цветок заботы»
Воспитатель просит детей назвать пять дел, которые они могут сделать для мамы.
Детям предлагается нарисовать для мамы «цветок заботы» с пятью лепестками. По окончании рисования воспитатель с Ежиком предлагает детям сделать задуманные ими дела и подарить маме «Цветок заботы»
|
|
III.
|
Заключительная часть
|
|
|
3.1
|
Анализ и самоанализ деятельности детей
|
По окончании занятия проводится краткая беседа, в ходе которой воспитатель напоминает детям следующее:
Заботливый человек интересуется делами своих друзей и помогает им.
Забота должна проявляться не только в словах, но и в делах.
Взрослые тоже нуждаются в заботе.
Можно ли сказать, что доброта человеческого сердца проявляется в заботе об окружающих?
Как вы думаете, почему нужно заботиться друг о друге?
|
|
IV.
|
Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)
|
|
4.1
|
Ситуация игрового взаимодействия
|
Игровая ситуация «Семейные традиции»
В игре устанавливаются «семейные правила»:
- Любить друг друга.
- Заботиться о своих родных, защищать их.
- Помогать друг другу во всем.
- Уметь уступать.
|
|
4.2
|
Чтение художественной литературы
|
Чтение и обсуждение сказки «Тетушка Заботушка»
Вопросы для обсуждения:
Что подарили Алеше?
О чем папа и бабушка расказывали мальчику?
Как Алеша помогал домашним?
|
|
|
|
|
|
|
Литература
- Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей: Конспекты занятий. /А.А. Лопатина, М.В Скребцова. - М.: Книголюб, 2008.-112с. (Педагогические беседы)
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - Изд. 3, испр., доп. - М.: Мозаика-синтез, 2014. - 368с. (соответствует ФГОС)
- Федеральный государственный образовательный стандарт // Вестник образования. - Просвещение, 2013. - № 24.
- Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации./ Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 96с. (Вместе с детьми)
|