Формирование родительской компетентности в вопросах коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста |
Коммуникация | |||
Автор: Маркова Елена Сергеевна | |||
14.05.2021 16:48 | |||
Формирование родительской компетентности в вопросах коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста Маркова Елена Сергеевна Магистрант, ФГБОУ ВО «ТГПУ» Аннотация. В статье, кроме рассмотрения теоретической справки о родительской компетентности в вопросах коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста, приводится описание формирующей работы, направленной проработку всех аспектов родительской компетентности. Данная работа проводилась в формате формирующего эксперимента. Была составлена программа развития компетентности в вопросах коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста, состоящая из мотивационного, теоретико-практического, практического этапов. Таким образом, в результате повторного тестирования доказана эффективность данной программы. Ключевые слова: родительская компетентность в вопросах коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста, коммуникативно-речевое развитие, проблемы детско-родительских отношений.
Современная образовательная концепция детских садов подчёркивает важность формирования коммуникативно-речевых навыков у детей дошкольного возраста, которые выступают в качестве одного из главных факторов психического развития и социализации ребёнка. Этот тезис закреплён в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, и выражается в форме следующих задач: «овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками» и др. [2]. «Компетентность (от англ. competence) – знания, опыт, осведомленность в той или иной области. Английский психолог Дж. Равен определяет компетентность, как специфическую способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узко предметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимания ответственности за свои действия» [1]. Где педагогическая компетентность родителей определяется «как способность родителя видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринять усилия для того, чтобы ее менять для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону на основе знаний возрастных особенностей ребенка, эффективных методов взаимодействия с ним, на основе самопознания родителя». Следовательно, родительскую компетентность в вопросах коммуникативно-речевого развития детей можно понимать как наличие у родителей знаний о речевом развитии у ребёнка, подкреплённых соответствующими личностными качествами (мотивация, ценности и др), которые выражаются в конкретных методах и приёмах, направленных на совершенствование коммуникативно-речевого развития. 20 родителей участвуют в исследовании. В рамках эксперимента общая выборка была разделена на 2 группы по 10 испытуемых в каждой, т.е. экспериментальной и контрольной. В процессе констатирующего и контрольного этапов результаты этих групп сравниваются. Экспериментальная участвует в исследовании, а следовательно, её испытуемые должны по окончанию формирующей работы иметь более высокие показатели. Контрольная группа выступает в качестве предмета сравнения. Эффективной считается та система психолого-педагогических и логопедических мероприятий, которая способствовала существенному улучшению диагностических показателей у экспериментальной группы относительно контрольной. В исследовании использовались следующие методики: Мотивационно-ценностный и деятельный критерии исследуются посредством анкетирования. В анкете имеются вопросы, использующиеся для исследования обоих критериев. В зависимости от правильности ответа за каждый вопрос испытуемый может получить 1-3 бала: 1 балл присуждается за ответ, который считается менее прогрессивным относительно коммуникативно-речевого развития ребёнка; 2 бала даётся за осмысленный, но недостаточно точный ответ на вопрос; 3 бала даётся за прогрессивный ответ. Получивший его испытуемый отличается всей полнотой умений и знаний коммуникативно-речевого развития ребёнка. Учитывая, что данная анкета проводится в индивидуальной форме, где логопед, уточняя определённые моменты, может задавать вопросы, качественным признаком считается либо анализ вопроса, либо ответ родителей на уточняющий вопрос. Гностический компонент исследуется русской версией Макартуровского опросника. Исходная версия опросника не имеет количественных показателей, только качественные, что означает усложнение интерпретации и представления результатов. Для удобства сопоставления разных группы испытуемых была добавлена балловая система. В каждом из разделов имеются свой способ балловой оценки. Первый раздел – слова. Авторами установлено, что родитель, при ответе на задания, поставить либо не поставить галочку. Следовательно, подразумевается либо наличие, либо отсутствие ответа. Это означает, что наличие галочки будет оцениваться в 0, 1 баллов, а её отсутствие 0. Отдельно оценивается задание про контекст использования ребёнком слов, где вариант «ещё нет» обозначает 0 баллов, «Иногда» 0,5 баллов, «Часто» 1 балл. В результате общий показатель сформированности данного аспекта речи у ребёнка вычисляется в результате суммирования всех баллов по каждому из заданий. Раздел «Грамматика» имеет более сложные задания, где кроме непосредственное задачи, имеются варианты ответа. Как правило, один вариант ответа означает низкий уровень развития грамматики у ребёнка (0 баллов), а второй высокий (0, 1 баллов). Аналогичным образом оцениваются задания, в которых родитель должен выписать речевые примеры ребёнка. Более прогрессивные примеры оцениваются в 0,5 баллов, а регрессивные 0 баллов. Критерий детско-родительских отношений исследуется тестовой методикой «Тест на определение отношения родителей к ребенку», где представлено 3 шкалы: 1 шкала – оптимальный эмоциональный контакт с ребенком; 2 шкала – излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (гипоопека); 3 шкала – излишняя концентрация на ребенке (гиперопека). Для улучшения данных показателей была составлена формирующая программа, направленная на развитие родительской компетентности в вопросах коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста. Исходя из рекомендаций, представленных в литературе, программа состоит из 3 этапов: мотивационный, теоретико-практический, практический. На первом этапе применялись методы, способствующие формированию у родителей мотивации не только к дальнейшему посещению занятий, но и к внедрению изученных знаний и умений в воспитательный процесс: метод арт-терапии, метод беседы, метод консультаций. Работая с родителями на данном этапе, логопед должен немного побыть в роли семейного психолога, способствуя не только развитию мотивации у родителей как психологического качества, но и создать условия для их личностного роста.
На втором этапе осуществляется теоретическая подготовка родителей с небольшими практическими включениям, что предполагает сочетание метода лекции и «мастер классов». На этом этапе больше внимания уделяется на лекции, а метод мастер классов имеет вторичное значение.
Третий этап посвящён отработке полученных теоретических знаний и формирование на их основе умения проведения логопедических игры. Здесь осуществляется сочетание метода мастер класса с методом самостоятельного проведения логопедических игр. Основной задачей этого этапа является формирование умений и навыков по проведению наиболее простых логопедических игр, которые применяются для развития речи у ребёнка. После проведения, формирующего проводится контрольный этап, на котором осуществляется вторичная диагностика всех критериев родительской компетентности в вопросах коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста. В результате определено, что относительно идеальных показателей самих методик и по сравнению с контрольной группой, у испытуемых из экспериментальной группы существенно выросли результаты, а следовательно, формирующая программа считается эффективной. Таким образом, данная программа позволяет сформировать у родителей знания и умения, позволяющие им самостоятельно стимулировать речевое развитие своих детей. Эта форма воздействия намного эффективнее классических логопедических знаний с логопедом. Список литературы
|