Развитие социально-коммуникативных навыков средствами игровых приёмов и методов в совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя группы раннего возраста |
Коммуникация | |||
Автор: Ильина Виктория Викторовна. Соавтор Романова Светлана Александровна | |||
08.05.2021 12:02 | |||
Развитие социально-коммуникативных навыков средствами игровых приёмов и методов в совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя группы раннего возраста Актуальность. Еще Аристотель сказал, что человек – существо социальное. Его жизнедеятельность неразрывно связана с обществом, которое играет огромную роль в формировании личности. С раннего детства малыш постигает секреты поведения в различных ситуациях дома, в общественных местах, в кругу сверстников и др. Приобретаемые навыки называют коммуникативностью. Они закладываются именно в дошкольном возрасте и формируются всю жизнь.
Работа по фoрмированию коммуникативных умений должна быть регулярной и органично включающейся вo все виды деятельности. Таким образом, слажена работа воспитателя группы раннего возраста и музыкального руководителя, которые следуют миссии социально-коммуникативного развития в ДОУ, установленной Федеральным государственным образовательным стандартом. Система данной работы позволяет сформировать потребность в общении со сверстниками. По назначению и функциям общение со сверстниками богаче, чем общение с взрослым. От взрослого ребенок ждет оценки своих действий или информации. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. Общаясь с товарищами, он управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. Дистанционная работа с семьёй. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Поэтому была разработана совместная система сотрудничества с родителями в дистанционной форме: видео-консультации, видео-мастер-классы по теме коммуникативного развития детей в том числе, день вопросов и ответов онлайн, групповые беседы по игровым упражнениям, досуговые мероприятия в социальных сетях с фото и видео отчетами. Результативность. Активное сотрудничество воспитателя, музыкального руководителя и родителей в развитии социально-коммуникативных навыков средствами игровых приёмов и методов даёт высокие результаты. К концу первого полугодия дети имеют следующие показатели:
Примерные игры на развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста. Игра «Найди дружочка» — проводится во втором полугодии. Цель игры: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом. Музыкальный руководитель поёт, дети исполняют движения по тексту вместе с воспитателем. - Побежали наши ножки, ля-ля-ля Приседай, приседай, ты с дружочком приседай, (дети исполняют «пружинку») Покружись, покружись, ты дружочку улыбнись! (дети кружатся в парах, улыбаются). После дух-трёх занятий игра усложняется. Добавляется 2 и 3 куплеты: - Побежали наши ножки, ля-ля-ля 2 припев: Чок-чок, каблучок, С другом спляшем гапачок! (дети стучат по полу одной ногой) Покружись, покружись, ты дружочку улыбнись! (дети кружатся в парах, улыбаются). Далее повтор 2 куплета (дети выбирают другого дружочка) 3 припев: Хлопай ладушки с дружочком Хлоп-хлоп-хлоп! (дети хлопают ладошками о ладошки дружочка) Покружись, покружись, ты дружочку поклонись! (дети кружатся в парах, на окончании музыки кланяются дружочку). Игра «Вот какие мы большие». Цель игры: учить детей самостоятельно выполнять игровые упражнения под музыку. Музыкальный руководитель поёт, дети самостоятельно выполняют движения по тексту. Воспитатель показывает начало. - Вот какие мы большие (медленно поднимают руки вверх) Сами ручки моем, сами ручки моем! (трут ладошки друг об друга) Вот какие мы большие (медленно поднимают руки вверх) Сами щёчки моем, сами щечки моем! (ладошками поглаживают щёчки) Вот какие мы большие (медленно поднимают руки вверх) Сами ушки моем, сами ушки моем! (кончиками пальцев трут ушки) Вот какие мы большие (медленно поднимают руки вверх) Сами ножки моем, сами ножки моем! (ладонями трут колени) Вот какие мы большие (медленно поднимают руки вверх) Сами трём животик, сами трём животик! (ладошкой гладят животик круговыми движениями) Вот какие мы большие (медленно поднимают руки вверх) Сами всё знаем – маме помогаем! (гладят себя по голове) Игры, которые проводит воспитатель в группе с детьми. Коммуникативная игра «Иди сюда» Цель игры: способствовать эмоциональному подъёму детей. Воспитатель встаёт лицом к детям и манящим движением руки зовёт ребёнка. Игра проводится до тех пор, пока все дети не подойдут к воспитателю. Иди сюда – указательным пальчиком делать манящие движения Тебя прошу- указательным пальцем показать на кого- нибудь. Иди сюда- указательным пальчиком делать манящие движения Секрет скажу – указательный палец приложить к губам. Шу-шу-шу. — между собой шушукаться и договориться, кого будут звать. Коммуникативная игра «Приветствие» Цель игры: развитие коммуникативных навыков. Дети стоят в кругу, воспитатель предлагает выполнить движения по показу. Здравствуй, небо голубое! — руки поднять вверх. Здравствуй, солнце золотое! — руками над головой описать большой круг. Здравствуй, вольный ветерок! — руками над головой делать плавные движения. Здравствуй, маленький цветок! — ладошки сложить вместе. Здравствуй, утро! — протягиваем правую ручку. Здравствуй, день! — протягиваем левую ручку. Нам здороваться не лень! – две ладошки кладём к груди. Дети здороваются ладошками, пальчиками, друг другу говорят «Привет!»
|