«Добрые слова» |
Коммуникация | |||
Автор: Чвилева Елена Александровна Дружина Елена Евгеньевна | |||
06.05.2021 17:50 | |||
«Добрые слова» Одной из важнейших задач любого дошкольного учреждения является формирование представлений о нормах этикета у детей дошкольного возраста в условиях интегративного построения образовательного процесса. Эта задача одна из самых важных и непростых для реализации в условиях дошкольной группы. Она включает воспитание дружеских взаимоотношений, положительных привычек, отзывчивости, формирование культурного поведения, что неразрывно связано с идеей усвоения ребенком культурно-исторического опыта в системе разных видов деятельности. Существует несколько определений значения слова «этикет». Этикет – это правила поведения людей в обществе. Этикет — правила, порядок поведения в общественном месте, в присутствии других людей, при общении с ними. Этикет — слово французского происхождения, означающее манеру поведения. Этикет -свод правил учтивости и вежливости, принятые в обществе.
В этикете высоко ценятся умение управлять своими эмоциями, скрывать дурное настроение, быть внимательным к окружающим, а также готовым выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней. Цель этикета – не доставлять проблем и неприятностей людям. Суть этикета заключается в уважении к окружающим. Понятие этикета настолько абстрактно, недоступно для понимания младшим дошкольникам, что существует единственный оптимальный путь для овладения нормами и правилами поведения в обществе – практическое овладение через игры, упражнения, воспитывающие и проблемные ситуации. Для того, чтобы данная работа достигла высокого результата, необходимо проводить ее систематически, начиная с раннего возраста. Необходимо уделять особое внимание формированию культурно-этического поведения: детей нужно познакомить с правилами поведения через игровые сюжеты, упражнения, дидактические игры, занятия, закрепить и научить выполнять эти правила. Поэтому воспитатель должен использовать в своей деятельности активные формы, приемы, методы работы, чтобы помочь сформировать устойчивые навыки и привычки культурного поведения. Для достижения стабильного результата необходимо проводить работу с детьми и с родителями: подбирать литературу для детей и взрослых в книжных уголках, рекомендовать к просмотру подборки мультфильмов, сказок, обучающих роликов, компьютерных игр, использовать ресурсы сети Интернет, создавать в группе и дома условия, необходимые для формирования культурного поведения. Для достижения этой цели в процессе работы с детьми необходимо проводить ежедневные беседы, разучивать игры, упражнения, организовывать театрализованную, образовательную, разнообразную продуктивную деятельность. При взаимодействии с родителями также необходимо проводить консультации, давать рекомендации, осуществлять совместные проекты. Проводя целенаправленную работу, мы выявили эффективные условия для формирования культурного поведения:
Мы попробовали начать формировать этические представления у детей раннего возраста. Хотим поделиться своим опытом. В соответствии с ФГОС ДО, наши малыши смогли усвоить следующее по образовательным областям. Физическое развитие. Воспитание культурно-гигиенических навыков шло через прямое обучение – показ, указание, напоминание, совместную деятельность с ребёнком, использовались игровые приёмы, дидактические игры, чтение художественных произведений. В процессе приёма пищи малыши учились держать ложку, брать пищу губами и есть с помощью взрослых. В процессе игры воспитатель показывал, как нужно кормить куклу и учил этому всех детей. В процессе одевания-раздевания мы научились снимать обувь и некоторую одежду, находить стульчик со своей одеждой после сна, помогать взрослым частично одеваться и обуваться. Играли в такие дидактические игры, как «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки», дидактические упражнения «Туфельки поссорились-подружились», «Покажи кукле Маше, где лежат её вещи». В процессе умывания учились брать мыло, с помощью взрослых намыливать руки, класть его обратно в мыльницу, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, «отжимать воду», вытирать руки с помощью взрослого о полотенце. Было проведена НОД по ФЦКМ на тему «Водичка, водичка, умой моё личико», где дети познакомились со свойствами воды (тёплая и холодная), учили куклу Катю умываться и мыть руки, купали в тёплой воде поросёнка. Также беседовали по картинам «Как дети моют руки», «Как мама моет дочку», не раз проводили упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки». Социально- коммуникативное развитие. Сюжетно-ролевые игры. Научились играть в такие игры, как «Семья» (мама кормит, одевает, раздевает дочку, «купает» (без воды), укладывает спать, гладит бельё, стирает, убирает в комнате), чему способствовали рассматривание иллюстраций, дидактические упражнения «Покорми мишку», «Поставь посуду для чаепития», «Постели простынку», «Укрой куклу одеялом», «Покачай, спой кукле песенку», «Погладим кукле платье», «У нас порядок», дидактические игры «Накормим куклу Катю», «Напоим чаем мишку», «Уложим куклу спать». «Магазин» «Строительство» Нравственно-трудовое воспитание осуществлялось параллельно. Формировались положительные эмоции, симпатии, доброжелательные отношения с окружающими, что способствовало развитию посильной самостоятельности детей в самообслуживании. Дети учились слушать и слышать взрослых, прислушиваться к их указаниям, общаться друг с другом, обращаться по имени, устанавливать дружелюбные отношения, спокойно разговаривать, использовать в своей речи добрые слова (здороваться, прощаться, благодарить после еды). С этой целью проводились занятия и игры. Познавательное развитие. Дети познакомились с несколькими темами. «Имена». Цель: научить откликаться на своё имя и запомнить других ребят по именам. Задачи:
-учить называть своё имя, откликаться на имя, знать фамилию. «Семья». Цель: уточнить состав семьи и выучить с ребёнком имена родителей, братьев, сестёр и т.д. До проведения занятия была осуществлена совместная проектная деятельность «Наша дружная семья», где родители представили семью ребёнка в виде цветов. На серединке каждого цветка была вклеена фотография, написано название и имя члена семьи. (Мама Таня) Обязательным условием было наличие 10ти лепестков на цветочке, обозначающем ребенка. «Этикет». Цель: формировать у детей представление о вежливых, «добрых» словах. Задачи: учить детей запоминать новые слова. Здесь нам очень помогли наши «Дружные семьи», продолжилась наша совместная деятельность с родителями: мы попросили на 10 лепестках написать 10 добрых слов о своём ребёнке. На каждом лепестке родители написали слово, обозначающее их отношение к ребенку (добрый, ласковый, нежный). Назвали эти слова добрыми, хорошими, потому что эти слова про нас. Так получилась наша первая общая книга «Десять добрых слов». «Добрые поступки». Цель: формировать у детей желание помогать взрослым, наводить порядок в игровой комнате, выполнять поручения, поливать цветы, кормить птиц, ухаживать за домашними питомцами. С этой целью было проведено занятие, где ребятам рассказали, какие могут быть добрые дела и поступки, рассмотрели иллюстрации. Родителям предложили сделать одну страничку для книги «Добрые поступки» — это наша вторая книга. Родители творчески подошли к данной деятельности, в результате получились разные странички: фотографии со стихами, рисунки с подписями. «Добрые слова». Цель: ввести в речевой этикет добрые, вежливые слова. С ребятами проводились беседы, читались художественные произведения. Мы решили, что к добрым словам относятся: доброе утро, здравствуйте, спасибо, пожалуйста, добрый день, добрый вечер, до свидания, спокойной ночи, доброй ночи, приятных снов. Так появилась наша третья книжка «Добрые слова», это была совместная деятельность одной семьи (мамы и ребёнка). Я придумала стихи, а моя дочка Маша из второй младшей группы №22 подобрала к ним наклейки и из старых книг, не подлежащих ремонту, мы вырезали и наклеили недостающие иллюстрации. Ребята с удовольствием её послушали и посмотрели картинки. Стелла Ш. вместе с мамой Аней сделали нам четвёртую книжку-малышку «Добрые слова». Мы надеемся, что наша совместная деятельность с детьми и родителями принесёт ту пользу, которую мы ожидали. Потому что работа, проводимая систематически, всегда приносит хорошие результаты. А на формирование представлений о нормах этикета в дошкольном возрасте у нас ещё целых четыре года. Воспитатель Чвилева Елена Александровна Учитель-логопед Дружина Елена Евгеньевна Г.Москва, ГБОУ Школа в Капотне
|