ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ |
Коммуникация | |||
Автор: Шляпникова Любовь Михайловна | |||
19.04.2021 16:02 | |||
ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ Аннотация: в статье рассматривается такое понятие, как «коммуникативные навыки», также представлены особенности общения дошкольников со сверстниками. Описано влияние игр на формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сверстниками. Ключевые слова: коммуникативные навыки, общение, игра, сверстники, влияние игровой деятельности Общение является неотъемлемой частью жизни людей. Перед обществом стоит задача формирования у ребенка основ уважения к окружающим, приобщения к общечеловеческим ценностям, умения общаться и взаимодействовать. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной деятельности "социально-коммуникативное развитие" является "развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками". В качестве целевых установок в конце дошкольного детства выделяются такие коммуникативные характеристики, как: способность сопереживать в процессе общения, умение договариваться и учитывать интересы окружающих, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности, иметь позитивное отношение к себе и другим людям.
Общение — одно из главных условий полноценного развития ребенка. Личность человека развивается и функционирует только в отношениях с другими людьми. Именно потребность в общении выходит у человека на первый план. Именно через коммуникацию мы можем получать и передавать информацию, на основе которой можем развиваться [5]. По мнению Е. О. Смирновой коммуникативные навыки – это собственно осмысленные коммуникативные действия детей, которые основаны на системе знаний и достигнутых умений, навыков; способность детей управлять своим поведением, использовать наиболее разумные приемы и способы действий при решении различных коммуникативных задач [3]. А. Г. Рузская и М. И. Лисина выделили следующие особенности общения дошкольников со сверстниками: нестандартность и нерегулярность общения детей, раскованность их действий; большое разнообразие и широкий спектр коммуникативных действий; эмоциональная насыщенность, которая выражается в использовании выразительных и мимических средств; доминирование инициативных действий над ответными действиями, проявляющееся в неспособности ребенка продолжать и развивать диалог, который может подвергаться распаду из-за отсутствия реакции и вызывать конфликты между сверстниками [2]. Многие педагоги отмечают незаменимость игровой деятельности в формировании коммуникативной сферы, подчеркивая, что эта форма деятельности в дошкольном возрасте является ведущей. Как отмечают Н.Я. Михайленко и Н. А. Короткова, «игра занимает очень важное, если не центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом совместной деятельности». В игре ребёнок учится правильно выражать свои мысли, чувства, эмоции и строить диалоги. Формируется чёткость произношения каждого слова, правильный акцент, выразительность и темпоритмические качества, грамотность, ясность и умение формулировать свои мысли так, чтобы их понимали другие. Также обогащается словарный запас, развивается монологическая и диалогическая речь [4]. Благодаря игре ребенок может почувствовать себя равноправным членом общества. Появляется уверенность в себе, в способности получать реальные результаты. Наличие правил помогает детям организоваться в игре, например, распределять роли, подготавливать игровую среду и т. д. Следуя правилам в игре, дети учатся контролировать свое поведение, проявляют большой самоконтроль, терпение, благодаря этому у них развивается воля, они учатся действовать по плану, помогать друг другу. Формируются эффективные коммуникативные навыки, развивается чувство общности и внимательность. Благодаря включению в игру, дети учатся концентрироваться на предметах, входящих в игровую ситуацию, а также на содержании разыгрываемых историй и действий. Ребенка, который не хочет быть внимательным к тому, что требуется от его ситуации и который игнорирует правила игры, сверстники исключают из игры. Потребность в общении со сверстниками и их эмоциональном поощрении подталкивает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию [1]. Подводя итог, можно сказать, что игра имеет важное значение в жизни каждого ребёнка. С помощью неё у детей дошкольного возраста формируются коммуникативные навыки, необходимые им для общения со сверстниками. Список использованных источников:
|