Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Коммуникация
Автор: Боева Александра Юрьевна   
03.12.2020 17:56

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИСЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Вербальная коммуникация является формой языкового общения, выражающаяся в последовательные передачи естественной звуковой информации – мыслей, чувств, эмоций. Она формируется под влиянием речи взрослых, зависит от грамотного речевого окружения, правильного воспитания, обучения и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики. Владение вербальной коммуникацией связано с сформированностью мотивационно-содержательного компонента, речевого базиса, а также моделей построения разных форм общения (деловое, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное).

Несформированность таких процессов может в будущем негативно сказаться на школьном обучении ребенка. Недостаточный уровень владения связной речью влияет на его письменную речь, точность и качество выполнения заданий, аргументированность развернутых ответов, общий уровень овладения школьной программой.

 

Скачать конспект

К категории детей, у которых наблюдаются коммуникативные трудности, можно отнести детей с общим недоразвитием речи (ОНР). По тому, как у ребенка развита связная речь, можно судить об уровне речевого развития. Дошкольники с ОНР в большей степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции, так как это нарушение характеризуется незрелостью речевой функции, нарушением оформления связного речевого высказывания в процессе общения. В рамках научных исследований доказано, что дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие сложности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала (В. П. Глухов, В.К. Воробьева, О.Е. Грибова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

В связи со сложностью овладения связной речи у детей с ОНР появляются психологические «зажимы» — смущение, скованность, страх, напряжение, отсутствие инициативных высказываний, которые препятствуют обучению и формированию правильной коммуникативной компетенции.

В системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР большое значение и целесообразность имеет использование сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста и через яркое эмоциональное взаимодействие, возможность свободы выбора у ребенка развиваются вербальные и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимику). Инициатива игры помогает ребенку раскрыть в себе такие качества как «открытость» к общению, самостоятельность, активность.

Исходя из этого, нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было исследование вербальной коммуникации детей с нормой речевого развития и детей с общим недоразвитием речи III уровня.

В ходе констатирующего эксперимента принимали участие 20 детей. Сравнительную группу (СГ) составили 10 детей старшей группы с нормой речевого развития. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 10 детей старшей группы с общим недоразвитием речи.

В целях комплексного исследования вербальной коммуникации детей используется серия заданий, которая включает выявление сформированности умения отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить диалог (по картинке), вступать во взаимодействие с другими детьми, исследования коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности.

В результате констатирующего эксперимента мы получили следующие данные:

Речь детей с нормой речевого развития соответствовала онтогенетическим особенностям детей 5 лет. Связная речь отвечала основным критериям связного высказывания: последовательность, связность, логичность. Дети легко вступали в контакт, в беседе быстро реагировали на реплики, пользовались различными их видами, в том числе и побуждающими партнера к речевому действию, владели речевым этикетом, могли самостоятельно запрашивать информацию.

В результате чего были установлены следующие цифры: высокий уровень выявлен (70%), средний – (30%), низкий – (0%).

Дети экспериментальной группы справились с заданиями со следующими результатами: средний уровень – (50%), низкий уровень выявлен у (50%), а высокий уровень не выявлен (0%) (табл. 1).

Незнание речевых оборотов у детей с ЭГ затрудняло попытки вступать в контакт как с педагогом, так и с детьми, они пассивно включались в диалог, проявляли слабую речевую активность. Беседа протекала медленно, много длительных пауз. Дети не способны были самостоятельно формулировать вопросы. У них имелся ограниченный объем фраз речевого этикета.

Таблица 1.

Уровни развития вербальной коммуникации у дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

Группы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Сравнительная группа (СГ)

0%

30%

70%

Экспериментальная группа (ЭГ)

50%

50%

0%

Основываясь на анализе данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента и возрастные особенности, нами был составленплан коррекционной работы с детьми с ОНР III уровня старшей группы с использованием элементов сюжетно-ролевой игры.

Занятия по развитию вербальной коммуникации проводились несколько раз в месяц на протяжении восьми месяцев. Формирующий этап был нами разделен на два основных периода. Первый заключался в работе над речевым базисом – лексикой, грамматикой, обучению этикету, различным побудительным репликам и репликам-реакциям.

Осуществление второго периода проводилось с использованием разных видов сюжетно-ролевых игр, приуроченных к лексическим темам недели в образовательном учреждении. Нами были использованы и «проиграны» бытовые сюжеты (семья, праздники), игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, больница, парикмахерская, почта), разработанные нами игры на темы русских народных сказок («Теремок», «Репка», «Колобок»), а также режиссёрские игры, в которых ребенок выступает не только как «актер», но и как «писатель».

В завершении обучающего процесса нами было проведено контрольное исследование детей экспериментальной группы, методика которого совпадала с методикой констатирующего этапа. Результаты контрольного эксперимента показали, что были достигнуты положительные результаты в формировании вербальной коммуникациидошкольников с общим недоразвитием речи: улучшились показатели всех компонентов речи, повысилась речевая активность детей (табл. 2).

Таблица 2.

Уровни развития вербальной коммуникации у детей с ОНР на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Этап эксперимента

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Констатирующий

50%

50%

0%

Контрольный

20%

70%

10%

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности использования сюжетно-ролевых игр в развитии вербальной коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год