СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ |
Коммуникация | |||||||||||||||||||||||||||
Автор: Боева Александра Юрьевна | |||||||||||||||||||||||||||
03.12.2020 17:56 | |||||||||||||||||||||||||||
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Вербальная коммуникация является формой языкового общения, выражающаяся в последовательные передачи естественной звуковой информации – мыслей, чувств, эмоций. Она формируется под влиянием речи взрослых, зависит от грамотного речевого окружения, правильного воспитания, обучения и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики. Владение вербальной коммуникацией связано с сформированностью мотивационно-содержательного компонента, речевого базиса, а также моделей построения разных форм общения (деловое, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное). Несформированность таких процессов может в будущем негативно сказаться на школьном обучении ребенка. Недостаточный уровень владения связной речью влияет на его письменную речь, точность и качество выполнения заданий, аргументированность развернутых ответов, общий уровень овладения школьной программой.
К категории детей, у которых наблюдаются коммуникативные трудности, можно отнести детей с общим недоразвитием речи (ОНР). По тому, как у ребенка развита связная речь, можно судить об уровне речевого развития. Дошкольники с ОНР в большей степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции, так как это нарушение характеризуется незрелостью речевой функции, нарушением оформления связного речевого высказывания в процессе общения. В рамках научных исследований доказано, что дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие сложности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала (В. П. Глухов, В.К. Воробьева, О.Е. Грибова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). В связи со сложностью овладения связной речи у детей с ОНР появляются психологические «зажимы» — смущение, скованность, страх, напряжение, отсутствие инициативных высказываний, которые препятствуют обучению и формированию правильной коммуникативной компетенции. В системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР большое значение и целесообразность имеет использование сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста и через яркое эмоциональное взаимодействие, возможность свободы выбора у ребенка развиваются вербальные и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимику). Инициатива игры помогает ребенку раскрыть в себе такие качества как «открытость» к общению, самостоятельность, активность. Исходя из этого, нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было исследование вербальной коммуникации детей с нормой речевого развития и детей с общим недоразвитием речи III уровня. В ходе констатирующего эксперимента принимали участие 20 детей. Сравнительную группу (СГ) составили 10 детей старшей группы с нормой речевого развития. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 10 детей старшей группы с общим недоразвитием речи. В целях комплексного исследования вербальной коммуникации детей используется серия заданий, которая включает выявление сформированности умения отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить диалог (по картинке), вступать во взаимодействие с другими детьми, исследования коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности. В результате констатирующего эксперимента мы получили следующие данные: Речь детей с нормой речевого развития соответствовала онтогенетическим особенностям детей 5 лет. Связная речь отвечала основным критериям связного высказывания: последовательность, связность, логичность. Дети легко вступали в контакт, в беседе быстро реагировали на реплики, пользовались различными их видами, в том числе и побуждающими партнера к речевому действию, владели речевым этикетом, могли самостоятельно запрашивать информацию. В результате чего были установлены следующие цифры: высокий уровень выявлен (70%), средний – (30%), низкий – (0%). Дети экспериментальной группы справились с заданиями со следующими результатами: средний уровень – (50%), низкий уровень выявлен у (50%), а высокий уровень не выявлен (0%) (табл. 1). Незнание речевых оборотов у детей с ЭГ затрудняло попытки вступать в контакт как с педагогом, так и с детьми, они пассивно включались в диалог, проявляли слабую речевую активность. Беседа протекала медленно, много длительных пауз. Дети не способны были самостоятельно формулировать вопросы. У них имелся ограниченный объем фраз речевого этикета. Таблица 1. Уровни развития вербальной коммуникации у дошкольников на констатирующем этапе эксперимента
Основываясь на анализе данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента и возрастные особенности, нами был составленплан коррекционной работы с детьми с ОНР III уровня старшей группы с использованием элементов сюжетно-ролевой игры. Занятия по развитию вербальной коммуникации проводились несколько раз в месяц на протяжении восьми месяцев. Формирующий этап был нами разделен на два основных периода. Первый заключался в работе над речевым базисом – лексикой, грамматикой, обучению этикету, различным побудительным репликам и репликам-реакциям. Осуществление второго периода проводилось с использованием разных видов сюжетно-ролевых игр, приуроченных к лексическим темам недели в образовательном учреждении. Нами были использованы и «проиграны» бытовые сюжеты (семья, праздники), игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, больница, парикмахерская, почта), разработанные нами игры на темы русских народных сказок («Теремок», «Репка», «Колобок»), а также режиссёрские игры, в которых ребенок выступает не только как «актер», но и как «писатель». В завершении обучающего процесса нами было проведено контрольное исследование детей экспериментальной группы, методика которого совпадала с методикой констатирующего этапа. Результаты контрольного эксперимента показали, что были достигнуты положительные результаты в формировании вербальной коммуникациидошкольников с общим недоразвитием речи: улучшились показатели всех компонентов речи, повысилась речевая активность детей (табл. 2). Таблица 2. Уровни развития вербальной коммуникации у детей с ОНР на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности использования сюжетно-ролевых игр в развитии вербальной коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи.
|