Детская журналистика как средство успешной социализации и ранней профориентации дошкольника |
Коммуникация | |||
Автор: Низаметдинова А.В., Шакирова Е.В. | |||
22.11.2020 17:49 | |||
Детская журналистика как средство успешной социализации и ранней профориентации дошкольника Низаметдинова А.В., Шакирова Е.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50 г. Челябинска», г. Челябинск, Россия В данной статье предложены и охарактеризованы некоторые инновационные педагогические технологии, одна из которых – детская журналистика – направлена на развитие коммуникативных навыков и интеллектуальных способностей. Авторами предложены способы и приёмы для реализации долгосрочного проекта «Маленькие журналисты», который направлен на речевое развитие, социализацию и раннюю профориентацию дошкольников. Ключевые слова: детская журналистика, социализация, ранняя профориентация, инновационные педагогические технологии, коммуникативные навыки. В современном дошкольном образовании, в условиях реализации ФГОС ДО, большое внимание уделяется различным видам детской деятельности, развитию у детей самостоятельности, инициативы, и творческих способностей. Современный воспитатель должен осознавать, что от него во многом зависит развитие у детей этих важных качеств. Для успешного речевого развития дошкольников необходимо создать условия, в которых они могли бы рассказать о том, что интересного произошло в группе или дома, поделиться своими впечатлениями, высказать свое мнение.
Коммуникативная деятельность тесно взаимосвязана и с игровой деятельностью. В игре дети наиболее свободно общаются, выражают свои эмоции, отражают свои знания об окружающей действительности. В дошкольном детстве происходит формирование наглядных конкретных представлений и образов об окружающем мире, на основании которых будет происходить становление личности: её успешная социализация, индивидуализация, интеграция в обществе. В периоде дошкольного детства у ребёнка формируется чувство предприимчивости, инициативы, формирование которых происходит благодаря игре. Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от лат. устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника. [2, 5] Актуальность проблемы развития коммуникативных навыков обусловлена широкой доступностью использования всевозможных технических устройств: планшеты, телефоны и т.п. В связи с этим у детей формируется скудный словарный запас, как активный, так и пассивный; ребёнок чаще увлечённый гаджетом, не имеет возможности нормально, в полном объёме коммуникатировать с внешним миром вербальным способом. [3] Именно в этом возрасте есть необходимость развития коммуникативных навыков, интеллектуальных способностей, в этот период можно ввести знакомство с профессиями, дать понятие об их разнообразии, исключительности, необходимости. Поэтому, возможно использование инновационных педагогических технологий, таких как: технологии проектной деятельности; технологии исследовательской деятельности; информационно-коммуникативные технологии; личностно-ориентированные технологии. Таким образом, будут затронуты все перечисленные выше педагогические технологии, используемые в долгосрочном проекте «Маленькие журналисты», направленном на речевое развитие, социализацию и раннюю профориентацию дошкольников. Детская журналистика даёт возможность привлечь внимание детей к различным профессиям, используя при этом разнообразные виды деятельности для развития коммуникации и взаимодействия детей друг с другом и с окружающим их миром Целью данного проекта можно выделить развитие интеллектуальных способностей, речи; социализация дошкольников, ранняя профориентация. Задачи проекта:
Тип проекта: практико-ориентированный познавательно-игровой творческий открытый, долгосрочный. На базе группы № 14 МАДОУ «ДС№50 г. Челябинска» имеет место реализация педагогических технологий перечисленных ранее. Приоритетным направлением выбрана детская журналистика, как средство развития коммуникативных навыков и интеллектуальных способностей. Участниками проекта могут быть дети 4-7 лет, а также воспитатели, родители. Методические приемы, которые используются при реализации проекта: моделирование, объяснение, беседа, вопросы, рассматривание, дидактические игры, пример ведения интервью. Планируемым результатом данного проекта будет овладение связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста. Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада. Создание у дошкольников чувства принадлежности к группе, развитие положительных эмоций от общего, творческого дела. Сотрудничество с семьей в познавательном и социальном развитии дошкольника и подготовка к школе Проект состоит из трёх этапов. Каждый этап длится 1 учебный год, рассчитан на 34 учебных недели. Всего 9 изучаемых тем. Одна тема реализуется в течение месяца, при этом занятия проходят 2 раза в неделю. 1 этап подготовительный «Маленькие исследователи» (4 – 5 лет) Включает в себя: знакомство с понятиями "СМИ", журналистика, расширение представлений о роли периодики (газет, журналов) в жизни человека. Формирование представлений и понятий о профессиях, связанных с журналистикой: журналист, редактор, художник-оформитель, фотограф, корреспондент. Каждая тема предполагает реализацию ее в течение 1 месяца, занятия по теме 2 раза в неделю (см. табл. 1).
Таблица 1. Подготовительный этап «Маленькие исследователи» Месяц Тема Задачи Сентябрь Что такое СМИ? Введение детей в тематику предстоящего проекта. Знакомство с новым понятием. Формировать навыки участия в диалоге с воспитателем, сверстниками, быть корректным собеседником. Формировать навыки творческого рассказывания по предложенной теме. Учить анализировать содержание рассказа воспитателя. Октябрь Что такое журналистика? Беседа – ознакомление с новым понятием, введение нового слова в активный словарь. Формировать навыки участия в диалоге с воспитателем, сверстниками, быть корректным собеседником. Ноябрь Что такое газеты? Показ презентации. Наглядная демонстрация газет. Формирование понятия о роли газет в жизни человека Декабрь Что такое журналы? Показ презентации. Наглядная демонстрация журналов. Формирование понятия о роли журналов в жизни человека Январь Кто такой журналист? Сюжетно-ролевая игра с показом воспитателя в роли журналиста. Знакомство с понятием «журналист». Введение нового слова в активный словарь. Февраль Кто такой редактор? Рассказ воспитателя с наглядным представлением информации. Знакомство с новым понятием. Введение нового слова в активный словарь. Повторение предыдущего материала Март Кто такой художник- Знакомство с новым понятием. Введение оформитель? Беседапрактикум с последующим изготовлением творческой странички журнала «Изумрудный замок» нового слова в активный словарь. Повторение предыдущего материала. Формирование чувства коллективизма. Апрель Кто такой фотограф? Сюжетно-ролевая игра с показом воспитателя в роли фотографа. Знакомство с новым понятием. Введение нового слова в активный словарь. Повторение предыдущего материала. Май Кто такой корреспондент? Сюжетно-ролевая игра с показом воспитателя в роли корреспондента Знакомство с новым понятием. Введение нового слова в активный словарь. Повторение предыдущего материала. 2 этап деятельностный «Наша речь» (5 – 6 лет) Работа по развитию коммуникативных навыков, развитие диалогической монологической речи, развитие активного словаря; развитие воображения, пантомимической и речевой выразительности; творческих способностей (см. табл. 2). Таблица 2. Деятельностный этап «Наша речь» Месяц Тема Задачи Сентябрь В деревне. Закреплять знания детей о домашних животных, понятии «деревня»; развивать воображение, пластику, чувство ритма, звукоподражание; развивать умение согласовывать движения со словами; воспитывать желание участвовать в совместных играх. Октябрь На лугу. Закреплять знания детей о флоре и фауне луга; развивать артистизм, воображение, связную речь детей; формировать потребность в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми Ноябрь В лесу. Закреплять знания о флоре и фауне леса; развивать выразительность мимики и пантомимики, воображение, связную речь; формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками Декабрь У лесного болота Закреплять знания детей об обитателях болотных мест; развивать артистизм, связную речь; формировать интерес к живой природе, желание её сохранять Январь По воздуху. Закреплять представления детей об обитателях воздушной среды; развивать выразительность речи и движений; формировать интерес к окружающему, внимание, творческие способности. Февраль В организме человека Закреплять знания об организме человека как единой системе, от которой зависит работа всех органов; развивать воображение, мимику, пантомимику; формировать желание беречь своё и чужое здоровье. Март На реке Закреплять знания детей о речной фауне и флоре; развивать воображение, выразительность движений, мимики; формировать желание общаться в игре со сверстниками и взрослыми. Апрель В мире транспорта Развивать воображение детей, память; закреплять знания о видах транспорта, их особенностях; развивать пантомимическую выразительность, звукоподражательные навыки, чувство ритма. Май В цирке Развивать воображение, память детей; закреплять знания детей о цирке, его работниках развивать пантомимическую выразительность, речь, чувство ритма, темпа, моторику. [1] 3 этап продуктивный «Новости Изумрудного замка» (6 – 7 лет) На данном этапе проводится работа непосредственно по изготовлению периодического издания и информационного выпуска новостей ежемесячно. На данном этапе происходит формирование понятия о разнообразии профессий, об их уникальности, необходимости (см. табл. 3). Таблица №3. 3 этап продуктивный «Новости Изумрудного замка» (6 – 7 лет) Месяц Тема Задачи Сентябрь Директор – как много в этом слове… Расширять и закреплять представление о профессиях. Развивать умение поддержать беседу, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Упражнять детей в умении определять название профессий по названиям действий, в подборе словдействий, в умении заканчивать предложения используя слова и словосочетания, соотносимые с определённой профессией человек, расширять и активизировать словарь по теме профессии. формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и Октябрь Бухгалтер – цифры всякие нужны, цифры разные важны… Ноябрь Медицина – все мы любим докторов, каждый ведь из нас здоров! Декабрь Педагог – всему голова… Январь Младший воспитатель – чистотой сверкает сад, наши няни – просто клад! Тяжела у них работа, каждый день нужна забота! Февраль Музыкант – "Фа" от "соль" не отличаем- Дан не каждому талант, Но нас это не смущает, В садике есть музыкант! Март Физрук: в здоровом теле здоровый дух Апрель Повар. Спасибо нашим поварам за то, что вкусно варят нам! Май Сторож – все профессии важны, все профессии нужны! чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольном учреждении. Формирование положительного отношения к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно. Однако в них наблюдаются качественные сдвиги, так сказать «переломы» [4]. Для успешной реализации социального становления личности дошкольника современному педагогу необходимы ресурсы. В этом могут помочь инновационные педагогические технологии. Таким образом, детская журналистика может решить проблемы речевого развития, социализации и ранней профориентации детей дошкольного возраста. Список литературы 1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии. М.:ТЦ Сфера, 2005. 128 с. 2. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс. СПб.: Питер 2007. 304 с. 3. Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб.: Речь, 2006. 220 с. 4. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей, обучающихся по специальности «Дошкольное образование». М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. 119 с. 5. Столяренко Л.Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах. Ростов на Д.: Феникс, 2003. 448 с.
|