Влияние и значимость сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников |
Коммуникация | |||
Автор: Мартыненкова Инна Васильевна | |||
16.12.2020 11:00 | |||
Влияние и значимость сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников Мартыненкова И.В., воспитатель На базе МБДОУ ДС №1 «Сказка» нами было проведено экспериментальное исследование с целью выяснения влияния и значимости сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников в рамках защиты ВКР по теме: «Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры». Работа нам показалась нам наиболее важной и актуальной потому, что во ФГОС ДО (2013 г.) одной из приоритетных образовательных областей определено социально-коммуникативное развитие дошкольника.
Основным содержанием социально-коммуникативного развития являются два направления: социализация личности ребенка дошкольного возраста и формирование ее коммуникативных навыков. Такое слияние направлений развития дошкольника является преднамеренным, так, как социальная среда оказывается решающим и значимым фактором в процессе формирования личности ребенка, которая обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения. Однако, на практике мы столкнулись с тем, что наши дети не умеют играть и соответственно испытывают при этом, по нашему мнению, определённые трудности такие, как: неумение взаимодействовать друг с другом из-за увлеченности телевидением, интерактивными играми, лего-конструированием и другими играми, которые предусматривают индивидуальную форму организации деятельности; отсутствие практического участия взрослых в развитии игровой деятельности детей. Между тем, развитие коммуникативных умений и социальных навыков дошкольника является одним из важных векторов современной педагогики, направленным на достижение целей освоения социального характера и овладение детьми конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со взрослым и сверстником. Достижению обозначенных целей и выполнению поставленных перед ребенком задач способствует игра. Игра ребенка самая свободная, самая естественная форма погружения в вымышленную (воображаемую) действительность с целью проникновения в мир фантазии, через познание собственного «Я», самоощущения, творческую активность, самореализацию. Игровая деятельность является тем самым связующим переходным мостиком между ощущением действительности и выдуманным миром – миром фантазии, от коммуникации во взаимодействии до социализации в целом. Особую роль в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольников играет сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра разнообразна и богата как по характеру ролевых взаимоотношений и межличностных взаимодействий, так и по разнообразию сюжетов и обобщенности отображаемых событий. Игра для детей, по мнению Д.Б. Эльконина, есть не что иное, как социальная деятельность, появившаяся из условий жизни ребенка в определенной социальной среде. Игра, в отличие от других видов детской деятельности, наиболее значима для социального становления личности ребенка. Мы предположили, что процесс социально-коммуникативного развития старших дошкольников будет эффективным, если в образовательной деятельности ДОО будет целенаправленно и систематически реализовываться комплекс сюжетно-ролевых игр социально-коммуникативной направленности. В процессе опытно-экспериментальной работы был разработан и реализован комплекс из десяти взаимосвязанных образовательных ситуаций, построенных на основе использования игровых сюжетов вокруг приоритетно-обобщающей сюжетно-ролевой игры «Семья и ее досуг», направленной на социально-коммуникативное развитие старших дошкольников. В эксперименте принимали участие дошкольники в количестве 20 воспитанников двух старших групп. Игры проводились один раз в неделю в экспериментальной группе. При отборе игр мы руководствовались наиболее значимыми принципами организации игровой деятельности, включающих в себя:
Цель которых заключалось в следующем: обогащению игрового опыта старших дошкольников, посредством введения дополнительных игровых ситуаций и сюжетов; подведению детей к созданию собственных игровых замыслов, развитию социальных навыков и коммуникативных умений соответственно возрасту. Все представленные детские игры носили бытовой характер сюжета и отображали реальную близкую к пониманию детей и исполнению действительность. Принимая участие в играх, дети осваивали систему взаимоотношений в семье, учились выполнять свои домашние обязанности и обязанности старших, овладели навыками самообслуживания, учились общаться и договариваться, исполняя при этом принятые на себя социальные роли. В ходе работы использован прием сюжетосложения. Данный способ построения игры применялся посредством обогащения ключевой сюжетно-ролевой игры «Семья». Стержневым аспектом выступает непосредственно не сама как единое целое, неделимое, сюжетно-ролевая игра, а ее разнообразие ее содержание за счет расширения игровых ситуаций, обогащения сюжета, посредством ролевого многообразия. Наблюдения в ходе исследовательской работы позволили отметить, что на начальном этапе дети ЭГ испытывали значительные затруднения в общении и взаимодействии как со сверстником, так и со взрослым и находились на низком уровне социально-коммуникативного развития. Тогда как дети контрольной группы имели незначительные трудности в общении и взаимодействии с окружающим, вполне преодолимые самостоятельно или с незначительной помощью воспитателя и находились соответственно на среднем уровне. Динамика социально-коммуникативного развития между замерами до реализации заявленной работы, и после выразилась в следующем: развитие коммуникативного умения во взаимодействии со окружающими как со сверстниками, так и взрослыми людьми и в повышении уровня социально-коммуникативного развития с тенденцией его усреднения в ЭГ и незначительными трансформациями с тенденциями к стагнации в КГ – дети оставались по-прежнему на среднем уровне социально-коммуникативного уровня развития старшего дошкольника. Таким образом, сопоставление результатов эксперимента позволило сделать вывод о целесообразности реализации образовательной деятельности в ДОО с использованием сюжетно-ролевой игры, направленной на социально-коммуникативное развитие старших дошкольников.
|